Золотая связка

Ровно 16 лет назад Александр Кержаков забил свой первый гол в российском футбольном чемпионате. Кержаков, который действовал на острие атаки, сразу оказался в центре внимания. Аршавин, как и подобает "десятке", сначала выглядел не столь ярко, подкрался вторым темпом, но стал игроком совсем другого масштаба. Как писал Сергей Довлатов, "гениальность - такая яркая вещь, но видна не сразу, зато бездарность из человека так и прет". Как яркие безвкусные картинки, которые в чужих городах так любят фотографировать туристы.

Гениальность Аршавина тоже стала явной лишь с какого-то момента, но, единожды проявившись, больше не затухала. Будто в прозе Владимира Набокова, которая начиналась ещё в убористом бунинском письме, а закончилась в постмодернизме с его натуралистичными современными деталями. Однако мы в праве судить Набокова тем же судом, каким сам он судил других писателей - придирчиво и скрупулезно. Тоже самое и с футболистами.

Я отлично помню как первый раз увидел Аршавина со стадиона - он отличался от других не только феноменальной техникой и редкой осмысленностью действий, даже двигался он иначе, чем другие. Вообще больших игроков нужно обязательно увидеть со стадиона, чтобы понять, что все разговоры о них не могут вестись на пустом месте. Это просто необходимо сделать, чтобы великий игрок не оказался в нашем сознании плоским, как образ родственников со странными, покрытыми ретушью лицами на старой черно-белой фотографии. Телевидение в этом смысле не передаёт всех прелестей, и я понял масштаб Аршавина не сразу. Тот, кто не видел его игры вживую, будут удивляться что же такого в ней было особенного  - словно тот, кто всегда жил в эпоху гаджетов, и не понимает, как люди прошлого могли отслеживать дни без электронных календарей.


Рецензии