Созерцание Ристики. Предисловие

Жизнь всё время отвлекает наше внимание;
и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.
Франц Кафка

Если человеку не доступен мир за собственной спиной, имеем ли мы право рассуждать о его свободе?
Андрей Николаевич Миль

Я отдал бы всё, чтобы быть с тобой,
но, может, тебя и на свете нет.
Группа «Мельница», песня «Королевна»

Двигаясь вместе с толпой, в оживленном людском потоке, вы никак не можете просчитать заранее свой путь. Мимо которых людей вы пройдете, куда повернете, кого заметите, с кем из них соприкоснетесь – дело случая, закономерность или замысел Создателя. Как будет угодно читателю.

Верно одно – мы идем по жизни также как двигаемся в толпе людей. Обгоняя или подвергаясь обгону, ступая во вновь освободившуюся брешь или оказываясь прижатыми к краю, мы остаемся в неведении полного маршрута своего же следования. Ведь решение о следующем шаге обычно принимается внутри каждой ситуации и очень редко просчитывается заранее.

Двигаемся среди людей. А что есть наше движение? Желание достичь высокой цели: знания, свободы, любви? Быть может, просто страх? Страх перестать двигаться как все. Ведь мы догадываемся, что случается с теми, кто посмел остановиться. Они остаются без смысла жизни, без внимания, без любви, без свободы.

Мы так увлечены самим движением, что попытки заметить на ходу хоть что-нибудь обычно неудачны. Наши мысли о мире искрам подобны. Как всполохи гроз расходятся они в нашем сознании во все стороны, убегая от своего автора. Если их вовремя не запечатлеть, то они забудутся через секунду, возможно навсегда.

Тогда мы должны задаться вопросом: насколько много можно не увидеть в суматохе?
Едва замечая особенности близ проходящих людей, путаясь в их лицах, мы не успеваем оценить достоинства. Стоит ли оспаривать утверждение, что проступающий из-за спин пейзаж, на фоне которого происходит наше столпотворение, остается совсем неоцененным. Пейзажа просто нет в нашей жизни.

Сами чувства столь же искроподобны – возникают на мгновения, и запечатлеть их практически нет возможности. В таком случае, как мужчина увидит идеальную для него женщину? Как женщина сумеет обратить на себя внимание мужчины? Загадка.
Загадка – есть всё, что нас окружает. Люди и взаимоотношения, вещи и явления. Мы же отгораживаемся от пейзажа, спасая наш тщательно лишенный загадочности мирок. Распределяем время лишь между решением насущных задач – на продолжение бега с толпой.

Мы безропотно ожидаем столкновение судеб, не имея возможности это спланировать. Нас отталкивает непостижимость вещей. Но что если «обратить внимание» – значит наполовину постичь?

Пусть нам некогда изучать звезды и восхищаться их великолепием. Но что нам звезды? Что нам взрывы звезд? Важнее травинка, растущая перед своим домом – вот, что стоит замечать, чтобы стать счастливым. Ведь особенности малозаметных вещей вносят капельку мистики в наш практичный мир.

Мистическую сторону повседневной реальности большинство людей не замечает, а значит, не успевает удивиться, восхититься или задуматься о ней.

Не замечать новое, не реагировать, жить, словно ничего не произошло – это наша способность. Особенность, позволяющая без новых, тревожащих эмоций двигаться в уже известном направлении. Пока вы не окажетесь готовыми задуматься о смысле происходящего. Когда вы не сможете найти смысл жизни в семье, делах и удовольствиях. В тот день вы вынуждены будете начать поиск: на другом конце света или за собственной спиной, в вековой книге или в еще нерассказанной истории.

Истории, как дожди: своими каплями они сметают даже многолетний слой пыли и обнажают истинный вид вещей. Так может быть, чтобы увидеть мир, сначала стоит послушать историю о нем?
Кстати, именно с дождя и начинается наше повествование.


Рецензии
Может я чего то не поняла.
Но я чувствую в написанном-пессимизм с безысходностью.
Всех благ.

Татьяна 23   25.08.2018 09:49     Заявить о нарушении
На: Татьяна 23: «...я чувствую в написанном - пессимизм с безысходностью.»

По-моему, чувство пессимизма вызвано специальным (так и хочется сказать «искусственным») приёмом, название которого я не знаю, но «сходу», т.е без специального обдумывания, назову «глобализмом в оценках».

Начну с цитаты Кафки: «Жизнь всё время отвлекает наше внимание, и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Если заменить её более правильным утверждением: «Жизнь иногда (или «часто» - как угодно, но НЕ ВСЁ ВРЕМЯ, т. е. ВСЕГДА) настолько отвлекает наше внимание, что мы даже не успеваем заметить, от чего именно», то, вроде бы, исчезает не только пессимизм, но и безысходность. Наоборот, появляется интерес: «ну, интересно, как автор дальше «обыграет» эту очевидную истину?».

То, что «НЕ ВСЕГДА» - на самом деле очевидно уже хотя бы потому, что люди - разные, и никогда не бывает людей, которым может быть интересно (или полезно) ВСЕГДА знать ВСЁ в жизни.

Более того, МНОГООБРАЗИЕ жизни таково, что это величайшее благо — не успевать заметить «от чего именно» - это при СПОСОБНОСТИ человека настолько сосредотачиваться на ИНТЕРЕСНОМ и ВАЖНОМ ему в конкретный момент, что ВСЁ, отвлекающее внимание, ДОЛЖНО исчезнуть. Иначе не было бы прогресса в результате любой творческой деятельности (например, изобретательской или, что мне более знакомо, исполнительской).

Конечно, я не специалистка качественно и аргументировано дискутировать на такую «философскую» тему. Похоже, что и ты тоже. Поэтому если уж мы не последовали совету автора — не лезть сюда, таким, как мы, то и не стоит даже отвлекаться на кажущиеся пессимизм и безысходность таких философских проблем, как мы не отвлекаемся, например, на математические проблемы.

Мой «благоверный математик» говорит, что безысходности не бывает, бывает неспособность — насколько приятнее жить с таким пониманием жизни — с неспособностью можно как-то бороться, а с безысходностью?

Так что и продолжать свой анализ философской работы — неправильно. Ведь и вышеприведённый мой анализ — тоже неправильный, ибо бесконечно далёк от профессионального, каким должен быть любой анализ.
Просто я хотела разобраться, почему и на меня это «Предисловие» произвело такое же впечатление, как и на тебя.

С уважением, Дава.

Дава Аутрайт   12.09.2018 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.