Империя репетиторов. Азиатские хроники

…По городу едет двухэтажный автобус, выкрашенный в красный, белый и кремовый цвета.
На лакированном боку автобуса – два портрета: улыбающийся молодой человек в голубой ветровке и его сверстник в темном костюме-тройке, с галстуком-бабочкой.
Первый засунул ладони в карманы брюк, второй - скрестил руки на груди…
Автобус следует дальше. За опустевшей остановкой открывается  рекламный щит, с которого сияет голливудская улыбка другой знаменитости.
Об этом человеке с ослепительной улыбкой известно все…кроме его ежемесячных доходов.

Он ездит на желтом «Ламборгини» и серебристом «Мерседес-Бенце», владеет несколькими домами; наведывается за покупками в Париж и носит одежду от лучших европейских и азиатских дизайнеров.
Его частная жизнь обсуждается, как жизнь звезды шоу-бизнеса.

Газета South China Morning Post в статье, опубликованной 16 июля 2009 года, высказала предположение, что за месяц он зарабатывает  примерно миллион долларов США. 

Местная пресса называет его королем, и он милостиво соглашается.

Мы находимся в Гонконге, где встречаются цивилизации Европы и Азии.

Здесь родилось необыкновенное явление, которое, как легендарный трансильванский вампиризм, уже распространилось по всему свету.

Люди, улыбающиеся нам с рекламных щитов - не политики, не актеры, не спортсмены.
Они – учителя. 
Точнее, репетиторы.


"Уроки с божествами"


«Репетиторство – одна из самых прибыльных профессий в этом азиатском городе», - вынуждено было признать агентство Аssociated Рress (AP). 
В средних и старших классах школ Гонконга учатся более  800 тысяч подростков. 
И все они хотят поступить в престижные вузы.

Для того, чтобы стать студентами первого курса, им нужно сдать единый государственный экзамен.
Примерно такой же, как ЕГЭ в России. 

В нулевые годы XXI века таких государственных экзаменов в Гонконге было два: HKCEE (The Hong Kong Certificate of Education Examination) - для средней школы (похожий на ОГЭ, который сдается в российских школах после девятого класса) и HKALE (the Hong Kong Advanced Level Examination) для выпускников школ, которые готовятся стать абитуриентами вузов.

С 2012 года остался только один экзамен с аббревиатурой HKFSEE (the Hong Kong Diploma of Secondary Education Examination).

Некоторые считают, что этот шаг правительство предприняло ради  родителей – чтобы они поменьше тратились на дорогих репетиторов.      
Однако сами репетиторы уверены, что школьники по-прежнему будут выстраиваться в очередь за их услугами.
И они, скорее всего, правы.

Официальная статистика такова: 34% учеников начальной и средней школы Гонконга (около 300 тысяч человек) после школьного дня отправляются на занятия в четыре крупнейших репетиторских центра.
Два из них: «Modern Education» и «King's Glorу», по сведениям агентства АР, открыли десятки своих филиалов вокруг города.
А это зачем?
Очень просто: сельские школьники больше, чем их городские сверстники, мечтают о поступлении в университеты.
Дети, чьи родители заняты сельским трудом, с энтузиазмом  записываются на репетиторские курсы.
Им очень хочется навсегда изменить собственную жизнь.
Поэтому каждую неделю представители крупнейших репетиторских центров читают для них не менее 200 лекций!

Но это еще не все.
В 2005 году ученые из Университета Гонконга попытались выяснить, дорого ли обходится родителям поступление детей в высшие учебные заведения. 
Оказалось, что половина учеников средней школы и 70% старшеклассников не только посещают крупнейшие репетиторские центры, но и периодически платят за занятия своим частным репетиторам.
К услугам школьников из Гонконга - 800 разнообразных  репетиторских учреждений с броскими названиями («Класс Альфа плюс», «Best Step», «Bright and Brilliant» и т.п) и неунывающая армия преподавателей-частников.
(Про них мы пока забудем, потому что эти люди налогов не платят,  и государство давно оставило надежду их пересчитать).

Однако университетские власти, проводя свое исследование, поставили вопрос о цене: дорого ли нанимать репетиторов?
Выяснилось: не очень.
За занятия в крупных репетиторских центрах Гонконга каждый школьник вносит помесячно скромную сумму: приблизительно 41 доллар США за один курс длиной в две-три недели.
То есть 123 американских доллара за три курса (больше никто не выдерживает) или около 1000 гонконгских долларов в месяц.
(Многие родители в России завистливо вздохнут, когда пересчитают эти 123 доллара на рубли по текущему курсу).

Культовые репетиторы, которых в Гонконге называют «королями» и даже «божествами» - а это Ричард Енг, основатель репетиторского центра Бэкон-колледж, или Кен Нг, основатель «Modern Education», - назначают особые тарифы за свои лекции.   

Если школьник мечтает побывать на них и лично задать вопросы  «репетиторским божествам», он должен выложить за это удовольствие 12 долларов 50 центов.
На звездную лекцию в аудиторию набивается сотня подростков.  Департамент образования Гонконга предписывает, чтобы в аудитории у репетитора занималось одновременно не более 30-35 учеников. 
На это «божества» отвечают, что им этот закон не писан: ведь «Modern Education», «King's Glorу» или «Бэкон-колледж» - не школы.
Разумеется, не школы!

Сотни учеников с воодушевлением слушают прямую трансляцию такого занятия по внутреннему телевидению репетиторского центра (это обходится намного дешевле, чем покупка места в аудитории) или в Интернете (это совсем дешево).
Запись занятия потом можно приобрести, чтобы просматривать ее на своем планшете или телефоне. 

Резюме: если трудолюбивый репетитор (а кто в Гонконге не трудолюбив?) работает по 40 часов в неделю, его недельный заработок приближается к 50 тысячам долларов США 

«Это – большой бизнес, - констатирует Кен Нг, основатель репетиторского центра «Modern Education» . – Вот поэтому я и вожу свой второй Феррари»    

А 46-летний Ричард Енг, человек с ослепительной улыбкой, ездит, как я уже говорила выше, на желтом «Ламборгини» и  зарабатывает миллионы.
«До тех пор, пока в Гонконге существует хотя бы один государственный экзамен, наше будущее обеспечено», - смеется он. 

Король репетиторов с оптимизмом смотрит в будущее.
Его не смущает то, что с 2012 года два государственных экзамена Гонконга превратились в один.
Ричард Енг считает, что никакому мировому финансовому кризису не под силу разрушить империю репетиторства.
Потому что построили ее те самые люди, которые теперь ее осуждают.   



Профессор и Тень

Сегодня на визитках профессора Марка Брэя, профессора Университета Гонконга, напечатана его новая должность: директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО в Париже (I I E P).

Но об «империи репетиторов» профессор Брэй знает все.
Как полицейский инспектор Жюв знал все о таинственном Фантомасе. 
Можно сказать, что именно Марк Брэй первым заложил мину под эту империю.

С «репетиторскими божествами» профессор Брэй столкнулся в Гонконге, где прожил четверть века. Он преподавал в Университете Гонконга – англоязычном учебном заведении с высоким международным рейтингом.
 
В этом городе, где Восток встречается с Западом, профессор   написал  свою, быстро ставшую знаменитой, книгу «В тени системы образования» (1999).
С нею спорили, ею возмущались, ею зачитывались.
Новая книга Марка Брэя «Противостоять теневой системе образования» (2009) была сразу же переведена на множество языков – в том числе на китайский,  арабский, хинди, урду.

Заслуга профессора из Гонконга в том, что он однажды задумался над всем привычным явлением.
Он увидел тень на стене и понял, что эта тень кому-то принадлежит.
Но этого «кого-то» он, к своему удивлению, не видел! 

На рубеже тысячелетий Марк Брэй изобрел и ввел в научное обращение термин «теневое образование».
«В тени», по его мнению, находится сфера репетиторства - во всех его видах и во всех странах мира, включая Азию и Австралию, Канаду и Россию.
Уходят «в тень» разнообразные частные уроки, дополняющие школьные занятия.
Важная деталь: предметы, по которым родители нанимают детям дорогих репетиторов, должны входить в программу национальных экзаменов.
Почти каждая страна мира имеет сегодня свой национальный экзамен.
В России это -  ЕГЭ, в Гонконге – HKFSEE.
Чтобы поступить в лучшие вузы, школьнику надо добиться на этом экзамене максимальных баллов.   

А как же занятия музыкой, этикетом, танцами?
Ведь для них родители тоже – и очень охотно - нанимают своим детям дорогих репетиторов?
« - Правильно, - соглашается со мной профессор Брэй. - Однако суммарная оплата за эти занятия  всегда незначительна, если рассматривать ее в национальном масштабе».

Одним словом, тот, кто придумал единые национальные экзамены, необходимые для поступления в вузы (неважно, где находятся эти вузы – в России, в Европе или в Азии), стал отцом-основателем международной империи репетиторов.
Империя будет расширяться и процветать до той поры, пока ввае страны не упразднят унифицированные национальные экзамены.

« - Когда я выпустил в 1999 году первую книгу о теневом образовании, мне возражали: «Это имеет отношение только к опыту азиатских стран», - вспоминает Марк Брэй. - Сегодня наконец заговорили, что описанное мною явление относится, и непосредственно, к опыту стран Западной Европы. Теперь уже можно говорить о большом международном рынке и  взаимодействии репетиторства и официальной системы образования».

Обе сферы – дневная и теневая – связаны между собой.
Во всех странах, где профессор из Гонконга проводил свое исследование, национальные  Министерства образования категорически отказывались признать деятельность независимых репетиторов.
Не говоря о том, чтобы сделать из этого критические выводы о нюансах собственной работы и собственной компетентности.
«- Мы - министерства образования, а не частного предпринимательства!», - оправдывались они.

Только в США власти ищут способы оплачивать родителям или школам репетиторские занятия.
Правда, с тем условием, чтобы педагоги-репетиторы не влетали учебным округам в копеечку.
В некоторых школах США уже нашли выход: репетиторов по математике нанимают… в Индии.
Было замечено, что они готовят детей в два раза дешевле и намного эффективнее, чем в Соединенных Штатах.

Почему же занятия с репетиторами так популярны?
«- Знаете, почему учителя математики из Гонконга так ненавидят японскую компанию «Кумон»?  – отвечает профессор вопросом на вопрос. - Она предлагает школьникам разных стран занятия по интернету. Японские репетиторы просто натаскивают детей  - хотя и делают это блестяще. В отличие от них, гонконгские учителя пытаются научить школьников решать задачи».

Форматы единых национальных экзаменов (обычно это - тесты и короткие письменные работы) не требуют, чтобы школьник, выполняя их, о чем-то думал.
Он только вспоминает: подчеркивает, вычеркивает, ставит  крестики, выбирает правильный ответ из четырех предложенных – и так далее.
Чтобы избежать ошибок, абитуриент должен готовиться к  этому экзамену много месяцев (а то и лет).
Нужно прорешать десятки однотипных заданий и довести их решение до автоматизма.
Для абитуриентов, нацеленных на высший балл, задания должны быть очень трудными.
Вот, собственно, и все.

Репетиторы из Гонконга разработали новый алгоритм подготовки школьников к единому национальному экзамену. 
Они знают, как натаскать подростка на решение сложных задач, доставив ему при этом максимум удовольствия.
Родители понимают, что происходит, но… солидарны не со своими детьми, а – с репетиторами.

«Многие семьи урезали свой бюджет, но они очень хотят дать своим детям высшее образование», - объясняет свой успех «король репетиторов» Ричард Енг.

Любители пикантных подробностей (а где их нет?) готовы шепнуть вам на ухо, что кое-кто из гонконгских репетиторских «звезд» в молодости завалил экзамен на бакалавра.

После этого фиаско ему и пришло озарение, как надо учить абитуриентов…    


Гении или мошенники? 


Действительно ли Ричард Енг или Кен Нг помогают старшеклассникам успешно сдать государственный экзамен?
А если да – что за секрет открыли азиатские «короли репетиторов»?

Конечно, не обошлось без подозрений, что крупнейшие репетиторские центры Гонконга просто вступили в сговор с составителями государственных тестов HKCEE и HKALE. 

На сайтах, рассчитанных на гонконгских школьников и их родителей, периодически появляется сопоставление вопросов государственных тестов и частных заданий, предлагаемых  педагогами репетиторских центров. 
Сходство объясняет успех, но не доказывает коррупции.
(В России демоверсия заданий ЕГЭ прошлых лет открыта для всех желающих: оттуда можно брать задания и на их основе составлять свои собственные тесты).
 
В мае 2008 года независимая антикоррупционная комиссия Гонконга долго разбиралась с очередным «репетиторским  скандалом».
В СМИ появилось утверждение, что задания национального экзамена ушли «на сторону», и - благодаря этой утечке -  преподаватель репетиторского центра «Modern Education» К. Отен смог переслать «своим»  абитуриентам решения задач прямо во время экзамена.
Знакомая ситуация?

Информация, судя по осторожным публикациям в СМИ, подтвердилась не полностью.
Однако работодатели (все руководство звездного центра, где преподают «репетиторские божества») немедленно дистанцировались от Отена.
Тем более что преподаватель оказался «паршивой овцой»: ранее  уже был уволен из другого репетиторского центра «King's Glorу» за нарушение трудового договора.
Инцидент замяли. 

Руководители государственных школ Гонконга не одобряют принципов конкурирующих с ними частных репетиторских «cram schools» (буквально «школ натаскиванья»).
Однако даже директора государственных школ считают, что посещать «cram schools»  – не вредно.
К перегрузкам школьников в Гонконге давно привыкли и считают их необходимым злом.
«Многие учителя школ Гонконга рассматривают репетиторов как свое дополнение», - признает Вонг Вай-Квок, представитель  Гонконгского Института образования.

Департамент образования Гонконга тоже не имеет полномочий  проверять  деятельность таких «гигантов» как «Modern Education».  «Репетиторские центры - это не система образования, это - частное предпринимательство», - оправдываются чиновники.

Родители далеко не всегда разделяют увлечения своих детей звездами «империи репетиторов». 
Тем более, что именно взрослые платят за каждый «урок с божеством»!

«В душе я не согласна с тем, что делают в этих школах», - говорит журналистам 46-летняя Роза Вонг.
Впрочем, посмотрев пробную видеолекцию по YouTube, Роза решила рискнуть и записала свою 16-летнюю дочь Сару на курсы, где преподают целых четыре «репетиторских божества».

Конечно, прибавляют СМИ, нельзя сбрасывать со счетов профессиональные пиар-кампании, по результатам которых толпы старшеклассников осаждают репетиторские центры
Но единственное ли это объяснение?


Будьте красивы!


Репетиторы Гонконга не скрывают своих ноу-хау.
Они считают, что школьнику важно вкусить от атмосферы успеха.
Подросток должен видеть перед собой не измученного школьного учителя, а красивого, довольного жизнью человека, который хорошо зарабатывает, излучает оптимизм и знает ответы на самые сложные вопросы.   

Общение с репетиторской «звездой» вызывает у подростков  желание стать таким, как он.
Это значит - учиться до седьмого пота, чтобы успешнее сражаться за место под солнцем.

«Репетиторские центры, подобные модельным агентствам, и репетиторы, подобные актерам на сцене», - охотно объясняет свой секрет Ричард Енг. - Это же заключено в человеческой природе: нам приятно смотреть на что-то красивое!».

«Мне нравится, что мой педагог – такой шикарный, - восхищается  17-летний Алан Вонг. - Он выглядит как поп-звезда.  Это отличает его от школьных учителей, которые кажутся такими унылыми!»

Журналисты отмечают, что «король репетиторов» тщательно готовится к каждой лекции: накладывает грим на лицо, подкрашивает губы. Это создает нужный образ: ведь все лекции Енга транслируются либо по внутреннему телевидению, либо по интернету. 
 
«Макияж перед лекцией совершенно необходим, - утверждает знаменитость. - Ухоженная внешность свидетельствует об уважении преподавателя к ученикам. Кроме того, она увеличивает их интерес к твоим занятиям. Например, они гадают, в какие цвета их учитель будет одет сегодня?».

Некоторые знаменитые репетиторы Гонконга собирают свои команды стилистов, парикмахеров и фотографов.
У них есть персональные сайты, где школьники могут посмотреть фото своего будущего педагога, почитать их журналы, прокрутить видео с самыми яркими моментами их лекций.

Агентство Аssociated Рress рассказало об Анджеле Йу и Стелле Ченг, двух репетиторах английского языка из центра «Modern Education», которые одеваются и держат себя, как кинозвезды.

«У них длинные ноги – красивейшие во всей репетиторской индустрии Гонконга, - весело заявил их шеф Кен Нг. - Это – то, что продается!»

Впрочем, не следует принимать это утверждение всерьез: все-таки Анджела Йу имеет степень бакалавра в области бизнеса.

Выпускница университета победила на конкурсе моделей, когда ее пригласили преподавать в «Modern Education».

«Карьера модели – недолговечна, - заявила практичная девушка, немедленно покинув подиум ради школьной аудитории, -  а я должна подумать о будущем!».


Гонконгский вирус


В 1999 году профессор Марк Брэй предупреждал нас: «гонконгский вирус» репетиторства продолжает распространяться по миру.

Им поражена Великобритания, где уже 27% педагогов открыто дают платные частные уроки своим ученикам.
Распространился вирус и во Франции, где общий охват репетиторством увеличивается на 10% в год. Ежегодно французские родители несут репетиторам около 2, 21 миллиарда евро.

За Францией следует Греция, где в 2007 году подготовка детей к экзаменам обошлась взрослому населению в 1,7 миллиарда евро.
А еще - Германия, где в 2009 году родители заплатили репетиторам около 1,5 миллиарда евро….

Но признанным мировым лидером в сфере репетиторства остается Южная Корея.
В сферу «теневого образования» этой страны родители ежегодно  вкладывают около 24 млрд. евро. 
«Если в Южной Корее каким-нибудь образом исчезнет система репетиторства, в стране сразу появится множество безработных», - предупреждает профессор Марк Брэй. 

Довольна ли Южная Корея своей репутацией страны-чемпиона по «теневому образованию»?

Нет, конечно! 
Однажды южнокорейское правительство даже попыталось объявить войну своим частным репетиторам.

О том, что из этого вышло – расскажу в следующий раз. 


Для этой истории использованы материалы агентства Аssociated Рress, газет International Herald Tribune, New York Times, South China Morning Post, Korea Times.   


Рецензии