Очерк по творчеству Андрея Звягинцева

В этом небольшом произвольном очерке я осмелюсь говорить о творчестве Российского режиссёра, который, на мой взгляд, гениален. Андрей Звягинцев - тот, кто через всего себя пропускает свои фильмы и делает их для нас, обычных зрителей.

Проблематика в его творчестве имеет огромный спектр, что не может не поражать, ибо в каждой картине автор пытается показать человечеству его же пороки, грехи и страдания. "Возвращение" отражает сложнейшие взаимоотношения родителей и детей, "Левиафан" - ничтожество отдельного человека и мощнейшую силу государства, а также церковную безнравственность, "Елена" - проблема неравенства людей и зависимость их от бумажек (денег), "Нелюбовь" же говорит сама за себя. Все его фильмы социально-значимы, в некоторой мере жестоки и, что самое страшное, до мурашек правдивы.

Однако, всё это лишь верхушка того огромного айсберга, который откололся от сознания Звягинцева. Многое в его фильмах символично, порой непонятно, но совершенно не случайно. Красной нитью в его творчестве проходят библейские мотивы, которые для автора очень много значат. Особенно это заметно в "Левиафане", насквозь проникнутом тлетворным запахом церкви. В самом названии Андрей Звягинцев обращается к ветхому завету, воспроизводя свой метафоричный образ власти и государственного аппарата в скелете морского чудовища. Вспомним последнюю картину "Нелюбовь" и то, с какой злобной насмешкой говорится о начальнике большой компании и его догматах вместо устава. А как же церковь, строящаяся напротив дома, где живёт одно лишь страдание? Она может что-то изменить в жизни людей? Сомневаюсь.

Ещё одним лейтмотивом стал конец света. В "Елене" очень чётко обозначено Звягинцевым, что нам и не нужен календарь Майя - мы раньше себя погубим, сами, своими же руками. Неравенство, зависть, злоба, жажда денег - вот, что приведёт нас к гибели или к миру, где человек ничего не значит. По-моему, режиссером очень умно было подметить такую деталь и провести параллели.

Каждый раз фильмы Андрея Звягинцева заканчиваются весьма неоднозначно и порой трагично. Его герои не учатся на собственных ошибках, не делают выводы – здесь не бывает «хэппиэнда». Всё окрашено настроением отчуждения, боли, безысходности, даже колористика всех картина тёмная, серая. Но именно таким жестоким образом автор пытается заставить зрителей осознать истинные ценности, которые часто ускользают от нас в мире, где царят разврат, богатство, неравенство и человеческое эго. «Обнимите своих родных», «цените друг друга», «сочувствуйте чужому горю», - вот о чём кричит режиссёр в своём творчестве.

Конечно, нельзя забывать, что кинематограф - это командная работа. И здесь хотелось бы отметить: Андрей Звягинцев нашёл себе замечательных помощников в лице оператора Михаила Кричмана и актрисы Елены Лядовой. Всем им удалось отлично сработаться, судя по совместным картинам. Кричман идеально подбирает кадры, соответсвующие повествованию, а Елена Лядова стала настоящей "звягинцевской" девушкой.

Творчество Звягинцева сложно и требует определённой подготовки от зрителя, чтобы понять то, что скрывается под толщей воды. Возможно, я могу ошибаться в своих суждениях, но именно это я увидела, просматривая его фильмы. На самом деле это и есть то самое подлинное российское кино, интеллектуальное и качественное.


Рецензии