Юрочка

         1.
         Юрочка рос скрытым мальчиком. Родители его один раз уже обожглись на предоставлении свободы ребёнку и старший брат его Олег, отданный самому себе на воспитание, показал себя не контролируемым и сумасбродным уже в средних классах. Олег был на девять лет старше Юрочки и тому не запомнились горячие деньки, когда голого, в одних трусах брата привозила милиция, отловив его на сборе конопляной пыльцы на полях. Но последующее отношение отца к тому он помнил и как любое живое существо, в таких случаях учился быть осторожнее - мало ли что, на всякий случай. Когда Юрочке исполнилось девять Олег был призван служить Родине в строительных войсках и с тех пор судьба сводила их редко.
         Те нервы, которые попортил Олег родителям, вылились в запреты на всё для младшего сына. Ему строго ограничивалось появление без дела на улице и общение с запятнавшими свою репутацию, в глазах родителей подростками. Но как говорится - душа ребенка очень гибкая и приспосабливаемая и Юрочка не чувствовал себя угнетённым, до определенного времени, а интересы свои подстраивал под возможности или просто скрывал. Время бежало, ограничивающие барьеры помноженные на гормональные всплески привели к ожидаемым конфликтным ситуациям с отцом. Мать же не вмешивалась в мужское воспитание сына, незыблемо принимая сторону мужа во всем. Такое отношение обижало его, но не приученный показывать свои чувства, он страдал молча и в одиночестве.
         Юрочка уже не помнит из-за чего разгорелся последний конфликт, но с того дня мысли его были заняты одним - подготовкой к побегу. За неделю были собрано немного денег, продукты, сожжены все фотографии. Как обычно по вечерам, он вышел выгулять собаку на улицу, и прихватив спрятанные заблаговременно на соседской стройке вещи, ушел из родного города в сторону противоположную заходящему солнцу. Сторону, в которой по мнению 13-ти летнего мальчика лежали все пути к дальней-дальней родне, живущей далеко в Оренбурге. Прочитанные им множество книг убеждали, что в таких путешествиях нет ничего опасного, если вести себя осторожно, а так же гарантировали множество приключений и новых интересных встреч. Только шел он не за приключениями. Цели свои он вообще смутно представлял. Для него было главное уйти как можно дальше от дома и там, где-нибудь, попытаться пробраться на поезд, идущий на восток.

         Шарик - шальной вислоухий пес, несмотря на все попытки Юрочки оторваться от него увязался и не отставал ни на шаг. Выйдя из города они бодро топали полями, пока ориентиром был закат, а потом еще какое-то время в темноте, выдерживая по памяти направление. Обойдя сияющий огнями незнакомый поселок, путешественник перешел поле и заночевал в лесопосадке.
         Дневной зной августа утром вылился в обильную росу, сырость и промозглость которой разбудили мальчика на рассвете. Он позавтракал и накормил пса, обсох немного у костра и снова тронулся в путь. Невдалеке, на проселочной дороге уже показались первые машины. Юрочка свернул на поле подсолнечника выше его ростом и пробирался напрямик царапаясь о грубые шершавые стебли... И через несколько минут пожалел об этом, но возвращаться он даже не пытался - стремление идти только вперед не покидало его. Роса с широких листьев стекала по лицу, вызывала болезненную резь в глазах, приходилось их сильнее прищуривать едва видя куда идти. Боль толкала его ускориться и Юрочка почти бежал, а конца полю всё не было...
         Подсолнухи сменились пшеницей, после которой наконец показалась дорога. Вещи на нем опять были мокрые, только останавливаться он не стал, и быстро шагал по колее, под начавшим припекать солнцем. 
         К полудню мальчик остановился на берегу мелкой речушки, несколько часов пережидая зной, купаясь и отдыхая в тени. Прохлада под ветвями склоненной ивы, принесла облегчение и сморила беспокойным сном.
Открыв глаза, Юрочка повернулся к берегу и опустив руку в воду, долго смотрел как она огибает её. Как под поверхностью колышутся зеленые листья речных растений, как паучки-водомеры скользят в разные стороны, и лучи солнца бликуют на гладкой волне.  Думать ни о чем не хотелось. Чувство одиночества навалилось своим привычно - тоскливым покрывалом, захотелось присутствия еще кого-нибудь живого. Он осмотрелся ища Шарика и нашёл того лежащего растянувшись в тени соседнего дерева.
 
         О доме Юрочка совсем не думал и тем более не жалел о случившемся. Чем там лучше? От него только требовали постоянно что-то, а в замен, большую часть времени было всё то же одиночество. Единственные радости детства это родственники - приходящие раз в неделю в гости или поездки по выходным к ним же, с обратным визитом. Ну и школа и два его самых лучшых друга - Серёга и Игорь, только вот сейчас были каникулы...
         В гостях Юрочке нравилось больше. Он любил своих дядю и тетю, завидуя в тайне их детям, а дети эти, казались ему слишком суетливыми и не серьезными. Игры с ними увлекали его в начале, разбавляя однообразие, только он быстро осознал, что всем им по большому счету наплевать друг на друга и на него в том числе, и что положиться в этом кругу Юрочка ни на кого не сможет. Он совсем перестал туда приезжать, оставаясь один дома. 


         2.
         К вечеру Юрочка выбрался на трассу идущую в нужном направлении и до поздней ночи шел по обочине. Один раз его предложили подвезти. Из двери остановившейся грузовой машины выглянул водитель и после отказа еще долго расспрашивал о его целях столь позднего нахождения вдалеке от жилья. Возможно он и не поверил вранью мальчика, о каких-то нормах по спортивному ориентированию, которые ему нужно самостоятельно покрыть, только настороженный взгляд собаки присевшей у ног подростка не дал предпринять ему никаких действий. Во избежание подобного интереса Юрочка решил впредь пораньше устраиваться на ночлег и желательно подальше от дороги.
         Третья ночь накрыла мальчика проливным дождем и ураганным ветром раскачивающим кроны деревьев пролеска в котором он устроился на ночлег. Лихорадочно, во вспышках молний и раскатах грома он достал из рюкзака плащ и накрывшись с головой снова попытался заснуть. Туфли не попадали под защиту, их начинало заливать, но он все равно провалился в дрёму.
         Проснулся Юрочка рано, от того, что Шарик привалился сбоку и беспокойно ёрзал, поудобнее устраиваясь и сдвигая край плаща. Не дав мокрой собаке пролезть в желаемое тепло он встал и начал собираться оценивая принесенный дождем ущерб. Вещи в рюкзаке были сухие, только возле верхнего клапана отсырели, совсем чуть-чуть. Сам он тоже не промок, хотя вся трава вокруг блестела от воды. Оставался сухим только маленький пятачок с которого он только что поднялся. А вот обувь нужно было менять. Юрочка достал запасные кеды и носки, взял рюкзак, плащ и направился к дороге переобуться.  Впереди начинался поселок и виднелась автобусная остановка. Довольный столь удачно подвернувшимися удобствами мальчик не задерживаясь сразу же направился к ней.

         - тебе куда надо? - неказистый мужичок вывернул от куда-то сбоку и остановился у натягивающего кеды Юрочки. Тот быстро задвинул за спину пакет с сухарями, которые успел достать расположившись на скамейке. В голову ничего не пришло лучше, чем сказать:
         - в город
Мужичок ухмыльнулся добродушно и перестав его осматривать,  чтобы не смущать, повернул в сторону поселка.
         - пойдем ко мне, автобус будет только в одиннадцать - он не спеша пошел  дальше.
         Времени на раздумье не было. Распихав по быстрому вещи, с туфлями в руках Юрочка засеменил следом. Почему-то этот человек не вызывал у него опасений или же осторожность мальчика просто притупилась на это время. Как бы то ни было, через десять минут он сидел в небольшой комнатке за столом покрытой чистой, белой скатертью, с рюшечками по углам и смотрел как женщина в простой, не привычной для него одежде подает на стол хлеб и тарелку с супом. Хозяин занял место напротив и тоже приготовился есть. Юрочка старался есть не спеша и аккуратно, производя  хорошее впечатление на своих новых знакомых. Врать им очень не хотелось, и он был рад, что его ни о чем больше не спрашивали. Утолив голод мальчик почувствовал как у него вновь слипаются глаза.
        - ложись, поспи - предложил мужичок указывая на кровать с пирамидкой подушек - я тебя разбужу.
        Вяло посопротивлявшись Юрочка все же лег и почти сразу уснул.

        Пробуждение было резким и настороженным.
        - вставай - сказал ожидавший его хозяин, сидевший у угла стола.   
Юрочка протер глаза и начал одеваться.
        - какой город впереди - спросил он тихо не поднимая глаз
        - Армавир, наш поселок называется Высокий
        - сколько до него?
        - километров 25 осталось
        Юрочка сел на кровать.
        - я пойду пешком, у меня денег почти не осталось
        - куда тебе надо?
        - в Ставрополь - сообщил мальчик вспоминая карту
Мужичок прищурился пуская дым от прикуренной папиросы.
        - я могу купить у тебя собаку, за билет...
        Это решало многие вопросы придавало ему мобильность. Скрывая радость Юрочка, сделал скорбное лицо, как - никак  расставался с другом прошедшим с ним столько... Но лучше варианта не было. Не рассчитанные на собаку запасы еды таяли быстрее планируемого. А так Шарик гарантированно был не брошен.

        Проезжая на автобусе мимо дома дяди Андрея - так звали нового знакомого, Юрочка испытал чувство стыда за оставленного товарища. Но уже через минуту он забыл его, что было свойственно в его возрасте и стал смотреть на мелькающие за окном пейзажи.

        3.
        В Армавире была пересадка на автобус до Ставрополя. С вокзала мальчик никуда не уходил, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, да и времени гулять не было.
        Незнакомый город встретил Юрочку непривычно холодно и пустынно - таким было его первое о нём впечатление. Выйдя из автобуса на первой остановке от начала, в большом парке он привел себя в порядок и аккуратно уложил в рюкзак просушенные еще в поселке вещи, вновь сменив кеды на всё ещё сырые туфли. Выкинув все лишнее и подкрепившись остатками запасов он направился дальше, держась самых широких улиц, тянувшихся вдаль. Куда - он не задумывался, где найти железнодорожный вокзал всегда можно было спросить.
        Вокзал этот, был найден к десяти вечера и оказался таким же малолюдным как и улицы, по которым он к нему добирался. Изучая маршруты поездов Юрочка, оторопел - все поезда возвращались назад, на узловые станции еще дальше на запад, дальше чем родной город, из которого он трое суток сюда добирался. Произошедшее не укладывалось в юной голове и расстроенный и уставший мальчик опустился в кресло в зале ожидания, крепко обхватив руками рюкзак.

        Кто-то толкнул его в плечо, Юрочка с трудом приоткрыл глаза. Рядом сидел улыбающийся парень лет 25 и смотрел на него.
        - уходить надо - весело заявил тот, дохнув перегаром - сейчас вокзал закрывать будут..
        Юрочка посмотрел на часы на стене - почти двенадцать ночи.
        - некуда мне идти - вздохнул он обреченно и стал поудобнее устраиваться просунув рюкзак сбоку.
        - ты что, менты заберут! - искренне удивился парень
        - ну и пусть - не выспавшемуся пареньку было все безразлично.
        - не, так не пойдет - парень задумался - пойдем, попробую провести тебя к себе в гостиницу.
        Он что-то рассказывал по дороге, про то, что кого-то провожал или встречал...Юрочка не слушал. Они перешли площадь и зашли в фойе здания. Парень направился к стойке и что-то зашептал стоявшей там девушке, а Юрочка делал вид что рассматривает раскрашенные узорами стены, а на самом деле еле держась на ногах. Наконец они поднялись на лестнице на второй этаж и прошли в одну из комнат.
        - Саша - протянул руку парень
        - Игорь - назвался Юрочка именем друга
        - Выпьешь со мной?
        - я не пью вообще - то - поморщился Юрочка понимая, что хоть чем-то, но придется заплатить за гостеприимство
        - да ладно, составь компанию - Саша быстро поставил рюмки, нарезал хлеб и открыл мясные консервы
        - я здесь в командировке..., ты понимаешь - он хихикнул довольно, видимо вспоминая девушку внизу - сейчас она освободится и я уйду, так что номер до утра в твоём полном распоряжении. Только помойся прежде чем лечь, ты весь пыльный - он поморщился протягивая рюмку, наполненную до краев водкой. Юрочка закрыл глаза и залпом выпил.
        Горло обожгло. Это была первая водка которую он пробовал. Один раз он выпил немного вина и как-то пробовал на вкус пиво. И всё.  Саша хотел налить ему ещё, но Юрочка категорически отказался.
        - я тогда не успею в душ - сказал он в панике ожидая опьянения и закусывая противный привкус мясом.
        - иди сейчас - рассмеялся парень и выпил еще, после чего потерял к окружающему интерес.
        - я ушел! - заявил он через несколько минут проходя мимо сидящего в ванной Юрочки. - дверь замыкаю, никому не открывай.

        Сон прошёл, опьянение почему-то так и не наступило, и Юрочка лёжа на краю широкой двуспальной кровати и думал о том, что делать дальше. Ничего не приходило на ум, он посмотрел телевизор, постоял у окна глазея на пустую улицу - до чего же неприветливый город, он совсем его не чувствовал. Как ни крути, но надо было возвращаться. Не идти же через всю страну пешком. Подумав так, он представил себя, по прошествии нескольких месяцев бредушего где-то в середине пути. "До зимы никак не успеть - пришла мысль и он решил отложить размышления на завтра, которое уже между прочим наступило.
        Проснулся Юрочка как всегда в последнее время с рассветом. Недостаток сна ничего не изменил. Голова была ясная, только немного побаливало обожженное горло. К тому моменту когда вернулся Саша, он уже все решил для себя, собрался и ждал с нетерпением в кресле.
        Саша был хмурым и злым, от прежнего дружелюбия не осталось и следа. Видя готового уйти Юрочку он молча уступил ему проход.
        - Ты не мог бы мне дать немного денег, на дорогу? - спросил неуверенно мальчик, видя такие разительные перемены в столь приятном вчера человеке.
        Тот достал раздраженно бумажник и протянул ему мелкую купюру
        - убирайся...давай! - он подтолкнул мальчика к выходу.
Юрочка хотел сказать что этого мало, не не стал рисковать и быстро вышел.

        Денег хватило только на пол пути и на вокзале, в том же Армавире он обратился у кассы автовокзала к женщине с маленькой девочкой, с просьбой купить ему билет. Расчет на то, что он просил не денег, а именно билет оправдались, тем более места были рядом и заподозрить к подвохе его не могли. После очередной остановки ему передали горячий пирожок, за что он поблагодарил их и в душе всех остальных добрых людей, которые встретились ему в этом путешествии, и даже протрезвевшего и недовольного своей помощью Сашу.
        Он переночевал следующую ночь у Игоря и с утра, дождавшись когда отец уйдет на работу заставил себя вернуться.
        "Только чтобы набраться сил - решил он заходя в знакомый двор - только до того момента, как получу паспорт!" ...


Рецензии