Мой Верхнетоемский район

   В июне 2017 Верхняя Тойма Отметила свой 880-летний юбилей. Эта миниатюра - мой творческий подарок району к его юбилею, признание в верности и любви.
 
   Когда  я заканчивала  Архангельский  педагогический, мой  «дроля», как оказалось, «невзаправдашний», явился из армии с молодой женой прямёхонько ко мне в общежитие. Решив вырвать свои переживания  из сердца с корнем, на распределении я отказалась ехать в родной Пинежский район, куда была предварительно определена, и попросилась «в чум к ненцам». Но свободных мест  в чумах  не оказалось, и мне любезно предложили Верхнетоемский район. Было уже всё равно,я кивнула. И как-то не тронула меня  фраза  члена комиссии, брошенная  секретарю: «Записывай, пока  не передумала!» Напротив, я громко подбодрила сама себя: «Что ж, и там люди живут!» И, по большому счёту, я оказалась права.

   О Верхнетоемском  районе  я слышала в ту пору как о родине моей  однокурсницы, а ещё как о родине  любимой поэтессы  О.А.Фокиной.  В придачу  моя бывшая соседка в родной  деревне, Марьюшка  Герасимовна, 1905 гр, рассказывала, как она в юности в голодные годы  хаживала на Двину «кусочки просить»,  как шли через верховье Пинеги, через Выю на Тойму,  а там и  за Двину, и «везде-то голь-голытьба, что на нашей Пинеге, что на тоемской, а вот на Двины-то, в Задвинье, хорошо подавали, а домА-ти  там баскИ, богаты, и народ нарядиховатой».  Но мне предстояло узнать район самой.

   Самолётами Пинегу не удивишь в ту пору, у нас  самолёт тоже был как рейсовый автобус – «протрясёссе, проблюёссе  - и в районе». В Тойме  меня поразили  овраги и мостики  через них.  А ещё – непролазная, липкая грязь: залезешь – нескоро отскребёшь, как смола липучая!  Увы… у нас-то на Пинеге после дождика в тапочках  смело иди, а  в Нижней Тойме пешеходный мост был даже через грязь! Такой же мост через грязную дорогу снесли и в Усть-Ёрге перед моим приездом туда.  Как я тосковала по Пинеге своей, по водичке светлой, по тропочкам сухим! Думала: отработаю три года – и домой!

   Но вскоре душа моя зазвенела песней:«Пусть на Усть-Ёрге не цветут каштаны, пусть на Усть-Ёрге не  шумят  сады, но он мне дорог, этот милый посёлок, потому что живёшь в этой местности ты»… Свадьба, рождение первенца, … смерть мамы, в связи с чем и мой младший брат аттестат о среднем образовании получил в Верхнетоемской средней школе.

     И … помчалась жизнь, с её перипетиями, зигзагами, ударами Судьбы. Это секунды  и  минуты тянутся порой бесконечно долго, а  годы  летят, как птицы... И чем дольше живёшь, тем годы короче,  - это правда…

     Здесь, на тоемской, ерогодской земле, я познала счастье замужества и материнства: у  нас родились и выросли три  самых замечательных сына; счастье заниматься любимым делом: именно свою школу я считала самой лучшей в районе, где 15 лет руководила самым классным учительским  коллективом. Рядом с  прекраснейшими  коллегами я   проработала  40 лет, а сколько самых добрых и понимающих учеников  стали моими  друзьями!

   На моих глазах рос и развивался посёлок, в котором жили великие труженики  – работники лесной промышленности, сплавщики. Сердце моё переполняла гордость за земляков, чьи имена я видела на сплавконторовской  Доске почёта – самое большое количество награждённых за труд было именно из  Ерогодского сплавучастка. Люди, о которых я писала, мне не чужие, каждый, кем бы он ни был по профессии и должности, сыграл определённую роль в моей жизни и судьбе.

  Здесь я обрела верных и преданных  друзей, дружбой с которыми дорожу и чту память о них. Здесь, наряду со  счастливыми моментами, душа  моя  познала  и великую скорбь утраты  двух  взрослых  сыновей… Здесь же  я  нашла душевное понимание и искреннее сочувствие, поддержку и опору в людях и научилась  жить, неся свою печаль  в сердце…

   К сожалению, на моих глазах же и на моей памяти посёлок, как и многие его собратья, обезлюдел и захирел…

   Когда  друзья детства и юности - одноклассники, однокурсники – призывают меня сменить место жительства на более цивилизованное, называя убогим наше  «задвинутое» существование –  мне  больно  и обидно за верхнетоемскую землю, но  я непреклонно повторяю фокинские слова «Мой Верхнетоемский район».

   Не вырвешь из сердца  большую  часть  прожитых лет, не оставишь  землю, ставшую  своей,  родных и милых душе людей, о которых  не устану рассказывать, не покинешь  родные могилы… 
 
   Образно, метафорично,  я  воспринимаю  человеческую жизнь как переправу на другой берег.  Взрастила и подняла меня  пинежская земля, но гораздо  дольше  - вот уже 42 года - я мчусь  по жизни  с вами в верхнетоемской   упряжке. И негоже менять коней на переправе.  Верхнетоемской земле  я  останусь верна.


Рецензии
Где Вы, Валентина...

Тамара Брославская-Погорелова   01.03.2024 11:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.