Предисловие

          Человеческий ум устроен таким образом, что частные предметы (конкретное) он воспринимает более трезво и объективно, чем предметы общие. Чем более общ предмет, тем больше вероятности того, что мы привнесём в наше представление о нём элементы неточности и субъективизма. Так входит в нашу жизнь некорректное употребление общих понятий, порождающее взаимное непонимание, споры и даже конфликты. Искажение смысла общего понятия в большинстве случаев происходит непреднамеренно – просто потому, что мы не удосужились заблаговременно поразмышлять над точным смыслом того или иного слова. И если в повседневном быту подобная небрежность относительно терпима, т.к. не приносит особого ущерба, то в научной сфере она абсолютно не допустима. Особенно остро проблема некорректного словоупотребления стоит в области гуманитарных наук. Если, предположим, физик грешит неточностью в употреблении научных терминов, то ракета, построенная на основе его идей и расчётов, имеет шанс не взлететь, а сам горе-учёный – оказаться безработным. А вот если философ делает то же самое, то, казалось бы, ничего страшного не происходит – солнце как вращалось вокруг земли, так и будет вращаться. Создаётся иллюзия безнаказанности. Очень опасная иллюзия!
          Небрежное словоупотребление стало чуть ли не главной болячкой в среде философствующих. Многие авторы, позиционирующие себя мыслителями, не утруждают себя процедурой предварительного определения ключевых понятий, которыми намереваются оперировать. В результате труды этих учёных мужей напоминают дремучий лес, по которому блуждают сбитые с толку читатели. На таком удручающем фоне лучиками света выглядят примеры противоположного свойства (увы, не столь многочисленные). Одним из наиболее ярких примеров такого рода, пожалуй, является творчество Бенедикта Спинозы, голландского философа XVII века. Свой главный труд под названием "Этика" Спиноза начинает с набора определений ключевых понятий, с которыми собирается работать. Образцом для него служат трактаты геометров с их строгостью стиля и логической прозрачностью, поэтому и свой метод рассуждений он называет "геометрическим". За много веков до Спинозы свою любовь к геометрам засвидетельствовал и другой классик философии – Платон, который даже начертал на входе в свою Академию категоричное требование: "НЕ ЗНАЮЩИЙ ГЕОМЕТРИИ ДА НЕ ВНИДЕТ СЮДА!". Понятно, что под "знанием геометрии" здесь подразумевается способность мыслить строгими понятиями и потребность в доказательствах какого бы то ни было утверждения. Одной из основных тем большинства платоновских диалогов было выяснение подлинного смысла того или иного общего понятия (что есть справедливость, мужество и т.п.)*.
          Современные словари и энциклопедии, к сожалению, не всегда способны решить проблему некорректного словоупотребления, т.к. зачастую сами страдают неточностью и поверхностностью. В этом убеждается всякий дотошный искатель смыслов.
          В данном разделе моей странички читатель сможет познакомиться с плодами моих размышлений над точным смыслом ряда философских понятий, употребление коих требует, с моей точки зрения, особой аккуратности и осмысленности. В большинстве своём они относятся к области этики, социологии и религии, хотя есть и такие, которые относятся к гносеологии и метафизике. Очевидно, что некоторые из определений, здесь представленных, по-прежнему нуждаются в смысловом уточнении и стилистической шлифовке (чем я и занимаюсь время от времени). Порой мне начинает казаться, что наконец-таки удалось схватить и выразить точными словами суть того или иного предмета или явления, но спустя некоторое время, увы, приходит отрезвление и осознание того, что суть эта в очередной раз ускользнула, и поиск следует продолжить.
          Буду рад, если мои любительские штудии найдут отклик в чьём-либо пытливом уме и помогут приблизиться на один шаг к истине. Буду рад и разумным критическим замечаниям либо дополнениям.
_____________________________________________

       * Вряд ли можно согласиться с мнением проф. Катасонова, видящего в культе математики лишь тревожный симптом духовного оскудения общества. – См.: Катасонов В. "Истоки «цифрового мира»: Культ математики". Сайт «Царьград ТВ».
       Культ математики (в частности, геометрии) – это зачастую здоровая реакция части интеллектуального сообщества на засилье софистики, понимаемой как искусство выводить доказательства чего угодно из чего угодно, или искусство наукообразной подтасовки: когда говорящий использует мыслительно-понятийный туман в голове слушающего для достижения собственных, не всегда благородных, целей. Совсем другое дело – культ естественных наук, которым ознаменовалось Новое время и который выразился в возникновении позитивизма – философского направления, объявившего войну метафизике и противопоставившего ей метод точных, эмпирических, наук (Конт, Милль, Спенсер и др.). Данное явление, действительно, можно назвать тревожным сигналом, свидетельствующим о духовной деградации части думающего слоя общества.


Рецензии