Большая речка - 1. 7

       К вечеру зашла тучка, усилился ветер, стало сумрачно и поля потеряли нарядную окраску. Отчетливей стала слыхать канонада.
      В обед, на короткое время, с райкомом установилась связь.
      На другом конце провода, чей-то хриплый голос наказывал:
      - Уходите немедленно! Что нельзя забрать - уничтожайте на месте. Врагу ничего не оставляйте! Всякое невыполнение распоряжения будет расцениваться как измена.
      Первое, что стали решать: гнать или не гнать коров. А если не гнать, то отдавать колхозникам или уничтожать на месте. Часть решили раздать, основную же массу гнать до встречи с какой либо из частей армии и пристреливать по необходимости по дороге. Над селом, заглушая людские крики и плач, повис коровий рев и свиной визг.Языкастым пламенем полыхнул в небо, подожженный скотский двор.
      - Запрягать бы надо!- подойдя, проговорил Смагин.
      - Командуй.
      Через два часа, выстроившейся неровной вереницей, поезд из четырнадцати подвод медленно потянулся на восток. На телегах громоздились узлы, чемоданы, сидели старики и дети. Поднятая множеством ног и колес дорожная пыль, сизым туманом повисла над дорогой. Арсентий Тимофеев, лежа на телеге, заваленный домашней утварью, махая высохшей от старости рукой, кричал:
      - Бабоньки, родненькие! Поднатужтесь! Немец - вот он.
      - Теперь, гляди в оба,- подбрасывая на плече винтовку, проговорил Запольских.
      - Разбивай смотрителей на бригады.
      - Уже глядят.
      К ночи первые подводы въехали в село Солдатово. Распределились по дворам на ночевку. Возле районных подвод выставили караул.
      Ночь прошла в беспокойстве: гулом содрогая воздух, летели на восток самолеты; слышалось далекое уханье.
     С утра двинулись дальше. По низинам рыхлыми озерцами колыхался туман.


Рецензии