У мощей святителя Николая

 Сначала отслужили продолжительный молебен с акафистом. Молится то ли из-за присутствия мощами святителя Николая, то ли из-за большого собрания верующих было очень легко. Сколько бы там не обсуждали, сколько и где других частиц мощей и для чего привезли эту частицу мощей католики, молитва идет и хочется молиться еще и еще. Но когда я занял место у мощей с тряпочкой  смоченной каким-то одеколоном, тут пришлось вспомнить молодость. Это было больше похоже на хоккей. Людей буквально протаскивают мимо мощей, добровольцы при этом твердят: "В одно касание... Не задерживайте людей. Еще 40 тыс. человек ждет". Одно касание - это из футбола. И буквально подхватывают замешкавшихся бабусь, прикладывают их к мощам и оттаскивают дальше. Так как  к мощам подходят с двух сторон, то из-за большой скорости весьма часто происходит столкновение лбами. Тут уже вспоминаешь другую игру молодости  - регби. В этой игре, когда игроки соединяются в схватку, весьма часты удары лбами. Но, несмотря на эти мелкие травмы  обстановка молитвенная, никто не  обижается, не ругается. На мой взгляд, мало бесноватых. Я, по крайней мере, не заметил ни одного.  И вряд ли наш народ стал чище. Может,  при мне такие не  являлись. За то подвозят на колясках большое количество инвалидов самых невероятных и страшных. Их волонтеры прикладывают очень осторожно и не торопят. Еще удивил господин из какой-то службы, но явно не волонтер, с бейджиком, на котором значилось Гусейнов Фарид... Не знаю, что он делает у мощей.  И, конечно, есть малый поток слева, которым управляют клирики и сотрудники храма. Но совсем небольшой. И по иронии судьбы меня сменил протоиерей Владимир Кучумов, 13 лет проведший у мощей святителя в Бари смиренно взял у меня тряпочку.  Когда меня назначили  дежурить  три раза: 2 часа, 4 часа и 4 часа. Я думал  а не много ли, а выдержу ли. Потому что  в то время сильно болела нога.  А теперь хочу сказать спасибо. Кроме того сегодня 3 4 час занял хор из храма Живоначальной Троицы на Шаболовке и сразу почувствовалось, что это хор, а не просто собрание верующих. Я на Шаболовке служил 10 лет.Поразил мальчик лет 9 10, который приложился к мощам выпрямился, посмотрел на нас и громко сказал: "Хочу быть священником". Я опешил, а потом сообразил, что он хоть и смотрел на нас, но обратился ко святителю.  И я не заметил в его словах просьбу, а какую-то уверенную констатацию факта. Он уже уверен, что просьба его исполниться. Я уж было хотел объяснгить емукак это непросто быть священнослужителем и какой это крест. Это когда-то в неулюжих словах пытался мне объяснить мой первый, ныне уже покойный настоятель.
Да, удивил странный обычай многие прикладывают к мощам не только иконы, но и фотографии, очевидно своих родственников. Наверное, я что-то упустил. Вероятно, кто-то придумал прикладывать фотографии, тогда и самим людям приходить к мощам не надо. Изобретатели.
 И еще хочется сказать о двух молодых диаконах из нашего викариатства, вот уж досталось сегодня: с 2-х до 6, затем 6 до 8 перерыв  - в храме всенощная, и потом с 8 до 10 опять дежурить. Ну, что ж молодые, вероятно, выдержат. Хотя клириков у нас вроде достаточно.Надо было бы рассказать об этом мальчику, желающему священства. Хотя разве представишь себе эти искушения? Они покажутся издалека ерундой.
Все-таки не могу сказать однозначно о поклонении мощам. С одной стороны дело благодатное. С другой   прикладываться на бегу в полуобморочном состоянии - это, конечно, страдание и жертва. Но лучшая жертва "дух сокрушен". Помолиться у мощей, увидеть  свои грехи и попросить у святителя помощи это на мой взгляд важнее. Вероятно, можно потом у выхода задержаться и помолится. Для меня, лично, были полезнее долгие молитвы у мощей, чем сам факт прикладывания. Тем более что прикладываются люди реально к стеклу, а не к самим  мощам.
Выхожу на улицу и слышу  чуть ли не на паперти: "Мне, пожалуйста, крем-брюле. Приложились, значит. Конечно, для многих людей хорошо одно то, что они сюда пришли. Но зачем пропагандировать нарушения поста, установленного Церковью? Простой человек тут же скажет : Зачем поститься, когда у мощей великого святого поста нет? подобное мне не раз приходилось в жизни слышать. Не надо самим себе противоречить. А то святитель больше не приедет к нам из Италии. где скучает по свои единоплеменникам, да и вообще по всем православным и очень хочет им помочь.


Рецензии