Вопросы о нижегородском цеховом

Писатели обсуждали стоящие перед ними, литературными работниками, и перед страной задачи.

- Ваше, Алексей Максимович,  близкое знакомство с инициированной Сергеем Юльевичем Витте Всероссийской выставкой 1896 года, наверное, позволило Вам понять возможности российской экономики, российского предпринимательства? – спросил один из молодых писателей-прозаиков.

- Со Всероссийской промышленной и художественной выставкой в Нижнем Новгороде?.. – «подключился к теме» Горький.

- У Вас появилось желание пойти по пути предпринимателя? – продолжил тему молодой писатель-прозаик. – С учетом того, что это занятие могло дать деньги, положение, возможности?..

- Вы полагаете, что у меня не было положения? – уточнил Горький. – Думаете, что в большой сословной Империи у меня не было своего маленького, но вполне достойного, места? Пётр I в 1722 году учредил цеховую организацию ремесленников? Не благодаря ли моему дедушке Василию Васильевичу Каширину  - цеховому старшине красильного цеха – я стал «цеховым»?

Писатели в удивлении посмотрели на Горького.

- Наверное, Вы читали в моей автобиографии 1899 года, что я с честью и незапятнанно нёс звание цехового малярного цеха? Не близко ли понятие «цеховой» понятию «предприниматель»? – заметил Горький. - Как вам само звучание слов «цех», «цеховой»? Не ощущается ли в них романтичное средневековье?.. Представляя средневековую Европу, мы различаем в историческом тумане фигуры титанов Возрождения?

- Следовательно, Вас можно назвать успешным предпринимателем? – допытывался молодой писатель-прозаик.

- О чём «сигналят» литературные образы моего творчества: моего деда Василия Васильевича Каширина, хозяина хлебопекарни Семенова, организатора деревенской лавки Ромася, миллионера- филантропа-старообрядца Бугрова, романтика-предпринимателя Гарина-Михайловского, крупного промышленника Саввы Морозова?

Кого из них можно считать одновременно и успешным предпринимателем, и довольным жизнью человеком?

Одного Бугрова? Из шести перечисленных?

- Того самого Бугрова  - миллионера, крупного торговца хлебом, владельца паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии барж, огромных лесов? Который не имел бухгалтерии? У которого вся его бухгалтерия была в его голове? – заинтересовался поэт-песенник.

- Почему мой дед, Василий Васильевич Каширин, обо всех крупных купцах Нижнего Новгорода говорил как о фальшивомонетчиках, грабителях и убийцах? Почему дед мой сказывал мне, что отец Бугрова «разжился» фабрикацией фальшивых денег? – вспомнил Горький. – Почему к этим мнениям деда я чувствовал бессознательное недоверие? Дед недоверчиво относился к перспективам честного бизнеса и поэтому «нагонял жути»? Или судьбой «цеховых» был тяжелый честный труд – без особого материального успеха, но – с социальным скептицизмом?

Однако Алексей Максимович вернулся к своим размышлениям:

 - Чем кончили Василий Васильевич Каширин? «Хозяин»-булочник Семенов? «Лавочник»-оппозиционер Ромась? Как завершились деревенский культурно-предпринимательский проект и – в общем - жизнь Гарина-Михайловского? Как «подвел итог» Савва Морозов?

- К предпринимательству - как к роду занятий – жизнь заставляла отнестись скептически? – продолжил вопросы молодой писатель-прозаик. – Но разве Вы не возглавляли газеты, издательства? Еще до 1917 года? И разве они не были экономически успешными?

- Кто-то слышал об обманутых мною кредиторах? – «принял подачу» Горький. - Кто-то знаком с их публичными заявлениями-обвинениями в мой адрес? Имею я моральное право вспоминать о моих предпринимательских проектах без стыда? Я сумел завершить их достойно и своевременно?

Сколько писателей вошло в литературу через книгоиздательское товарищество «Знание»? Сколько литераторов, получив необычно большие гонорары в «Знании», смогли решить свои материальные проблемы? «Стать на ноги»? Побывать за границей, расширить кругозор?

И не моя ли популярность - как писателя - в годы, предшествующие первой русской революции (1905- 1907 годов), была двигателем, вытягивающем тиражи «Знания» до необычно высоких для того времени значений?

- То есть Вы – одни из немногих успешных предпринимателей дореволюционной России? И Вы довольны прожитыми годами? – никак не мог достичь ясности молодой писатель-прозаик.

- Стоит ли делать из меня гиперболизированный образ? – подсказал Горький. - Может быть, положительно оценить хорошее? Например, мою способность вовремя «войти» в проект и вовремя «выйти» из него? Отрицательно – плохое?

Когда я возвратился из-за границы в Россию в 1913 году: как сообщали жандармы? О приезде всемирно известного писателя или о появлении в Петербурге «нижегородского цехового»?

«Правила игры»?

Не парадокс ли? При царе в 1913 году приехал, а при «друге» Ленине в 1921 году уехал?

Можно ли воспринимать «хорошим» предпринимателем того (то есть, меня), кто осенью 1917 года в газете "Новая  жизнь" – в 1918 году закрытой советской властью, - опубликовал выступление против готовящегося Октябрьского переворота? Кто назвал Октябрьский переворот «авантюрой»? Кто удостоился резкой критики и угроз со стороны сверхвлиятельных, агрессивных, фактически захвативших власть политиков?

Не повторил ли я в какой-то форме судьбу своего деда Каширина? Других «цеховых»? Других предпринимателей?

Горький процитировал по памяти:

- Статья в «Правде» заключается нижеследующим лирическим вопросом:
«Когда на светлом празднике народов в одном братском порыве сольются прежние невольные враги, на этом пиршестве мира будет ли желанным гостем Горький, так поспешно ушедший из рядов подлинной революционной демократии?»

Горький улыбнулся – почему-то довольной улыбкой.

Потом зачем-то добавил еще одну цитату «из Горького»:

- Грабят ? …– изумительно?… Артистически?…

- Можно ли ограбить Вас, человека, способного играть одновременно на нескольких досках? – констатировал поэт-песенник.

- А все-таки не случайно образы босяков были популярны в российском обществе? Чего ради работать? Чтобы артистически ограбили? Что если заведомо не питать иллюзий? И жить с ориентацией на «свободную» жизнь? – подсказал Горький. – Снова об уже сказанном: много ли было примеров успешных предпринимателей?

Вот только в какой мере можно ли ставить «замысловатость» судеб предпринимателей в упрек Империи?

- «Бессознательный социализм» народных масс? Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта? И дальше этого их вожделения не идут? Знаменитая «Записка» Петра Николаевича Дурново? – подключился к обсуждению поэт-песенник. И тяжело вздохнул. – Невесело себя чувствовали предприниматели между молотом «артистичного грабежа» и наковальней «бессознательного социализма»? Проблемы не столько (не только) царского режима, сколько социальной среды?

- «В случае удачи меня уничтожат, окончательно испугавшись моих успехов, а в случае неудачи будут рады на меня обрушиться»? – вздохнул Горький, вспоминая одно из высказываний С.Ю. Витте. – Чего мог ожидать талантливый человек? Того, что будут «подтягиваться» до его уровня? Или попыток «привести» его к общему уровню? Уважительной позитивности? Или злобной затаенной сдавленной ревнивости?

- Вовремя «войти» (на подъеме или перед его началом), вовремя «выйти» (на максимуме)? – уточнил молодой писатель-прозаик. – Но не всегда получается «выйти» своевременно?

Горький не спешил с ответом.

- Все-таки не ясно, Алексей Максимович, можно Вас считать успешным предпринимателем? Или нет? – включилась в разговор писательница.

- 1917 год, закрытую советской властью мою газету, настойчивые советы Ленина уехать мне за границу «для лечения», мой отъезд в 1921 году - эти события можно считать символической итоговой чертой, подведенной под периодами моего вхождения в цеховую организацию и моей предпринимательской деятельности? – задумался Горький. – Может быть, знание истории моей семьи – и дедов, и родителей - давало мне правильные ориентиры?

- Не подойти ли к теме «шире»? Поменять тему «удачливого предпринимателя» на тему «успешного человека»? – предложил поэт-песенник. - Может быть, в достижении успеха играли роль интуитивное уклонение – еще со времен детства - от (мелко)уголовных делишек и соблазнов, неподдаваемость «зависимостям», наличие эстетического чувства, стремление к прекрасному, к культурному времяпровождению, к добру? Когда другие шли «сообразить», куда устремлялся юный Алексей? Послушать красивое пение, пусть и в трактире, посмотреть талантливые танцы во дворе  соседней воинской части, почитать книгу? Разве он не сокращал время своего сна, что бы полюбоваться рассветом, восходом Солнца?

- Почему не вспомнить Ваше религиозное воспитание, Ваше знание Библии? Ваше трудолюбие? – напомнил поэт-песенник. – Да и епископ Хрисанф, наверное, не просто так записал Ваше имя в свою записную книжку? Молился за Вас епископ? Благословил Вас – и весь школьный класс - епископ «на добрые труды»! Дедушкино воспитание в босяки не пустило? Дрались – не дрались, сомневались – не сомневались, а – честно работали? Жили с достоинством трудового человека? Достоинство цехового (с благословением и молитвами епископа) в жизненной мути Вам создавало правильную ориентацию?

- Аксиома Витте? «Нужно было быть дураком, чтобы не понять, что машина без топлива не пойдет»? – попыталась обобщить писательница. И добавила:

- А ведь пытались въехать в будущее? И что считать топливом? Не считать же топливом примитивность и невежество?

- Последовало начало новых жизненных проектов? – догадался молодой писатель-прозаик.

- Нижегородский цеховой имел моральное право полюбоваться творениями титанов Возрождения? – усмехнулся Горький. – А затем подключиться к титаническим преобразованиям?

- Предстояло идти по исторически «проторенному» пути Петра Великого? – догадался поэт-песенник.

Молодой писатель-прозаик прошептал как бы для уточнения: «Витте выступал сторонником государственного капитализма?»

Горький слегка вздохнул. Кивнул головой, выражая согласие.

Затем пошутил:

- С честью и незапятнанно нести звание цехового малярного цеха – таков путь успеха?

Оглядываясь  в прошлое: не вижу ли я Алексея, прожившего жизнь с епископским благословением, но без недвижимости в собственности, затрачивавшего значительную часть своих сил и своих материальных средств для помощи другим людям?


21 июня 2017 года – 29 июня 2017 года.


Рецензии