Глава 22. Пирамида Человека

   Мне  всегда  были  интересны  люди,  самые  разные,  всякие... в  этой  тяге  к  живому  разнообразно-разновеликому  Человеку  мы  с  юным  и  не  очень  юным  Алёшей  Пешковым  совпадали. Почему  “совпадали”? – потому,  что  с  годами  эта  страсть  во  мне  заметно  поутихла,  люди  по-прежнему  интересовали,  но  мало,  но  не  все,  но  не  всегда... приелись  они  как-то,  люди...

   Я  понял  –  их  мир,  мир  промежуточный  –  между  внутренним,  Я,  и  между  внешним,  находящимся  вне  человеческого  компоста  и копошения,  –  мне  становится  мал,  тесен,  неинтересен...  –  как  в  душной  прокуренной  насквозь  комнате  летним   ласковым  вечером:  распахни  балконные  двери,  выйди  на  улицу,  на  свежий  ароматный  ветерок..,  и  катись  она  к  чёрту  вся  эта  дурная  бесконечная  человеческая  канитель – кутерьма  и  чехарда  эр – эпох,  именуемая  историей  человечества!..
...Естественно,  я  вышел,  благо,  они  у  меня  были,  балконные  двери... и  возвращаться  обратно,  в  покинутый  бедлам  и  бардак,  нет  никакого  желания,  увы.

   Так  вот,  люди...
Сдаётся  мне,  самоуверенному  нахалу,  я  нащупал  их  сердцевину,  нащупал  и  начал  разбираться  в  ней,  сначала  неуверенно  и  почти  впотьмах,  затем  уверенней  и  уже  на  свету  приобретённых  знаний  и  житейской  мудрости.  Разобрался  ли  до  конца?  – Бог  весть,  вряд  ли  это  вообще  возможно  –  человеку  в  себе  же  разобраться,  это  легче  со  стороны,  будучи  нечеловеком,  делать...
...Но  кое-что,  всё-таки,  нарыл-накопал...  И  начну,  не  откладывая  в  долгий  ящик,  сразу  с  главного.

   Что  делает  нас  людьми?
Ответ  очевиден:  культура  –  то  усвоенное  нами  за  нашу  жизнь, что  было  создано  людьми  и  заботливо  сохранено  как  духовная  и  материальная  её  части. 
...Да,  всё  верно,  но  культура  в  целом  –  это  очень  расплывчато, общо, а  должно  быть  некое  основание  на  котором  всё  стоит  и  с  которого  всё  начинается.
– Конечно,  скажут  мне,  оно  есть  –  это  мировоззрения  данной  культуры,  выраженные  в  её  обычаях,  традициях,  морали,  науках-знаниях,  верованиях  и  т.д.  и  т.п.
Да-да,  всё  так,  но  опять  слишком  неопределённо-обширно,  а  нельзя  ли  выразить  всё  это  одним  словом?

Чем  формируется  мировоззрение  того или  иного народа  (поскольку  понятно – мировоззрение  конкретного  человека  есть  усвоенное  им  мировоззрение  его  народа)?
– Его  мировосприятием – мироощущением...  – Да-да,  а  они??

Ведь  воспринимается,  ощущается  только  то,  что  МОЖЕТ  быть  воспринято-усвоено  и  что  ЖЕЛАЕТСЯ,  что  ищется,  активно,  ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО  ищется,  а  не  всё  ж  подряд  и  что  ни  попадя...

По  поводу  “может”,  я  думаю,  все  народы  совпадают..,  а  вот  по  поводу  “желается – ищется”...  Желается,  наверно,  тоже  всем  одного – еды,  крова,  безопасности,  счастья... – да,  да... но  какими  путями  это  ИЩЕТСЯ?
...А,  автор,  вот  ты  к  чему  ведёшь... к  путям-средствам,  цене  цели-результата...
 – Именно,  Читатель,  именно!

Есть  народы,  которые  полагают:  нет  сейчас  у  меня,  зато  есть  у  соседа –  пойду  и  возьму,  мне  нужнее...
Есть  народы,  которые  полагают:  своего  не  отдам,  но  и  чужого  не  надо...
Есть  народы...  – Да,  разные  есть  народы,  и  исток  их  различий  и  всех  последующих  недоразумений  лежит  здесь:  в  мере,  пределе  допустимого  вмешательства  в  дела  другого,  в  тех  границах,  что  САМ  установил  себе  этот  народ.  ...Которые  определяются  чем?

– Мой  ответ  таков:  биологическим,  не  социальным,  не  психическим,  не...  – только  биологическим!
Если  в  твоём  геноме  переизбыток  одинаковых,  гомоаллельных,  генов,  и,  следовательно,  ты  “чистокровен” но,  увы,  гипоадаптантен  или  в  чём-то  даже  дезадаптантен..,  то... то  и  род  твой  из  таких  же  чистокровок  будет  ущербен  в  чём-то,  дефицитарен-недостаточен,  и  не  ждать  твоим  соседям  тогда  спокойной  жизни...

...А  ежели  у  тебя  в  меру  гетероаллельный,  разнообразный  геном,  и  ты  “грязнокровка”,  как  в  одном  фильме  обозначили  это,  то  с  адаптацией,  в  максимально  широком  смысле  слова,  у  тебя  всё  нормально... и  будут  жить  спокойно  твои  соседи.
   В  случае  же  избыточно-разнообразного,  гиперадаптационного  генома,  что  бывает  редко,  но  бывает..,  жить  ты  сможешь  от  снегов  полярной  тундры  до  тропиков  экваториальной  Африки,  чувствуя  себя  везде  комфортно  и  “как  дома”...

...То  есть,  мера  социального  приспособления  есть  следствие  меры  ГЕНЕТИЧЕСКОГО  приспособления,  но  не  наоборот.
“Норма  реакции” физиологическая  определяет  собой  норму  реакции  психологической,  а  та –  норму  социальной  реакции.
Да,  от  генетической  меры  через  психофизическую –  к  мере  социальной...
...А  мера  социального  приспособления  лежит  в  основании  любой,  без  исключения,  культуры.
Которая,  в  свою  очередь,  и  делает  из  животного,  всеядного  примата – хищника,  утратившего  по  непонятной  причине  хвост  и  свой  шерстяной  покров,  Человека.

   Мне  припишут,  как  всегда  в  подобных  случаях,  “вульгаризацию – биологизацию”,  хе-хе,  но  ярлыки  навешивать  –  не  факты  опровергать  другими  фактами... пропустим  мимо!

   Итак,  что  есть  Человек?
 – Следствие  такого  удачного  содержания-сочетания  генов,  которое  позволяет  ему  быть  “своим”  в  любых  условиях  окружающей  его  социально-природной  среды... быть  нормо-  либо  гиперадаптантом –эврибионтом.
– Быть  гипоадаптантом – стенобионтом?
– Нет, они  сохранились  лишь  благодаря  своей  вписанности  в  неизменную  природную  среду, ...но  стоит  ей  измениться...
...И  благодаря  паразитированию  на  прочих  членах  своего  рода  и  народа... а  ныне,  с  развитием  “глобализации”,  на  всех  представителях  своего  вида,  чему  капитал  и  демократия  в  западном  убогом  исполнении  очень  способствуют  и  благоприятствуют,  ибо  они  и  создавались  с  этой  целью...

…Но  стоит  им  измениться…

Как  видно  из  вышеизложенного,  “удачное  содержание - сочетание  генов”  есть  отличительный  признак  нашего,  человеческого,  генома,  что  и  позволяет  нам  чувствовать  себя  “царями  Природы”,  которыми  нас  никто  не  провозглашал,  между  прочим...
Как  и  почему,  когда  и  отчего  оно  возникло?
Мнения  учёных  мужей  расходятся,  одно  для  меня  очевидно –  был  Природой  или  кем-то  выбран  самый  наилучший,  самый  подходящий  для  “воцарения”  материал,  который  в  тот  момент  оказался  у  закройщика  под  рукой,  но  который,  возможно,  и  устарел  уже  морально  и  материально.

Как  видно  из  вышеизложенного,  предназначение  Человека  не  “царствовать”,  а  адаптироваться  к  среде,  данной  ему.  Менять  среду  под  себя  –  это  уже  от  лукавого,  с  яблоком  познания-знания  пришло,  изначально  было  –  меняться  под  среду.
Создавать  себе  техносферу,  искусственную  среду,  изолируя  себя  от  природы  по  максимуму  –  вообще  блажь  и  бред,  и  дьявола,  наверное,  вводящий  во  смущение...
– Этакий  вариант  всеобще-цивилизационного  эскапизма.  Впрочем,  вполне  подходящий  цивилизации-подростку.

Как  видно  из  вышеизложенного,  Природа  верна  себе,  замыкая  круг:  природное –  биологическое –  индивидуально-психическое –  социально-культурное –  снова  природное..,  но  уже  в  роли  реципиента-получателя.

   Вопрос  только  –  понравится  ли  ей  то,  что  мы  ей  ныне  предлагаем-возвращаем?..

– Это  одна  часть  Человека,  биосоциальная.
Но  есть  вторая – социокультурная, использующая  коллективный  опыт, сиречь  культуру,  на  всех  уровнях  её  бытия  с  целью... – с  какой  целью  используешь,  Читатель,  доступные  тебе  уровни,  виды,  части,  типы  и  т.п.,  культуры?..


...Немного  о  культуре.
   Итак,  на  биологическом  уровне  существования  культуры  её  основой  является  отдельный  индивид,  организм  с  присущими  ему  биологическими  особенностями,  определяемыми  его  геномом  и  средой.
  На  индивидуально-психическом  уровне  основой  культуры  является  мировоззрение – мировосприятие – мироощущение  человека,  формируемые  средой  и  народом,  обществом,  во  взаимодействии  с  психофизическими особенностями  этой  личности.

– Что  является  её  основой  на  социальном  уровне  бытия-организации?
Социальные  механизмы  создания,  восстановления,  хранения  и  использования  её.

– Что  лежит  в  основе  этих  механизмов?
Социальное  взаимодействие,  общение  во  всех  его  смыслах  и  видах..,  в  основе  которого,  в  свою  очередь,  лежит  письменность  и  язык,  речь  и  знак-символ.
Безъязыковых,  беззнаковых  культур  мы  не  знаем,  да  и  вряд  ли  такие  существуют  во  вселенной.

Существует  ли  техносферный  уровень  культуры? – Как  материальная  часть – техника,  технологии,  экономика... – да;  как  идеально-духовная  часть – наука,  управление,  образование-просвещение... – нет,  только  как  часть  социального  уровня,  но  с  появлением  ИИ  всё  может  измениться...

   Сможет  ли  он  преобразовать  нижележащие  уровни  под  себя?
– А  почему  бы  нет?!.. Вопрос  в  другом: с  какой  целью?  И  зачем  ему  это  нужно...

   Возникнув  когда-то  как  средство, средство  адаптации  надбиологического  характера,  со  временем  культура  преобразовалась  в  средство  развития – самосовершенствования  человека,  в  его  наикратчайший  путь  от  животного  к  индивиду,  члену  социума,  части  общепланетарной  цивилизации,  и  дальше,  дальше... путь,  который,  увы,  одолевают  не  все...
...К  сожалению,  часто  из  средства  культуру  переделывают  в  цель  и  самоцель, наивно  полагая,  что  якобы  так  превращая  “человеческое”  в  “надчеловеческое”, божественное,  можно  из  Хама  получить  Адама...
Нет,  рождённый  Хамом,  хамом  и  умрёт!  Адам  же  не  рождён,  а  сотворён  был...  –  почувствуй  разницу,  “творец  культуры”.

...Воспитать  можно  только  пригодного  к  воспитанию..,  транслировать  культуру  можно  только  тому,  кто  готов  к  трансляции.





                продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/06/808


Рецензии