Ленин - пантократор солнечных пылинок
Основные вехи этого интеллектуального путешествия:
- Интеллектуальное превосходство над сверстниками формируется еще в гимназии. В 19-20 лет осваивает матрицу учения Карла Марка, становится настоящим знатоком его текстов, одержимым "талмудистом". В 29 лет завершает "Развитие капитализма в России", в которой, используя большой статистический материал, применяет теорию Маркса к ситуации в России и делает выводы о том как устроен мир на самом деле. Этой работой он рационально обосновывает собственную мотивацию для активной революционной деятельности. Вынужденное бездействие в ссылке (с. Шушенское), сопряженное с большой мыслительной работой над книгой, формирует в нем колоссальные запасы энергии для всего последующего политического творчества (социального предпринимательства). После Шушенского эмигрирует ...
- Первый удачный стартап - газета "Искра", был основан на понимании, что для овладения потенциальной энергией марксистских литературных кружков и заводских комитетов нужно перейти на метауровень действия и предложить им нечто большее, чем проект политического просвещения рабочих. Газета становится объединяющим многих делом, которое позволяет эволюционировать от клуба к политической нелегальной организации. В 1903 году Ленин потерял Искру. Однако накопленный с 1900 года опыт издания и распространения нелегальной газеты неожиданно очень пригодился: тайная организация, способная успешно перемещать запрещенные грузы в пределах целого континента, уже существовала. Она смогла войти в первую русскую революцию уже как системная организация, а выйти пусть и с потерями, но закалившейся.
- Другой стартап, тоже не с простой судьбой, - создание большевисткой партии. На поверхности здесь лежат партийные склоки, многодневные съезды, расколы. Ленин часто оказывается раздавлен, оттерт от реального партийного руководства. Но зато какая школа! В этих микроконфликтах со своими Ленин приобрел навыки удерживать власть в неблагоприятных, постоянно ухудшающихся условиях. Ленин получил десятки тысяч часов практики, позволивших ему отшлифовать свой природный талант склочника и крючкотвора. Это закалило Ленина, позволило отрастить мускулы, которых больше ни у кого не оказалось. При этом незначительный масштаб - "буря в стакане воды" - позволял Ленину, даже допуская крупные просчеты и делая ошибки, пользоваться привилегией "второй попытки".
- Уже в это время Ленин демонстрирует активное владение в своих практических поступках приемами диалектического мышления. В результате он оказывается быстрее конкурентов - потому что такого рода ранее распознание объектов и ситуаций позволяет изменять мир быстрее и эффективнее. Интересно, что оригинальным мыслителем Ленина сделало случайное "свидание с Гегелем", которое произошло в разгар первой мировой войны. Разбираясь с понятием "диалектика" у Маркса, он по ссылкам переходит к работам Гегеля и в один момент превращается из вульгарного материалиста в идеалиста ("Сознание творит мир", "Мир есть инобытие идеи"). Его голова проясняется - и из замечательного организатора и проницательного аналитика, шокировавшего товарищей скорее искусством макиавеллизма, чем оригинальными идеями и лозунгами, он вдруг превращается в генератора удивительных, головокружительных идей, радикально отличающихся от идей других "обычных" социалистов.
- Это все позволило Ленину с максимальной креативностью подойти к главному в своей жизни стартапу - Октябрьской Революции. Его книги и публикации 1917 года (от "апрельских тезисов" до первых декретов) были контринтуитивны, не понятны для соратников, чудовищными для противников. А он уже не мог мыслить по-другому он стал рабом "диалектического метода", который всегда ему подсказывал о том, что события, ситуации движутся в свою противоположность. Работа Ленина в период свершения и становления Революции оставалась преимущественно аналитической. Он работал машиной, перемалывающей газетные новости и выдающей самую точную оценку текущей позиции и указания, каким должен быть следующий ход (с учетом противоречий в динамике). Брестский мир был одним из таких многочисленных контринтуитивных ходов. Интересно, что к ноябрю 18-го , моментально среагировав на Компьенское перемирие, Ленин уже аннулирует Брестский мир - и получает колоссальный кредит доверия от общества; выигравший эту шахматную партию невероятным немецким гамбитом, он отныне воспринимается как не просто вождь, но и шаман, обладающий сверхъестественным знанием будущего.
- Характерной чертой его работы в качестве председателя СовНаркома было то, что по своему обыкновению, он читал во время заседания какую-то книгу. При этом все высказываемые на заседании соображения доходили до него - он их схватывал, взвешивал и умственно переваривал. А из книг он черпал идеи для управления новым государством. Самые интересные идеи тут же шли в экспериментальную апробацию. Так однажды, в 1919-м, с подачи Красина, в руки Ленина попадает книга профессора Гриневецкого "Послевоенные перспективы русской промышленности". Оттуда он получает практически готовую программу восстановления и модернизации промышленности. Вероятно, что без этой книги и Госплана бы не возникло.
- Когда, его настигла болезнь, то большую, вероятно, боль, ему давало осознание интеллектуальной деградации. Ленин часто повторял: "это ведь ужасно, это ненормальность", "какое-то необыкновенное, странное заболевание". Иногда приходили периоды, когда болезнь отступала. В один из таких моментов 18 октября 1923 смертельно больной Ленин нагрянул в Кремль. Для чего он сделал это визит не понятно, но примечательно, что вернулся он в Горки с тремя томиками Гегеля.
Конечно, видеть в биографии столь неоднозначной по нынешним временам исторической личности только сторону развития и реализации ее мыслительных компетенций это однобокость и упрощение. Но по мне это главная удача книги. Сложился привлекательный образ этакого платоновского философа (из диалога "Государство"), способного созерцать абсолютные идеи и изменять на их основе посюсторонний мир, человека, имеющего способности и волю превращать мысли в социальные действия. А это уже компетеционный профиль героя нашего времени.
P.S. Солнечные пылинки — это такая вещь, с одной стороны, свет, а с другой — материя, это истина — и ее противоположность. Солнечные пылинки — это странное мерцание истины и лжи, света и тьмы, это метафора диалектики — единство и борьба противоположностей, тот момент, когда материя переходит в свою противоположность. Это намек на русскую историю, которая развивается не постепенно, эволюционно, а совершается скачками, через перерывы постепенности. Ну и да, слово «пантократор», действительно, имеет религиозные коннотации, это намек на деятельность Ленина как род религиозной реформации.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/343795
Свидетельство о публикации №217070101666