Парадокс свободы

   Однажды, я прочитал в богословских тезисах моего друга следующее:
«Свободу нельзя понимать в смысле свободы выбора, но в смысле отказа от себя
самого. Свобода и зависимость от Бога возрастают в равной мере». — Это совершенно не соответствовало моим представлениям, и я не замедлил обратиться к моему другу с возражениями:

   Позволю себе с Вами не согласиться! По моему глубокому убеждению, укрепление связи с Богом, радикально увеличивает свободу человеческого выбора, поскольку освобождает от оков греха. Обожение даёт максимально возможную свободу человеческой личности и наибольшую свободу творчества.

   На мой комментарий друг ответил, что оспариваемое мною утверждение — это цитата из выдающегося богослова прот. Георгия Флоровского. Я обратился к первоисточнику (1) и вот что нашёл: "Ибо искупление состоит как раз в искуплении свободы, которая деградировала до свободы выбора между добром и злом" А после уже следовало приведённое выше высказывание из тезисов.
   Таким образом, цитата, из-за своей неполноты искажала смысл того, что писал Флоровский. Она приобретает верный смысл в таком виде: «Свободу нельзя понимать в смысле свободы выбора (между добром и злом), но в смысле отказа от себя самого». У Флоровского также важнейший смысл заключён во фразе: "Ибо искупление состоит как раз в искуплении свободы, которая деградировала до свободы выбора между добром и злом". Тогда всё остальное, сказанное после, прекрасно показывает возрастание духовной свободы по мере продвижения к Богу и отказа от самости.
   Поэтому, на месте моего друга я написал бы так: «Свобода деградировала до свободы выбора между добром и злом». (По сути, человеку приходится выбирать между Божьей свободой и своей порабощённостью греху.) «Поэтому настоящая свобода обретается отказом от себя самого». Свобода и зависимость от Бога (т.е. приверженность Богу) возрастают в равной мере.

   Что такое свобода? По-моему, не мудрствуя лукаво, свобода — это возможность выбирать из множества вариантов решений и поступков тот, который нам больше нравится. «Нравится» — это обобщённая оценка того варианта, который, по нашему мнению, обеспечивает наилучшую нашу реализацию в перспективной реальности. Для христианина свобода приобретает совершенно определённые черты, не совпадающие мирской трактовкой этого понятия. Попробую, хотя бы отчасти, сформулировать эти особенности:

   1. Свобода человека относительна и ограничена обстоятельствами жизни и его собственным несовершенством. Но, при этом она прямо пропорциональна его близости к Богу. Чем дальше человек от Бога, тем более стеснён он путами греха. Если же он помыслами и делами приближается к Промыслу Божьему и освобождается от зла, то свобода его возрастает.
2. Парадоксальным образом, для того, чтобы освободиться от оков зла и обрести наибольшую свободу, человек должен освободиться от произвольного самохотения, от самомнения и исполнения каждого своего желания. Он должен своей волей отказаться от личного произвола в силу того, что возлюбил Господа. Речь не идёт о полном отказе от свободы выбора, но об отсечении злого самохотения, противоречащего Заповедям Божьим.
3. Человек, как существо разумное, может познать смысл подлинной свободы и любовь Бога к нему, в достаточной мере, чтобы встать на путь спасения. Это научение и составляет смысл человеческой жизни. Здесь стоит напомнить, что содержанием человеческой жизни является жизнь души, которая облекается в телесную форму. То есть, свобода для христианина не самоценность, а средство возрастания и спасения души .

Июнь 2017


Рецензии