Грязевой вулкан

              Отрывок из книги "Хроника пикирующего НИИ":
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/

                Сразу прошу прощения у читателей зав использование специальных терминов, смысл которых можно найти в любом поисковике. Впрочем, как и саму книгу. Добавлю, время в Крыму было тревожное, надо было закрывать Крымскую АЭС. Никто не хотел второго Чернобыля. В случае закрытия убытки превышали один миллиард советских рублей. Вот почему была создана Государственная комиссия.

            26 августа раздался звонок из Гос. комиссии  - в Темрюкском заливе заработал подводный вулкан. По этому случаю туда направляется исследовательское судно Керченской морской партии. Коллеги! завопил я в трубку. Срочно звоните в Керчь. Поскольку я отвечаю за изучение этих опасных геологических  объектов, то должен быть в этом рейсе обязательно. Пусть задержат выход, выезжаю через полчаса. Уже когда бросал в машину рюкзак и пару аквалангов, подбежала взмыленная секретарша директора. Только что звонили в дирекцию. В Керченскую партию не заезжайте. Не теряйте времени. Судно будет ждать Вас на таком-то причале. Судно действительно ждало на причале с работающим двигателем. И, как только я перебросил вещи на борт, сразу отдало швартовы.

           На палубе меня встретил мой старый знакомый, главный геолог партии Николай Вальтер. И тут же потащил в кают-компанию. Она была забита аппаратурой геофизиков, но, все же, место на каком-то ящике нам нашлось. Пили какой-то дрянной портвейн. Диспозицию обследования вулкана составили быстро. Меня с одним сотрудником керченской партии высаживают на остров на шлюпке. Пока там занимаемся замерами и отбором проб грунта и спонтанных газов, геофизики делают в море несколько сейсмоакустических профилей.

           К острову подошли на рассвете. Он оказался уже заселен: на нем пребывал некий Робинзон в плавках. Он ожидал ученых, дабы поведать им все тайны возникновения новой земли. Ладно, излагай свои впечатления, согласился я и достал полевой дневник. Преисполненный важностью момента, Абориген сказал, что прошлой ночью его домик на берегу залива довольно сильно тряхнуло. Затем со стороны моря послышался какой-то гул, и некоторое время был виден огонь. Но небольшой, метров пять в высоту. Время начала извержения он не знает, так как часов у него нет. Так сколько ты уже сидишь на этом острове? Спросил я. Да почти сутки. Как только земля появилась я сюда и приплыл. А, что за деревня виднеется на берегу? Это не деревня! Не на шутку обиделся абориген, а станица и называется Голубицкая.

            Пришлось налить ему стакан портвейна. Поблагодарить за преданность науке и отправить восвояси. Рулеткой мы измерили размеры острова. Наибольшая длина составляло 80 метров, ширина 50. К этому времени наступил рассвет, взошло солнце, и тут я увидел, что большую часть острова представляло морское дно, которое выперло на поверхность вместе со всем бентосом - водорослями и живыми ракушками. Посмотрел я на это чудо и подумал: А что если оно проявится под зданием реактора? Мелочь, но приятно!

 Для справки. Эти вроде "безобидные" вулканчики образуют в Каспийском море острова площадью превышающую квадратный километр. На суше возникают внушительные сопки. При извержениях (пароксизмальная стадия) столб горящего газа достигает  километра.

           Сам наш вулканчик был крошечный, высотой не более 70 см. Вокруг него все было залито жидкой черной грязью. И вымазались мы в ней основательно. Далее, напялив акваланг, я несколько раз обогнул под водой остров. Видимость под водой была отвратительная. Единственное, что я толком разглядел, так это множество небольших грифончиков из которых били струйки метана. Грифончики располагались не хаотично, а по радиальным линиям, отходящим от жерла вулкана. Видимо, разгрузка газа шла по трещинам, отходящим от так называемого эруптивного аппарата вулкана.

           Отобрав пробы грунта на химический анализ, мы погрузились с коллегой в шлюпку и подгребли к судну. Оно уже выполнило один профиль и собиралось делать второй. На сейсмограмме четко выделялись крылья диапировой складки. Все было по классике. Десятки подобных сейсмопрофилей я уже видел в Баку.

          Коллеги собирались позже пробурить вблизи острова несколько неглубоких скважин, что бы заверить сейсмопрофили. Пришли мне эти материалы в Энск, попросил я Вальтера. Поколдую с ними немного, и будет у нас с тобой хорошая статья.
 
           Вальтер согласился, но прислал материалы только через год. А еще через год у нас вышла совместная статья в Докладах Академии Наук.


Рецензии
Юрий, а могло неожиданно рвануть?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.03.2019 11:43     Заявить о нарушении
Перед началом извержения обычно наблюдаются слабые сейсмические толки. До 4 баллов по шкале MSК 64. Почему и домик аборигена тряхнуло. По любому успели бы смыться в плавь.
Ваш

Юрий Юровский   31.03.2019 12:16   Заявить о нарушении