Иисус благословляет детей

(Из конспекта разбора по Мар.10:13-16. На разборе затронули вопрос о Царстве Божьем и вхождении в него. У меня есть в голове цепочка мыслей об этом, но не успеваю записать, может быть, в другой раз)

Эта история (и другие, схожие с ней) – одна из самых популярных в Евангелии. Но надо иметь в виду, что она не про детей, которых надо пускать или приводить к Иисусу, а про людей, имеющих нечто общее с детьми (ст.15), только такие люди смогут принять Царство Божье, в этом главная мысль отрывка.

Марк помещает этот рассказ сразу после учения о браке, и в этом можно увидеть свою логику.

Этот текст можно сопоставить с Мар.9:36–37. В них есть общее и есть различие. Различие в том, что в Мар.9 ребенок символизирует других (часто немощных или кажущихся нам немощными) учеников Иисуса, которых мы должны принимать, а в Мар.10 ребенок символизирует качества, которыми должен обладать каждый ученик Иисуса, либо это сравнение говорит о некоем принципе, важном для желающих войти в Царство Божье.

13: Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих

В нашем обществе детям уделяется куда больше внимания, чем во времена Иисуса. О правах ребенка тогда и речь не шла. Эта информация поможет нам лучше понять негодование учеников.

Слово, переведенное здесь как «дети», обозначало детей в возрасте от младенчества до 12 лет. В Мар.5:39,42 оно использовано применительно к двенадцатилетней девочке. Однако из 16-го стиха следует, что речь идет о маленьких детях.

14: пустите детей

Джордж Макдональд любил повторять, что не верит в христианство человека, если возле его двери нет играющих мальчиков и девочек. Именно так вспоминает Иов о том времени, когда Бог еще был с ним: «когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня» (Иов.29:5). Дети «вокруг меня», не «бегают где-то по своим делам». Детям Иова было интересно и приятно находиться вокруг папы.

14: не препятствуйте им

Слово, переведенное как «препятствовать», используется в Дн.8:36; 10:47; 11:17, а также в Мф.3:14 в одном контексте с крещением, в результате некоторые комментаторы делают вывод, что Иисус имел в виду: не препятствуйте детям принимать крещение. Это яркий пример эйзегезы (вчитывание, привнесение идеи в текст), а не экзегезы (вычитывание, извлечение идеи из текста). Такие толкования появились уже во второй веке, а в последующем приверженцы детокрещения использовали и используют этот текст для оправдания своих взглядов.

15: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него

Царство Божье – это то, что принимают, и то, во что входят. Две идеи: о том, что спасение – это дар, и о том, что нужна активность человека для принятия этого дара (эта идея будет развита в следующей истории у Марка – о богатом юноше).

Качества ребенка, которые должны быть у взрослого, чтобы войти в Царство Божье, не перечисляются ни здесь, ни в других подобных текстах (комментаторы обычно перечисляют простоту, доверчивость, зависимость детей, их способность учиться, прощать и подобные качества, но в самом Евангелии оснований для таких толкований нет). Возможно, речь в этом сравнении не о конкретных качествах, а о том, чтобы быть подобными детям, которых принесли к Иисусу и которых Иисус благословил, т.е. основная идея в том, чтобы прийти к Иисусу и принять от Него благословение, тогда ты и окажешься в Царстве Божьем.

16: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их

Взрослые просили, чтобы Иисус прикоснулся к детям, а Иисус сделал намного больше: обнял детей (в английском переводе взял детей на руки), возложил на них руки и благословил их.

30.06.2017


Рецензии