Хронический эгоизм

Хронический эгоизм – это ничто иное, как формировавшееся на протяжении всей истории развития человечества, неосознаваемое привычное желание получать наслаждение ради себя, имеющее стойкие негативные последствия. Всемирно известный учёный-исследователь в области классической каббалы, доктор философии Михаэль Лайтман утверждает, что будущее мира – в изменении человека.


Consuet;do est altera natura

Привычка — вторая натура.

Цицерон,«О высшем благе и высшем зле», V, 25, 74

 
Вступление

В древнеримском праве существовало такое понятие: persona grata – лицо, пользующееся доверием [1], в противоположность этому определению существует другое – persona non grata, в дипломатии – это официальный дипломатический представитель, который утратил доверие правительства страны, в которой он аккредитован, и, соответственно, подлежит отзыву. В расширенном смысле – лицо, не пользующееся доверием и расположением [12].

Если применить указанные определения к человечеству, то мы скорее окажемся на позициях persona non grata по отношению к Природе, где мы аккредитованы, но утратили её доверие и, если не сможем вернуть её расположение, то будем вынуждены покинуть приютивший нас дом.

В одном из своих выступлений профессор кафедры художественного образования Уорикского университета сэр Кен Робинсон приводит слова американского учёного, врача, вирусолога Джонаса Солка (англ. Jonas Edward Salk), который не без грустной иронии заметил однажды: «Если все насекомые исчезнут с лица Земли, через 50 лет планета станет безжизненной. Если все люди исчезнут с лица Земли, через 50 лет все формы жизни будут процветать». И он прав, констатирует сэр К.Робинсон [14].

О критическом положении землян сейчас не пишет только ленивый. Не хочется на этом останавливаться, но тем не менее два важных момента хотелось бы отметить. Воспользуемся опять же крылатыми фразами, которые нам оставили древние римляне. Эти фразы как нельзя кстати характеризуют сегодняшнее положение, в которое мы загнали сами себя, точнее это сделал развившийся до критических пределов человеческий эгоизм.

Extremis malis extrema remedia – против крайних зол крайние меры.

Periculum in mora – опасность в промедлении.

Именно так обстоят дела на сегодняшний день. То зло, которое мы причинили Природе и самим себе возвращается нам сторицей и промедление в изменении ситуации в лучшую сторону равносильно подписанию смертного приговора всему человечеству, который мы собственноручно и неотвратимо подготовили себе сами.

Итак, есть ли у нас возможность изменить содержание приговора и, как следствие, меру пресечения?

 

О привычке с точки зрения психологии и каббалы

Всемирно известный учёный-исследователь в области классической каббалы, доктор философии Михаэль Лайтман утверждает, что будущее мира – в изменении человека.

Попробуем разобраться в этом. Для этого очертим круг проблем, с которыми человеку придётся столкнуться на пути своей трансформации. Первое, на что следует обратить внимание, на наш взгляд, это привычки. Точнее, одна единственная привычка, но она корень всех зол и неприятностей, которые случаются с человеком в частности и с человечеством в целом.

Назовем её – это привычное желание получать наслаждение ради себя. Подчеркнём: исключительно ради себя. Хотя вот эта добавка «ради себя», как правило, скрыта от самого получающего, т.е. от человека. Для дальнейшего продвижения человеку предстоит еще осознать эту добавку, найти её в себе, согласиться с ней и научиться правильно работать со своим желанием получать наслаждение.

По большому счёту, этому всему учит наука каббала (в переводе с иврита «каббала» означает «получение»). По сути вся наша жизнь – это желание сформировать такие привычки, которые приносили бы человеку «приятое удовольствие», наслаждение, другими словами.

Каббала подтверждает, что человек создан как желание получать наслаждение, чтобы бы человек ни делал «внутри него всегда «горит» желание насладиться. Акт получения может осуществляться на двух уровнях: на уровне действия и на уровне намерения, при чём действие может быть любым — давать или брать, но намерение всегда одно – получить наслаждение, насладиться. Человек желает получить наслаждение бессознательно, поскольку это желание в человеке является естественным [4]. И психология говорит о том же: особенно легко и прочно такие привычные действия фиксируются, если они помогают индивиду избавиться от тревоги, страха или до какой-то степени их контролировать, способствуют повышению самооценки, либо, если они доставляют ему удовольствие.

Мы крутимся в своих привычках, как белки в колесе, кидаясь от одной привычки к другой, боясь ненаполненного пространства как огня, заменяем одни ценности другими, но выскочить из этого круга мыслей о себе мы не можем.

В своей статье «Мир в мире» известный каббалист Бааль Сулам гооворит о законе единственности: «В природе каждого человека – использовать все творения в мире для собственной пользы. При этом, даже если он отдаёт что-то ближнему, то делает это вынужденно» [3].

Такова природа человека и, пожалуй, главное здесь – не прятать этот закон от самих себя, не скрывать от себя эту «абсолютную правду», которая заключается в том, «что только один наш эгоизм действует во всей реальности» [11], и человеку остаётся только научиться правильно им пользоваться.

Обратимся к народной мудрости и напомним один известный афоризм:

«Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

По сути, это то, о чём говорит каббала: окончание действия – в начальном замысле. Но в этой взаимосвязанной последовательности существует такое звено, как привычка. Американский психолог Уильям Джеймс называет человека «живым комплексом привычек» [2]. Именно о ней, о привычке, и о её носителе – человеке, в данной статье хотелось бы поговорить более подробно.

Итак, что же такое привычка?

В психологии этот термин определяется так:

Привычка (англ. habit) — хорошо усвоенное действие, в выполнении которого человек испытывает постоянную потребность. Это действие осуществляется всегда в определенных условиях (зарядка по утрам, выпить чай в 17:00 и т.д.)

Привычка возникает после многократного повторения одного и того же действия — когда оно перестает требовать волевых и познавательных усилий.

При этом важен становится не столько результат, сколько сам процесс, вызывающий какие-либо положительные переживания…

Привычки возникают во всех сферах деятельности человека, охватывают различные стороны и аспекты поведения человека. Различают полезные и вредные привычки, а также привычки жизненно-важные и общественно ценные [8].

Для всех других определений термина «привычка» отметим несколько характерных черт, которые так или иначе встречаются в этих определениях: привычка – это автоматизированное действие, выполняется, как правило, неосознанно, в Большом психологическом словаре, наряду с другими источниками, в том числе и с вышеприведённым, даётся существенное, на наш взгляд, уточнение: «При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия» [5].

Важно, на наш взгляд, также отметить, что «физиологической основой привычки является динамический стереотип нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга» [6].

«Речь идёт о способностях нервных центров, в особенности полушарий, к приобретению привычек. С физиологической точки зрения приобретённая привычка есть не что иное, как образование в мозгу нового пути разряда, по которому известные приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить. … такие психические функции, как ассоциации, идеи, восприятие, память, мышление, воспитание воли и т.д., лучше всего можно объяснить как результаты именно новых путей разряда» [2].

«В основании привычки лежит физический закон», утверждает У.Джеймс. Давая определение этому термину, он пишет о том, что привычка «представляет нечто, связанное с фундаментальными свойствами материи». Сами законы природы У.Джеймс определяет как «не что иное, как неизменные привычки, которым следуют, воздействуя друг на друга, различные основные виды материи» [2].

Психолог Н.И.Козлов предполагает, что и «Исаак Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии», когда формулировал первый закон механики, похоже, писал в большей степени именно о привычке: Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние» [9].

В строении тела происходят некоторые изменения, его прежняя инертность становится условием относительного постоянства, но уже в новой форме, тогда у тела появляется возможность проявлять новые привычки. Под пластичностью тела Джеймс подразумевает такое его строение, которое способно поддаваться влиянию внешних причин, но это происходит не сразу. В теле с таким строением каждая уступчивая фаза равновесия характеризуется тем, что можно назвать новым комплексом привычек. Органическое вещество, особенно нервная ткань в сильной степени одарено подобного рода пластичностью. На основании сказанного, Джеймс делает вывод о том, что «явления привычки в одушевленных существах обусловлены пластичностью органических веществ, входящих в состав их тел» [2].

Постулируя, что в основании привычки лежит физический закон, он проводит аналогию между приобретёнными привычками и некоторыми свойствами «неорганизованной материи»: в качестве примера приводит работу нового замка, который действует хуже, чем побывавший в употреблении: в новом нужно не без усилия преодолевать некоторую грубость механизма. И это преодолевание сопротивления есть приучение. В нервной системе происходит то же самое: впечатления от внешних объектов прокладывают для себя всё более и более удобные пути. Эти жизненные процессы, будучи на некоторое время прерваны, возникают снова, как только возникают аналогичные внешние раздражения.
 

Предварительный/окончательный Диагноз

Следующее утверждение Уильяма Джеймса, пожалуй, в наибольшей мере выражает наш интерес, проявленный в данной статье к привычке. Речь о том, что зачастую привычные состояния переходят в хронические. «Раз вывихнутая рука или лодыжка всегда рискует снова быть вывихнутой; связки, которые хоть раз были поражены ревматизмом или подагрой, слизистая оболочка, бывшая однажды местом катарального страдания, становятся всё более и более восприимчивыми к болезненному процессу, пока, наконец, болезненное состояние не перейдёт в хроническое» [2].

Хроническими заболеваниями принято считать такие заболевания, течение которых происходит длительное время, их симптомы не подлежат полному или окончательному излечению (в переводе с древнегреческого «хронос» означает «время»).

Однажды возникшее функциональное расстройство всё более укореняется и требуются довольно энергичные меры для придания психологическим, физиологическим и другим процессам достаточно сил для восстановления нормальных функций не только отдельных органов, но и человеческого организма в целом [2].

В нашем случае попробуем подойти к пониманию хронического заболевания не с точки зрения медицины, а с точки зрения каббалы. Каббалисты пишут о том, что природа человека полностью эгоистична и что человек создан как желание получать наслаждение ради себя, абсолютно без искр отдачи. И это состояние огромной любви к себе, заложенной в человеке с рождения, «считается нижней точкой низменности и грязи, находящейся в человеческом мире» [7].

День за днём, год за годом, из поколения в поколение, на протяжении тысячелетий человеческой истории мы следовали этому привычному врождённому состоянию огромной любви к себе, ни на йоту не отклоняясь от своей эгоистической природы.

Возник вопрос, а не страдает ли всё человечество в целом неким странным хроническим заболеванием? Поскольку, как утверждают психологи, индивидуальные привычки являются резервом для социальных привычек, но тот социум, который сформировало для себя человечество, оставляет много безответных вопросов и много явного недоумения.

Пожалуй, ответ можно найти в постижениях каббалистов, для этого вновь обратимся к статье Бааль Сулама «Мир в мире», в которой он пишет о том, что «когда ощущение единственности соединяется с нашим узким эгоизмом, действие его становится разрушительным. Оно стало источником всех несчастий мира, как произошедших, так и будущих.

Нет ни одного человека в мире, свободного от этого свойства…» [3].

Как гласит один из главных постулатов медицины: правильно поставленный диагноз — это уже половина успешного лечения болезни.

Позволим себе предположить, каков же может быть диагноз хронического заболевания человечества в этом случае? Резонный ответ опять же находим в статье «Мир в мире»: свойство единственности, в котором заложен высокий, красивый и величественный смысл, поскольку оно дано прямо от Творца, мы же «используем это драгоценное средство с противоположным намерением – получить ради себя» [3].

Как мы уже писали в самом начале, что вот эту добавку «ради себя» человеку еще предстоит осознать, распознать её во всех своих действиях и намерениях.

Вполне возможно, что здесь кроется ответ на вопрос о возможном хроническом заболевании человечества? Попробуем назвать его. Это хронический эгоизм?

Дадим определение хроническому заболеванию человечества.

Хронический эгоизм – это ничто иное, как формировавшееся на протяжении всей истории развития человечества, неосознаваемое привычное желание получать наслаждение ради себя, имеющее стойкие негативные последствия. К нему применимы, на наш взгляд, все определения, относящиеся в принципе к хроническому заболеванию. Затяжное течение хронического заболевания, деформировавшего на протяжении всей эволюции человечества как действия, так и намерения человека, способствует тому, что человечество привыкло к своему состоянию. Однако, несмотря на определённые ограничения, которые вносит хронический эгоизм в жизнь людей, люди к нему хорошо адаптированы. Тем не менее негативные последствия хронического эгоизма, нашедшие своё отражение во всех сферах деятельности человека и выразившиеся в кризисе личности, семьи, общества, государств, провоцируют возникновение чувства безнадёжности.

Данное хроническое заболевание, как и любое другое заболевание данной категории, приводит к раздражительности, агрессивному поведению по отношению к окружающим людям. Хронические заболевания, как правило, сопровождаются депрессивными состояниями, развивающимися от чувства беспомощности. Депрессию называют болезнью нашего времени, наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, она стала наиболее распространённым недугом, ей подвержены миллионы людей. По данным разных исследований, депрессией страдает до 20% населения развитых стран [13]. Больные хроническими заболеваниями всё больше нуждаются в посторонней поддержке. Как сказано: «Не может заключённый сам вызволить себя из тюрьмы» — нужно, чтобы ему помогли другие [10].

Для хронического заболевания требуется комплексный подход, как в обследовании, так и в лечении. В медицине целью лечения хронических заболеваний является не достижение полного излечения, а попытка снизить частоту обострений и сделать более длительным период ремиссий.

Если говорить о человечестве, то, на наш взгляд, мы обязаны достичь полного излечения от нашего хронического недуга – эгоизма, пока его обострение не привело нас к летальному исходу. И то, что сейчас происходит со всеми нами на нашей единственной планете, скорее похоже на период резкого обострения течения хронического заболевания.

А вот с этим утверждением медицины вполне можно согласиться – хроническое заболевание – это далеко не приговор, но, однако, сделаем существенное добавление к этому утверждению – это чрезвычайно серьёзное предупреждение! Данное нам природой хроническое заболевание требует пристального и очень внимательного отношения к здоровью человечества как единого организма и однозначно предполагает явную и определённую коррекцию образа жизни всех нас на планете Земля.

Иначе мы все не лишены вероятности из категории больных хроническим заболеванием успешно переместиться в категорию страдающих смертельным заболеванием с летальным исходом.

Ирина Шевченко (магистр психологии, историк)

 

Список литературы

Козаржевский А.Ч. Учебник латинского языка для нефилологических гуманитарных факультетов университетов. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981, 312 с.
Джеймс У. Психология. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2011. – 318 с. – (Психологические технологии).
Лайтман М. Сборник трудов Бааль Сулама / сост. М.Лайтман. – М.: НФ «ИПИ», 2011. — 360.
Лайтман М. Серия «Каббала. Тайное учение». Наука каббала. В двух томах. Том I. – 3-е издание. – М.: НПФ «Древо жизни», Издательская группа kabbalah.info. 2003. – 640 с.
 

Справочная литература

Большой психологический словарь. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г.Мещерякова, акад. В.П.Зинченко. 2003.
Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. С.С.Степанов. 2005.
 
Электронные ресурсы

Бааль Сулам. Дарование Торы [Электронный ресурс дата обращения 22.12.2016]
Глоссарий. Психологический словарь [Электронный ресурс http://www.psychologies.ru/glossary/15/privyichka/ дата обращения 22.12.2016].
Козлов Н.И. «Привычка». [Электронный ресурс http://www.psychologos.ru/articles/view/privychka дата обращения 28.12.2016].
Лайтман М. «Где взять желание подняться с дивана». [Электронный ресурс http://www.laitman.ru/group/85006.html дата обращения 06.02.2017].
Лайтман М. «Эгоизм на службе мира». [Электронный ресурс http://www.laitman.ru/education/199864.html дата обращения 11.01.2017].
Латинские юридические формулы и выражения. [Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/6310460/page:7/ дата обращения 14.12.2016].
Лечение депрессии [Электронный ресурс http://www.pobedish.ru/main/depress?id=113 дата обращения 06.02.2017].
Ken Robinson. Do schools kill creativity? [Электронный ресурс, дата обращения 14.12.2016].



Рецензии
Замечально!!! Жалко, мысли не ваши, а каббалистов...

Олег Алексеевич Шарышев   01.07.2017 22:31     Заявить о нарушении