Лена-молочница

Она, по договоренности с ее родителями, через день носила мне молоко от домашней коровы, после вечерней дойки - в понедельник, среду и пятницу. Приходила, тихо стучалась в нижнюю дверь, если она была закрыта на задвижку, около семи часов вечера. Я спускался открыть, она поднималась за мной наверх, скромно ступала в  квартиру, молча дожидалась когда я перелью молоко в приготовленные стеклянные банки, ополосну водой алюминиевый, двухлитровый бидон, верну его и скажу традиционное: "Спасибо, Лена!".
Вежливо говорила:
- На здоровье! – опуская при этом, свои темно-карие глаза до полу.
Скромно произносила:
- До свиданья! – на что я отвечал тем же,  и отправлялась домой.
Раз в месяц отдавал ей деньги вперед, по двенадцать копеек за литр, двадцать литров в месяц, четыре года подряд, исключая мой летний отпуск и ранневесенний месячный период поздней стельности коровы, когда ее не доили.
Потом она снова приносила, в том же бидончике, первое и очень жирное молоко, радостно сообщая о том, что родился теленочек, рассказывая какого он окраса, телочка или бычок, энергичный или увалень. Говорила об этом бойко и радостно. Я радовался вместе с ней, поскольку у меня снова и регулярно будет молоко - а это, со свежим хлебом, уже кое-что!
Все четыре года она незаметно росла, постепенно и совершенно неожиданно для меня, превращаясь из семиклассницы-пигалицы в стройную и красивую девушку с каштановыми волосами, длинными ресницами и темными глазами. Вся в маму!
Носит и носит, пусть! Дочь скромных, уважаемых и трудолюбивых родителей, сама получавшая от них домашние уроки трудолюбия – я ничего особенного в этом не видел, всегда соблюдал дистанцию и не писанный педагогический кодекс, – пусть сама догадывается об изменениях в ее облике и стати.
Она постепенно догадывалась об этом, но оставалась скромницей. Румянец по-прежнему и совершенно без всякого повода, как мне казалось, иногда вспыхивал у нее на щеках. Со временем исчезли суетливость и нескладность в движениях, появилась уверенность во взгляде, рассудительность в речах и неподражаемая плавность в походке.
В школе, как и полагается, отыскались поклонники со своими нескладными и  тщетными попытками ухаживать за нею, носить ее сумку с тетрадями. 
Она хорошо училась, была начитанной, давала полные и логичные ответы по моим предметам, что однозначно говорило про ее нетривиальный ум. Часто подходила ко мне со своими вопросами сразу после урока, иногда после уроков.
Отвечал развернуто, научно, почти без эмоций. Вопрошала разное, часто не по предмету, а про жизнь. Вопросы были умными, требовали развернутого ответа…
Дома у меня, когда приносила молоко, вопросы никогда не задавала, понимая границы моей личной жизни – дожидалась освобождения бидона и уходила, тихо попрощавшись.

Странно и необычно, но вот и пришел последний вечер, когда Лена принесла мне молоко. Последнее теребаевское молоко. Завтра сдаю квартиру. Уезжаю на новое место работы…
Видимо зная это, Лена приоделась сегодня - я впервые почувствовал от нее аромат каких-то духов,  удивительные каштановые волосы были уложены в простой, но изящной прическе. Пришла в новом, летнем уже, бледно-розовом платье-сарафане с лямочками, в новых матерчатых туфлях с низким каблучком, а знакомый алюминиевый бидончик держала своими трепетными, длинными, женственными, по-летнему смуглыми руками. Невеста, однако - настоящая невеста! Составит счастье любому жениху – это мне впервые пришло в голову.
Я впервые увидел в ней будущую женщину!
Как быстро идет, все же, время!..
Привычно разливаю молоко по банкам, ополаскиваю бидон, подаю Лене отработанным жестом.
Она, будто не замечая бидона, который падает на пол, медленно произносит:
- Я люблю тебя, дурак! Давно люблю! – тихо, но с надрывом и близкими слезами, трогательно краснея своими милыми и смуглыми щечками - говорит она, бросаясь мне на шею горячими руками, а пухленькими губами пытаясь поймать мои…
 
"Сюрпрайз", однако!
Все это было произнесено и проделано Леной так, что меня совершенно не оскорбило, но и не ввело в ступор. Я настойчиво, твердо и предельно нежно снял ее руки с моей шеи, отстранил на расстояние.
Уверен, что многие бы потеряли самообладание в подобной ситуации.
Я устоял - не мог не устоять в данном случае - не в моих это правилах! Но и просто наступить на такие высокие чувства и признания, маленькой еще, девушки - я тоже не мог…

Надобно как-то выходить из положения, не унижая достоинства и уважая чистоту Лениной души, ее высокие и такие драгоценные признания.
Тихо произнес:
- Лена, я все это знаю, точнее сказать - догадываюсь о твоих чувствах довольно давно, но ты путаешь любовь и влюбленность. Любовь к тебе еще придет, позже, потом! Ты красива, стройна, у тебя изумительная и тонкая душа, ты умна не по возрасту, но любовь должна быть взаимной, если это настоящая любовь. Я слишком уважаю тебя и твоих трудолюбивых родителей, чтобы воспользоваться твоей влюбленностью и изобразить свою любовь перед тобой.
Через короткую паузу, наблюдая ее волнение и смятение, продолжил:
- У меня есть девушка, я люблю ее. Как бы я выглядел в ее глазах, если бы сейчас ответил на твои поцелуи, на твое искреннее признание. Как бы я выглядел в твоих глазах, когда ты тоже знаешь про мою девушку!
- Будет еще у тебя настоящая любовь, когда вырастешь, получишь профессию, поймешь жизнь и все тонкости людских взаимоотношений! – сказал я тихо и задумчиво.
На самом деле в своих симпатиях, будь ты девушка или парень, человек - обычно эгоист и что ей было до моей девушки, когда у ней своя цель, а цель осмысленная и аргументы весомые.
В то время люди жили скромно и счастливо в любом месте великой державы нашей, в достатке и любви, независимо от образования или места работы, своей должности. Были уверены в своем будущем, заводили детей и жили крепкими семьями. Можно было найти множество таких счастливых браков, где супруги имели совершенно разный социальный статус, но одну на двоих, большую и светлую любовь.
Не верите - объясните иначе многочисленные сельские детские садики и новые школьные здания, массово возводившиеся тогда в наших деревнях! Бурную и кипучую людскую жизнь в тогдашних поселениях, на фермах и заводиках, на распаханных полях.
Совершенно удивительно представить это сейчас, при нынешней деревенской разрухе в наших краях. Тогда демографию в государстве не пытались поддерживать разовыми денежными выплатами, а сама власть служила народу, и дети рождались от взаимной, и крепкой любви.
Лена, пусть и юная еще девушка, своими глазами видела это. Она почти инстинктивно знала, что делала.
А я, уже нет…
   
Немного успокоившись и справившись с волнением, переступая с ноги на ногу, сказала:
- Ты думаешь, я не понимаю, что такое любовь? Ты думаешь, что она мне еще не "По-возрасту"? Я все давно понимаю уже, все знаю!
Помолчала и закончила, почти неслышно и совершенно искренне:
- Ты думаешь, что я хочу отнять тебя у твоей девушки? - Дурак! – в слезах сказала она и, подхватив на полу крышку с банкой, быстро сбежала по лестнице, тихо прикрыв нижнюю дверь…

В смятении, и противоречивых чувствах, остался дома. Бродил по комнатам, натыкаясь на углы стола, старой печки, опрокидывая стулья…
В этот вечер все выпадало у меня из рук, ничего не делалось, не спалось. Мысли о сложности нашей жизни и чувство большой несправедливости ее, красоты и неповторимости каждого мгновения … постепенно сменились беспокойным и коротким утренним сном…

Заснул уже под утро. Спал не более двух часов.
Проснулся окончательно от протяжного и громкого стука в нижние двери моей квартиры. В окно ярко светило солнце, лучи которого слепили мои заспанные глаза. 
Поднялся, проснулся, спустился вниз открывать двери.
- Долго спишь, однако, Александр Павлович, не могу разбудить!
По лестнице поднимался завхоз, Николай Павлович и школьный шофер. Грузить на машину мои вещи, книги, упакованную в коробки одежду.
Справились быстро. Через час я уже проезжал на газике, сидя в кузове на своих вещах, мимо дома Лены. В окно она смотрела на меня своими огромными, и немного ироничными, глазами. Задумчивая улыбка, чуточку укора и признательность угадывались у нее на лице. Примерно так же смотрел на Лену и я. Удивительная девушка, но не моя…

Как быстро растут люди!
С разной скоростью растут! Каждый человек со своей, ему отведенной судьбой.
Лена догнала меня в своем возрасте…

июнь 2017


Рецензии