Сеснорика-инуиция у Юнга и Аугустинавичюте

Автор рубрики #СОБЭ_матчасть: Олеся Сидоренко; редактура: Леба Вафельникова.

Дорогие СОБЭне,
настало время поговорить о дихотомии интуиция/сенсорика у двух главных теоретиков, на чьи работы мы так или иначе опираемся. Речь идёт о понимании пары интуиция/сенсорика К. Г. Юнгом и А. Аугустинавичюте.

;;; Сенсорика ;;;

; К. Г. Юнг

В своей работе “Структура Души” К. Г. Юнг пишет:

; “Кажется, что сознание вливается в нас извне в форме чув­ственных перцепций (sense-perceptions) (В отечественной психологии это соответствует ощущениям и неос­мысленным восприятиям. — Прим. пер.). Мы видим, слышим, чув­ствуем вкус и запах мира, и таким образом сознаем его. Эти перцепции сообщают нам о том, что нечто существует. Но они не говорят нам, что существует. О последнем мы узнаем не от перцепции, но благодаря процессу апперцепции, который имеет чрезвычайно сложную структуру. Это не значит, что чувственная перцепция совсем уж проста, однако ее сложность скорее фи­зиологическая, нежели психическая. Сложность же апперцепции, напротив, именно психическая.”

Апперцепцию же он соединяет с процессом мышления.
Отсюда становится не слишком понятно, почему чувственные перцепции, ныне сенсорика, вообще являются психической функцией. Для этого нужно обратиться к его работе “Психологические типы”:

; “Ощущение определяется преимущественно объектом, и те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими для психологии индивида. Вследствие этого возникает ярко выраженная сенсуозная (чувственная) связанность с субъектом. Поэтому ощущение есть жизненная функция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Поскольку объекты вызывают ощущения, они считаются значимыми и, насколько это вообще возможно при посредстве ощущении, они всецело воспринимаются в сознание, независимо от того, подходящи они с точки зрения разумного суждения или нет. Критерием их ценности является единственно та сила ощущения, которая обусловлена их объективными свойствами. Вследствие этого все объективные процессы вступают в сознание, поскольку они вообще вызывают ощущения.”

; Проще говоря, сенсорика для Юнга — это действительно концентрация внимания на ощущениях, и восприятие наиболее полного спектра ощущений.
Когда подключается процесс апперцепции, т. е. когда включается мышление (ныне логика), то идёт избирательный процесс и в психику попадает не всё, а лишь необходимое с точки зрения психики.

;Коротко А. Аугистанавичюте писала о сенсориках так:

; “Сенсорные типы ИМ живут в полном смысле этого слова ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «Я» и его потребности, имеют выраженный ритм жизни.
Сенсорный живет как будто лишь этим днем. Все, что будет завтра ему немного неожиданно. Благодаря неразвитому абстрактному мышлению он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Он или слишком активен (экстраверт) и сам себе этим усложняет жизнь, или слишком пассивен (интроверт), боится ошибок, неуверен, что-то, что как будто надо делать — необходимо делать. Боится перестараться — это сделало бы его смешным в собственных глазах, а также в глазах прочих интровертов.”
[Дуальная природа человека]

; Основная идея в восприятии сенсорного типа человека здесь не отличается, изменений или каких-то искажений в этом понимании не наблюдается.
За исключением того, что странно от Аугустинавичюте читать о “не развитом абстрактном мышлении”, когда половина сенсорных типов Социона являются логиками, что говорит о совершенно гармоничном переплетении перцепции и апперцепции.

;;; Интуиция ;;;

; К. Г. Юнг

; “Процесс интуиции не является ни чувственной перцепцией, ни мышлением, ни даже чувством, хотя наш язык демонстрирует прискорбно малую различительную способность в этом отноше­нии. Один человек воскликнет: «О, я вижу, как огонь уже охватил весь дом!» Другой скажет: «Ясно как дважды два: вспыхни здесь огонь, — и беды не миновать». А третий заявит: «У меня такое чувство, что из-за этого огня может случиться несчастье». В соответствии с темпераментом каждого, один говорит о своей интуиции как об отчетливом видении (seeing), то есть он создает перцептивный образ пожара. Другой называет интуицию мыш­лением: «Стоит только поразмыслить, и сразу станет ясно, каковы будут последствия». Третий, под влиянием эмоций, обозначает свою интуицию как процесс чувства.
Но интуиция, как я ее понимаю, является одной из основных функций души, именно, восприятием заложенных в ситуации возможностей. Вероятно, все же из-за недостаточного развития языка «чувство», «ощуще­ние» и «интуиция» до сих пор смешиваются в немецком, тогда как sentiment (чувство) и sensation (ощущение) во французском и feeling (чувство) и sensation (ощущение) в английском абсолютно разграничены, в противоположность sentiment и feeling, которые иногда используются в качестве запасных слов для обозначения «интуиции». .Однако, в последнее время слово «интуиция» стало общеупотребительным в английской речи.”
[Структура души]

; Этот момент очень интересен, здесь и далее в “Психологических типах”, Юнг выделяет интуицию, как нечто связанное с мистическим восприятием мира, первобытной неспособностью отличить фантазию от реальности.
Здесь также прослеживается переход от иррационального, подчиненного, не подвластного воле Эго восприятия к рациональному, управляемому волей Эго мышлению.
Однако Юнг отдает отчет, что нечто им обнаруженное хоть и есть, но практически неуловимо, т.к. всегда выражается через уже известные 3 функции.
Верой в душу, придание значения сновидениям и прочее, Юнг тем самым наделяет Интуицию самостоятельностью, считая несовершенство нашего языка причиной, почему Интуиция не проявлена самостоятельно.

; К этому мы еще вернемся, а сейчас посмотрим, что писала об интуиции А. Аугустинавичюте.

; “Ощущениям интуитивных типов ИМ не хватает яркости, они постоянно рассеянны. Даже свое физическое «Я» воспринимается неопределенно. Часто уверенности в своей материальности хватает лишь до тех пор, пока смотрят в зеркало.”
[Дуальная природа человека]

; У Аушры сложно найти более подробное описание интуитов без того, чтобы она не показывала его зависимость от сенсорных типов, или не ссылалась на конкретные проявления типа.
Если обратиться к её сравнению психических аспектов с двигателем внутреннего сгорания, где интуиция становится потенциальной энергией и некими полями взаимодействия, интуиция приобретает значение “отношения между следующими друг за другом процессами — время”.
По большому счету, сделать глобальне выводы из этой формулировки не представляется возможным, нам нужно дополнительное разъяснение или собственная интерпретация.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Два основополагающих теоретика соционики сошлись на том, что такое сенсорика. Назвав это, в принципе, полным сосредоточением на ощущениях.
А с интуицией ситуация совсем иная: Юнг видел в ней божественную суть, которая распространяется через все остальные функции, а Аушра, если говорить прямо, — отсутствие адекватного взаимодействия с внешним миром.


Рецензии