Токсово в мае не сном было -явью

Людмила Корина
Меня по жизни вёл добрый Ангел и чистота помыслов

8е мая 60го в Токсово.Снимок Льва Шерстенникова

...Май 59го С работой не получается. Рабская прописка. Всё это вылилось в горькие, не облегчающие слёзы. Примочки не помогают. Пришла к Свете, она испугалась, но виду не подала. Ходили в вестибюле метро и решали, что делать.

 А в клубе Наровлянский делал обзор по книге фотохудожника Кестинга. Пришёл Копосов, волосы ёжиком, сел сзади меня, потом рядом. Говорили. Едет в командировку в Минск, потом в отпуск, будет работать в Лентассе. Поступает на журналистику, не во ВГИК, “зачем быть серой лошадью в кино ?”

23 июня 59го поехали с Светланой в клуб, хотела показать ей наших. Записывали на поездку для съёмок с вышки. Симпатичный вихрастый мальчишка сказал :”И меня запишите. Шерстенников”. Лёва Шерстенников - звезда первой величины среди клубной молодёжи, хвалебный очерк о нём в 3м номере “Сов. фото” - индивидуальность, становление почерка. Вызвался провожать нас с Светланой. Дул холодный ветер, но Лёва  упрямо тащил нас дальней дорогой, через мост. В разговоре я упомянула о Вгике. И он просто, как о хлебе -“Надо два года стажа , иначе не допускают к экзаменам. Да ещё дадут для съёмки какой-нибудь фотокор !” Я тихо-тихо сникла, шла - еле волочилась до станции метро. Отчаянье холодное, предельное. Света тоже молчала.

6.7.59  3го уехала Светланка. Она совсем похудела. Расстроилась за меня : еду отдыхать, а ты здесь одна и всё неизвестно. Провожала её до метро, шла обратно две остановки, на душе тяжело и слёзы какие-то не облегчающие, а многие завидуют моей энергии, неутомимости, уверенности в себе. Сейчас я одна в нашей большой пустынной комнате общежития. Кто на стройке, кто уехал домой. Я в западне, а сколько было перелопачено для ВГИКа ! Сдам одиннадцать экзаменов, один за одним, благо на заочном так можно. Затем Госы. Сейчас, когда моя душа так опустошена после всех порывов, наполнить бы её любовью. Господи ! Прости меня и дай мне силы…

Экзамены все сдала. Экзаменатор Князев удивился моей элоквенции и знаниям”я не ожидал, что вы хорошо знаете материал”. В лаборатории не верили, пришлось пятёрки в зачётке показать, сдавала через день. Последним - английский. Попался отрывок из Дикенса, пригодилось высказывание Цвейга о Дикенсе в книге по истории кино.

А мне в голову вдруг пришло поехать узнать о работе стюардессой. Долго ехала до аэропорта. Зашла в отдел кадров, сказала, что заканчиваю инъяз. Пригласили зайти 29го.Кто-то сказал :”Да за такую девушку двумя руками ухватятся”.

Из письма Светы Миц из Харьковского инъяза,откуда мы перевелись со Светой в Герценовский .Щебетала в скорописи и вдруг посерьёзнела. "Значит, Люда не выдержала. Бросила.. На какой же курс  перевелась?(это она обо мне в 3м лице). Имея в виду- ушла на заочный. И каким образом тебе удастся устроиться на работу?(это уже посерьёзнее. А ваши зачёты, курсовые  я за проблемы не считала. Ушла на заочный, думая только о том, что впереди надо взять Монблан ВГИКа). Продолжает – Если ты на заочном, и сейчас в общежитии,  то дальше где будешь жить?(опять в точку).Какая зарплата, хоть соответствует стипендии?(Из лаборатории меня сократили через 2 недели, я успела получить 25 рублей – стипендию, на которую и раньше нельзя было жить).

А Я ЖИЛА! Занималась в Выборгском фотоклубе и  дышала воздухом самого прекрасного города на свете и театра Товстоногова.
Продолжает – И как будет с пропиской на следующий год? Ты уедешь из Ленинграда?
(Провидица, да и только). Я только боюсь, не сделала ли ты неверного шага. Каковы теперь твои отношения с отцом?(Браво, Мицка, отца и родных у меня  нет – так сочувственно высказалась в разговоре с соседкой моя хозяюшка в новой комнате, что снимаю).

Продолжаю в письме: А вас оставят на  ридной Вкраини?Сёла там гарные.
С Светланкой мы неразлучны, как прежде.
P.S. Я шла по жизни через все колдобины, избегая встречного мещанского – как по воздуху летела. Мы со Светой никогда не подсчитывали дивидентов в чувствах, выборе. Меня точно вёл добрый Ангел и чистота помыслов.
 
Полгода в Аэрофлоте меня измотали. Выдержала экзамены в ВАО Интурист. Пока курсы – программа интересная и обширная: город, музеи, дворцы пригородов.. На сессию дают отпуск в 20дней – сдам досрочно, получив диплом на год раньше. По Аэрофлоту у меня много знакомых – лети бесплатно  куда хочешь.
Остаться в штате Интуриста мало шансов. Возможно, что  мне помогут перевестись и переехать в Москву.

В нашем институте им. Герцена выпускники этого года получили распределение на Сахалин, Алтай и в Кемеровскую область. (Куда меня  ворон мечтал упечь, называвший себя папашей. Зациклился. Каркает в письмах. Через год я в Москве, на приёме в посольстве США, а он  всё деньги, нажитые в период репараций в Германии, пересчитывает).

Февраль 60го. Вспомнила Володю Камнева, позвонила и была у него. Самоуверен, но своим трезвым рассуждением натолкнул на единственно правильный путь - курсы гидов-переводчиков при Интуристе. Там прописка не имеет значения. Вечером позвонил и сказал, что с 1го марта очные курсы начинают работу.Еле дожила до утра.

Была в отделе кадров у Бурова. Прошла собеседование, дали заполнить анкету. На курсах занятия серьёзные. Обширная программа, сжатые сроки, близость и боязнь экзаменов.Я много занимаюсь.

6.4.60 мне 22 Для гостей 5го с К.К. в Алексеевском покупаем коньяк, шампанское, сыр, огромный торт из “Севера”.Солнце,хорошее настроение. Смотрела “Даму с собачкой”.
Пришли мои гости.Геннадий, Лёвушка и Светлана.Ребята подарили двух смешных жирафят с удивлёнными и глупыми мордочками, потратились зачем-то на маникюрный набор. Светланка подарила серебряную чашечку с блюдцем для шоколада 22 свечи на торте всем понравились. Танцевали

14.6.60- работаю в ВАО Интурист. Гид-переводчик - так сегодня записала в формуляре библиотеки.Первые туристы - два инженера и две стюардессы.Сначала беспомощность, потом говорила смелее.Два еврейских буржуа из Америки подарили ручку. Либерман, чья ручка( из Зощенко).В Эрмитаже нашло оцепенение- перебираю ногами, а дна нет.От недостатка опыта вела их от гостиницы до Эрмитажа пешком(всего десять минут от Европейской), а они устали и  потом жаловались на мой первый блин. Старший переводчик смеётся, и другие утешают. Вид у меня был невесёлый.

Мы с Лёвой снимали парад пионерский, у них годовщина. Вернее, снимал он, а я ему пыталась находить кадры. Снимали с балкона нашего дома.
Принёс мне фотографию - снимал меня в Токсово, куда ездили втроём 8 мая, с Геной. Я для них позировала в весеннем лесу. Но получилась одна фотография - кружусь, обхватив ствол берёзки. Это он так скадрировал, что создало эффект движения. В глазах затаённая радость. Такой я себя не видела. Спасибо. Вся светилась покоем, рядом два друга -  мальчишки. Утёнок вихрастый - чёрная голова лежит на правом колене,  белобрысая голова Гены  - на левом.

Мы отдыхаем на тёплом пригорке в лесу. Почки на деревьях ещё не распустились, но тепло и солнечно. Я бросила бутылку с кофе в воду и Гена, смешно подобрав брюки, пошёл за ней. Уговаривал пить кофе. Пила. Нашли бугорок сухой среди берёз. Фотографировал Лёва. Обратно шли по шпалам в восьмом часу вечера. Лёва увлёкся и по рельсу прошёл дальше, мы идём с Геной вдвоём. Заходит солнце. Я несу ветки вербы. Я и мои спутники- молодые, красивые, высокие.

Один из молодых клуба, провожая меня, сказал :”Видел ваше фото у Лёвки Шерстенникова, у берёзки.У вас чистые глаза. С вами так хорошо говорить”.Пришла домой юная, долго не могла заснуть. Так хочется снимать !Зачем же мне продавать “Практику” ?Наоборот, надо к ней купить пентапризму…

8.7.60Два-три дня до педагогики провела с вернувшейся Светланой.Посмотрели “Римские каникулы” с Одри Хэпберн и Грегори Пек и, наконец, “Неотосланные письма”. Ехали, как на праздник, но его не получилось.Стали разбираться. Почему ? Операторские изыски Урусевского погребли, не дали развернуться таланту четырёх больших актёров. Жалели, что Ин.Мих. не повезло, ведь столько возлагал надежд на этот фильм. Посмотрели фильм ещё раз - уже лучше. Работа оператора изумительная и свободное место для актёров есть.Хочу прочесть, что скажет по этому поводу Герасимов в журнале “Искусство кино”.

Светланка и Эля Чистоногова - только двое с нашего потока окончили институт с отличием. Горжусь.
Мне половины институтских лет оказалось достаточно, пять лет были бы непростительной тратой времени.

В 61м Гена,  Лёва  и я переехали в Москву. Прошли три года…
Повидалась с друзьями своей фотографической юности -Геной Копосовым и Лёвой Шерстенниковым. Гена идёт по восходящей, и всё по плану. Лёвушка смешной, явное комедийное дарование. Оба работают успешно в “Огоньке”, живут в избушке на территории Измайловского парка. Главное в их жизни - по-прежнему фотография. 9.2.63

... В середине января встретилась в  ресторане Дома журналиста с Геной и Лёвой. Ждут в метро, рады видеть. Хочешь быть нашей женой ? Как хорошо было с ними... январь 64

Всех разгаданных снов не вместила
Зачарованность этой души.
Как под парусом, ты уходила.
Лишь на  миг задержись, не спеши !

Из письма Светлане - Посмотри 28й номер “Огонька”, заметка - Геннадий Копосов, мой товарищ по Выборгскому фотоклубу в 58-59м, получил Гран-при на международной фотовыставке. Прелесть !7.7.64

 
ТОКСОВО В МАЕ
Музыка Владимира Багрова

В мае весна торопится в Токсово,
Воздух прогрет, весь пронизан солнцем.
Заворожил он нас трелью звонкой.
Ствол охватив, ты кружилась с берёзкой.

      Деревьев круженье, любви приближенье,
      Рук и губ твоих притяжение.
      Токсово в мае не сном было -явью,
      Кружись, кружись, моя родная !

Жизнь в начале, всё изначально,
А улыбнёшься -глаза печальны.
Хор белоствольный в соучастии.
Сама ты берёзка, ты словно часть их.

      Деревьев круженье, любви наважденье,
      Рук и губ твоих притяжение.
      Дней  отсчёт начинался с мая,
      Кружись, кружись, моя родная !

Среди берёз затерялась,играя,
Голос любимый зовёт, пропадает.
Ты, как весна в золотом осеянии,
Моя невеста в платье венчальном.

      Деревьев круженье, любви рожденье,
     Рук и губ твоих притяженье.
     Свою половинку нашёл я, знаю.
     Кружись, кружись, моя родная ! 1992

Жених из Касимова в образе Сатаны

В конце 59го наметился жених, но с отцом разговор у них не получился, В.М. тоже жил на птичьих правах у двоюродной сестры и меня заподозрил в желании пристроиться. Ему судьба ответила  через  год, когда, приехав в Москву в командировку, встретил меня в гостинице Националь, (и с  перерывами в три года в 64м и 67м на том же месте в тот же его день рождения 24го апреля), где  у нас переводчиц проходило какое-то мероприятие.

Мы с подругами обратили внимание на командировочных. Спокойно  и радушно общалась с знакомым в прошлом математиком и его коллегами. Захотел со  мной повидаться. -Нет, забыла я тебя, и ты меня забудь… Уже не вспоминалась тёмная комнатка Раскольникова,выходившая во двор-колодец, которую я снимала,она при свете тусклой лампочки отапливалась печкой. Мёрзглый ноябрь.

Сатана с горящими глазами, пришелец из Касимова, стоит под окнами, с папочкой. Враньё, командировки, враньё. И всего-то  октябрь-декабрь 59го. Точку поставила в мае 60го после прогулки с друзьями из фотоклуба, в Токсово. Там на фото я кружусь, охватив берёзку. А вечером боль разрыва с В.М.

В многомиллионной Москве оказывается встретиться можно с кем угодно, и не однажды. Эти  встречи в Москве в 61м, 64м и 67м  он себе наколдовывал к дню рождения. А в апреле 61го на следующий день в гостинице Пекин я входила с двумя английскими банкирами в лифт и увидела его в вестибюле – он с раскрытым ртом завис. Занавес.

Людмила Корина 9.12.16  Генуя


Рецензии