Из трактата Законы развития

Общество Реализуемых Возможностей. Мировоззренческая концепция / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –264 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3491/
_____________________________________________________

Из трактата «Законы развития»,
книги «Теория информационных систем», [3]
_______________________________________

Единый и непрерывный мир для удобства ориентации, целенаправленных воздействий и изменений человеческое сознание разделяет на части. Существуют различные способы расчленения мира сознанием. Они соответствуют религиозным и философским системам, национальным культурам.
Предлагаю еще один способ деления.
На мой взгляд, исключительно удобно считать мир суперпозицией информационных систем (ИС) различных уровней иерархии, индивидуальных и объединенных. И выделять в каждой ИС три ее составляющие или, иначе, три ипостаси, три аргумента: материальное, идеальное и активное.
Человек – индивидуальная ИС (ИИС) одного из высших уровней развития. Объединенной ИС (ОИС) является, например, государство. Активной инстанцией (АИ) человека является его «я».



9 Законы развития активной инстанции
_______________________________________

Рассмотрим теперь, что такое активная ипостась в ИС.

У ИИС уровень развития ее ММ определяется уровнем развития ее органов (органов ощущений, воздействий на среду, систем питания, обмена веществ и др.) Уровень развития ИМ ИИС определяется организацией ее понятийной системы - количеством и качеством понятий, их взаимосвязанностью. Уровень развития «я» ИИС определяется объемом и скоростью информации, пропускаемой через каналы связи между ИМ и ММ.

Что такое «я» математически? Это общее количество происходящих в ИИС за некоторый промежуток времени (dt) отношений между ее идеальным и материальным, уровень таковых отношений. При этом чем сложнее организация у ИИС ее материального и идеального, т.е. чем выше их уровень, тем выше и уровень отношений между идеальным и материальным, т.е. выше уровень развития «я».

«Я» = Опр.интеграл F(ММ <---> ИМ) dt                (30)
                ИИС

где F (ММ ; ИМ) - некая функция, выражающая всю совокупность отношений между материальным и идеальным ИИС.


Для ОИС уровень развития ее ММ определяется уровнями развития ее материальных объектов, в том числе материальной стороной входящих в нее ИИС, материальными результатами деятельности ИИС, материальным аспектом иерархии всей живой и неживой природы в рамках ОИС.
Уровень развития ИМ ОИС определяется общим количеством не дублированных понятий, т.е. объемом долговременной памяти, совершенством ее организации, а также организацией идеальных миров (оперативных памятей) ИИС.
Уровень развития активной ипостаси - в ОИС это инструмент познания и развития (ИПР) - определяется количеством и качеством (уровнями развития) ИИС, а также качеством организации их взаимодействия.


Человек вместе с орудиями труда, продолжающими, усиливающими и дополняющими его органы ощущений и трудовой деятельности, выступает в качестве инструмента познания и развития в ОИС, а если смотреть шире, в качестве инструмента самопознания и саморазвития материи в ГИС (Вселенной).
Именно потому, что человек взял на себя выполнение функции инструмента самопознания и саморазвития материи, он занял главенствующее положение на Земле. А если он будет выполнять их и дальше, он будет далее развиваться вместе со своею Вселенной, управляя ее развитием. И значение человека будет столь значительным и столь длительным, насколько человек сможет лучше других (естественный, понятийный отборы, конкуренция и проч.) возможных, неведомых нам еще «конкурентов», которые могут на любом этапе развития встретиться нам где-нибудь во вселенной, справляться со столь ответственными и непростыми функциями.

Коллективное «Я» человечества, складывающееся как результирующий вектор волений «я» отдельных людей, представляет собою некий суммарный инструмент познания и развития (ИПР) материи и является третьей составной частью ОИС, связкой и преобразователем между ее материальным и идеальным мирами.

Определим суммарный ИПР в ОИС как:

                N
ИПР = Сумма f(ОПi , КДi , ДОi , КИi , ДВi , КВi ).                (31)
                i=1

Здесь: N - число локальных ИПР в ОИС (число людей);
ОПi - оперативная память i-ого ИПР. Число понятий и связей между ними определяется способностями индивида, его личным опытом, воспитанием и образованием;
КДi - коэффициент доступа к долговременной памяти i-ого ИПР. Определяется степенью доступа к достоверной информации в долговременной памяти, умением извлекать из долговременной памяти и вносить в нее новую информацию;
ДОi - объективно максимальные возможности средств познания - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих ощущений, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека;
КИi - коэффициент реального использования каждым человеком собственных возможностей и имеющихся достижений науки и техники в познании ГИС (доступность и используемость средств познания мира).
ДВi - объективно максимальные возможности средств развития - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих органов воздействий на ММ, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека в ОИС;
КВi - коэффициент реального использования современных средств преобразования мира каждым человеком (доступность и используемость средств развития мира).

Суммарный ИПР определяет динамику развития ОИС - темпы накопления информации в идеальном и материальном мирах.
Очевидно, что для максимальных темпов развития ОИС необходимо достижение максимально возможных значений параметров суммарного ИПР в каждый момент времени, а также максимально возможный прирост их во времени (градиент).

 d(ИПР)
 ----------  >  0                (32)
    dt

Величина суммарного ИПР в ОИС в любой конкретный момент времени (истории) зависит от объективных и субъективных факторов.

К объективным можно отнести:
N - число ИИС в ОИС (например, число людей в государстве);
ДОi - максимальный диапазон ощущений;
ДВi - максимальный диапазон воздействий на мир.
 
А к субъективным, зависящим от организации отношений между ИИС в ОИС:
КДi - доступность достоверной информации;
КИi - доступность и используемость средств познания мира;
КВi - доступность и используемость средств развития мира.

Уровень развития индивидуальных идеальных миров зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Уменьшению суммарного ИПР, а следовательно, и снижению темпов развития ОИС служат:
 - ухудшение состояния образования, воспитания, несоответствие их потребностям времени;
 - ограничение доступа основной массы людей к достоверной информации из долговременной памяти;
 - снижение оперативности и широты использования передовых достижений науки и техники в познании и развитии мира;
 - война, снижение числа людей, разрушения.

Влияние перечисленных факторов может привести к резкому снижению темпов развития ОИС. И, наоборот, правильная организация суммарного ИПР внутри ОИС (например, какого-либо государства) позволяет резко ускорить темпы ее развития и достичь максимально возможных успехов в строительстве материального и духовного, одерживая победы в соревновании с другими ОИС.
Здесь можно привести сколько угодно примеров опережающего развития отдельных стран в различные эпохи, которое объясняется чаще всего именно более оптимальной в сравнении с другими странами организацией отношений между людьми.

ОИС в целом представляет собой некую функцию от трех интегральных составляющих:
 - материального мира ОИС;
 - идеального мира ОИС;
 - суммарного ИПР.

ОИС = F(ММ, ИМ, ИПР).                (33)

Для нормального развития ОИС необходимо гармоничное развитие всех трех ее составных частей. Невозможно бесконечное развитие идеального мира без параллельного развития мира материального, носителя идеального. А развитие материального мира на данном (третьем) этапе эволюции Вселенной уже невозможно без упреждающего развития идеального мира. Динамику развития ОИС определяет ее ИПР, см. (31).

Из непрерывного процесса познания и развития в ОИС можно выделить цикл со следующими этапами:
1. исследование ММ - поиск новых объектов и связей;
2. внесение их в ИМ - отражение в оперативной памяти, перенос в долговременную память, систематизация;
3. поиск и установление в ИМ новых связей, образование новых понятий и систем понятий (моделей, гипотез);
4. проверка гипотез и моделей практикой в ММ, их доработка до теорий, создание новых реальных объектов и связей в ММ;
5. широкая реализация в ММ новых объектов и связей по схеме ИМ.

Отметим, что невыполнение п.5 ведет к отрыву идеального мира от материального, потере динамического равновесия между идеальным и материальным, что приводит к утрате стабильности ОИС, снижению темпов ее развития и неминуемому поражению в соревновании с другими ОИС.

Вселенная (ГИС) - предельный случай ОИС, высший уровень в иерархии ИС. Как различные ОИС включают в себя некоторые множества так или иначе взаимосвязанных друг с другом ИИС, точно так же и ГИС включает в себя множество взаимосвязанных между собою ОИС различных уровней иерархии.

Все вышеизложенные законы, относящиеся к ИИС и ОИС (1) - (33), естественным образом относятся к ГИС. Все, что относится к определениям ММ, ИМ и активной инстанции для ИИС и ОИС, также относится и к ГИС. Только для активной ипостаси на верхнем уровне иерархии в качестве активных субъектов выступают уже суммарные ИПР ОИС.

То же самое можно сказать и о вселенной, бесконечной и вечной вселенной. В ней рождается и умирает бесконечное множество Вселенных (ГИС). И если какие-то ГИС в развитии, расширении своем пересекаются, то в соревновании между ними всегда побеждает та, которая достигла высших ступеней развития, лучше организована (ММ, ИМ, АИ) и тем самым в целом несет миру большие перспективы развития.


Все идеальное (ИМ) и материальное (ММ) – ни что иное, как собственность, а активная инстанция (АИ), человеческое «я» или ИПР в ОИС – собственники. И, по сути, все отношения в мире можно считать отношениями между собственниками и собственностями.
Оторвать собственника от собственности, «я» от идеального (ИМ) и материального (ММ) – можно, но это означает разрушение соответствующей ИС – индивидуальной или объединенной, т.е. смерть человека или же разрушение государства. К чему некоторые, на мой взгляд, и стремятся, бессознательно или сознательно.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19 О приведении в соответствие субъективных возможностей - объективным потребностям
_______________________________________

Снижение общего уровня культуры, пьянство, наркомания, дебилизм - все это суммарный результат приведения отдельными индивидами своих реальных, а не потенциальных, возможностей в соответствие с реальными, а не декларируемыми потребностями общества. Если значительные слои молодежи, и не только ее, "уходят в себя", это отражает лишь то, насколько общество заинтересовано в их талантах, способностях каждого. Если вы нужны обществу, оно найдет способ, чтобы отвлечь вас от водки, заинтересовать и развить ваши способности. Когда же оно ничего этого не делает, значит, вы обществу не нужны вовсе или нужны, но более глупым, менее развитым, чем вы есть от природы; т.е. нужны слепые исполнители, а не творцы. И пьянство здесь - один из простых путей в достижении поставленной кем-то цели или в разрешении неуправляемой никем ситуации.

Если говорить шире, ни одно существо не может долго находиться в противоречии между своими потенциальными возможностями и реальными ограничениями в реализации их в окружающей среде и, в частности, в обществе. Оно непременно приводит в соответствие свои возможности с потребностями среды или же погибает, что - крайняя мера соотнесения потребностей и возможностей.
Если возможности индивида выше, он их гасит. Если они ниже потребностей, старается их развить.
Когда этот процесс невозможен в рамках одного поколения, происходит отбор, эволюция в череде поколений. И здесь, соответственно, может быть либо прогресс, либо регресс, в зависимости от соотношения возможностей вида и условий среды.

Если общество деградирует в лице массы своих представителей, снижается общий уровень культуры, процветает догматизм, дилетантство, ханжество, хамство, значит, общество поставлено в такие условия - само себя поставило в такие условия, - когда таланты и способности никому не нужны. И люди их гасят алкоголем, наркотиками. И, наоборот, когда таланты в чести и способностям дают возможность развиться и проявить себя в деле, когда не ставят тьму искусственных ограничений, - общество прогрессирует во всех направлениях, где нет ограничений.

Здесь действует объективный закон:
приведения в соответствие возможностей индивидов (ИИС, в сумме - ИПР, активной ипостаси ОИС) с потребностями среды (ОИС и ГИС).

А также объективный закон
пропорциональности темпов развития среды (ОИС) - осредненному отношению реальных и потенциальных возможностей всех индивидов (ИИС, в сумме - ИПР), т.е.

                реальные возможности ИПР
Темпы развития ОИС  ~  ------------------------------------------------
                потенциальные возможности ИПР

В среде людей, т.е. в среде сознательной, общество должно быть организовано таким образом, чтобы потребности общества всегда опережали возможности его членов; а неосознанные потребности, в виде заявляющих о себе, неожиданных и неочевидных для большинства, возможностей, - не отрицались, но внимательнейшим образом рассматривались и в основном востребовались и поощрялись обществом.

В глобальном смысле наиболее жизнеспособна саморегулирующаяся система, включающая в себя возможно большее количество материи и состоящая из возможно большего числа свободных индивидов, сосуществующих в условиях состязательности талантов, сил, удачливости, при наличии множественности различных экономических, социальных, культурных и прочих общностей и подсистем, при гарантии минимума, постоянно растущего, жизненных пространств и благ всем.


Рецензии