О ценности философии

В: Нередко бытует мнение, что философия не обладает конкретным значением для большинства людей и не имеет практической ценности. Как можно это мнение прокомментировать?

О: Философия может быть очень конкретной. Ее можно использовать как рычаг для управления миром, жизнью общества и отдельных людей. Возьмите марксизм-ленинизм. А сейчас либерализм. Это все философии. На заре нашей эры буддизм в Китае произвел революцию в культуре. Есть и другие примеры. Философия - реальная штука, которая работает. Наши сомнения в практической ценности философии связаны с тем, что мы не знаем как ею пользоваться, как ее можно применить для решения прагматических задач. Иногда сами философы этого тоже не знают и поэтому выглядят непрактичными. Если же за философию возьмется умный человек, наподобие Гурджиева, то он сможет использовать ее как рычаг для изменения жизни и сознания.

В: Гурджиев был эзотериком...

О: Да, он был эзотериком, но в основе эзотерики лежит определенная философия. Философия, лежащая в основе таких систем, как учение Гурджиева, была конкретной и практичной, применимой к обыденной жизни. Высшая цель учений такого рода - это преодоление разделения между материальным и духовным. Гурджиев учил своих учеников и последователей не только обращать внимание на духовные предметы, но и учиться жить повседневной жизнью. Другой пример - дзэн-буддийские монастыри. Обитатели таких монастырей стремятся к практической деятельности, направленной на поддержание жизни. Они занимаются хозяйством, выращивают овощи на монастырских участках. И хотя им не удается полностью добиться самообеспечения, и отчасти они живут на пожертвование со стороны общества мирян, но все-таки они занимаются трудом, приносящим материальный результат.

В: Существуют ли другие примеры практической ценности философии?

О: Да, хотя они не столь яркие, как перечисленные выше. Если же говорить в общем, то можно сказать, что зачатками философии пользуются многие люди. И не обязательно все они ученые, эзотерики или монахи. У многих людей существует свое мировоззрение, своя система ценностей, а значит у них должен быть и свой способ осмысления жизни, своя житейская мудрость. Разница лишь в том, что обычные люди зачастую бывают далеки от духовных предметов и заняты в основном лишь целями повседневной жизни.

В: В чем смысл обращения к духовным предметам, зачем они нужны?

О: Это очень сложный вопрос. На него нельзя дать готовый ответ. Каждый человек сам должен попытаться ответить для себя на такого рода вопросы. В общем можно лишь сказать, что смысл обращения к духовным предметам - есть высшая цель познания, это высший уровень философии. Именно потому, что это высший уровень, людям бывает сложно подняться до него и удержаться на нем. Именно поэтому и возникают сложности с такого рода философиями, потому что они стремятся вывести человека за пределы земной жизни, возвысить его над повседневной жизнью, в то же самое время порой не избегая последней. В данной ситуации совмещения духовной и материальной областей может возникать особое напряжение на всех уровнях существа человека. Это напряжении может привести к ситуации, когда человек сходит с границы между духовной и материальной областями и удаляется в ту, либо в другую из них. Или у него с самого начала существует ложное представление о том, что духовная область важнее материальной. В последнем случае его философия может не иметь практической ценности. Существует еще один малоизученный момент. Он связан с тем, что человек отказывается от материального ради того, чтобы сэкономить силы и энергию ради постижения духовного.

В: В чем ценность и значение такой ситуации?

О: Такая ситуация не имеет материальной ценности, а имеет ценность духовную.

В: Что такое духовная ценность, в чем она состоит?

О: Она может состоять в том, что человек аккумулирует в себе энергию духа и делится ею с окружающими.

В: Как осуществляется такого рода обмен энергией?

О: Он происходит в том случае, когда человек передает знания другим людям, передает им нравственную силу, помогает им развить в себе моральные качества, высшие способности ума и сознания. Во всем этом может заключаться особая ценность для человека. Поэтому даже если какая-либо философия, какое-либо учение не приносит явного материального результата, оно может приносить скрытые плоды в области внутренней, в области характера человека, его сознания и подсознания. Оно может содействовать их улучшению, а следовательно такая философия тоже будет обладать определенной ценностью и значением.

01.07.17 г.


Рецензии