Культура

Культура-возделывание(греч.)….

       Возделывание- это прежде всего означает действие. Возделывать, делать, производить продукт, делать работу, оказывать услугу. Это значит: чтобы быть культурным человеком, а паче того, работать в сфере культуры-надо прежде всего быть тружеником. Кто у нас в стране трудится больше всех, причем и на работе и дома?  Не обсуждается! И да простят меня мужчины, речь прежде всего о поле прекрасном. 
     И трудиться им надо так, чтобы на пуантах, чтобы на французском,- даже если молотком по пальцу. Чтобы дома обед-на работе Чайковский. Там муж из гаража, а тут Бах, темперированный клавир и Гендель.  Гендель и Вивальди – это само собой. И  Бродский чтобы:
 ... «когда Вы плывете по улицам сонным, туманным, над нами туманов обмана не надо, плывет островок и на слог наступает мой томный»...
      И чтобы Ренуар после дачи и копки картошки, нет, даже Тулуз-Лотрек, да что там- сразу Жорж Брак. И ПикАссо. Не ПикассО, а ПикАссо, хоть и утверждают что можно и так и эдак. И не какой то там Шилов, но Рокотов, ранний, не тронутый.
     Дети эти еще, много... И пленеры, и Черни... Да- да, чертов Черни, со своими этюдами и аппликатурой. И фуете эти опять, много, и снова дети, которые никак. И им  срочно надо на хоккей, каратэ, бальные танцы и на дискотеку. И делать, делать, возделывать и возделывать. И, ни-ни, рукой по уху, словом там каким неосторожным. Или родителям: мол ну никак, мол беда, мол и медведи и слоны и гиппопотамы стадами и по ушам – и по рукам,и, мол, бесполезно.  И вот это «прекрасное далеко» хором. И бедный Крылатов , пропеллером закручивающийся вокруг своей оси где то рядом с  фортепиано. И этот бюст неизвестной модели с укоризной и даже ожесточением, смотрящий на свои копии в этюднике учеников. И ты им о Пушкине , а они про Басту, ты о новинках современной португальской новеллы, а они про 50-т оттенков  серого. Такого серого, такого не белого, что 50-т оттенков мало – серость,  она, как оказывается, довольно  многообразна.
      И кажется все: нет сил, нет будущего, нет просвета, все тщетно и эмоции тают. И бросить все, и на завод, где все ясно – и ни родителей, ни учеников, ни расписаний, планов или отчетов, а хорошая зарплата, корпоративы и нормированный рабочий день. Как вдруг, за всем этим: возделывать, сжать зубы и молчать. Сквозь все это количество бесконечных уроков, мероприятий, концертов и акций, сквозь тонны фальшивых нот и графоманских стихов, сквозь не правильную проекцию в перспективе и ошибки в композиции, бессонные ночи и круглосуточный стресс,- легкой дымкой , даже еще ветерком в чуть приоткрытую форточку – не дверь, стучится еще даже не сам, а только его тень, неуловимый образ – его величества ТАЛАНТА.
     И ты дышишь, и вспоминаешь Чехова. И получается катарсис, вызванный  поэзией твоего рутинного дела, качеством, перешедшим от бесконечной работы возделывания и окультуривания способностей, к таланту. И ты принимаешь вот эти аплодисменты ему, как себе. И ты счастлив. И вновь и вновь благодаришь жизнь за выбор ее в пользу выращивания и проращивания семени добра, возделывания талантов из их условно потенциальных способностей.
И ты опять возделываешь…
И это есть ЖИЗНЬ.


Рецензии