Раса господ. Глава 8. Вторая эволюция

Глава 8. Вторая Эволюция.

«Человек - самое уникальное создание на планете Земля...» - голос за кадром чем-то напоминал знакомый всем «москвичам и гостям столицы» бархатный баритон, объявляющий станции в метро. На экране-стене замелькали картинки, изображающие этапы человеческой эволюции. Презентация была так себе, на троечку с плюсом. Могли бы и получше сделать.
   
«Истинная уникальность человека заключается не в том, что он разумен,  а в том, что из всех существующих форм жизни, он единственный, кто вышел на финишную прямую своего развития...»

- Ого, как завернули... - обычно я не разговариваю сам с собой, но после трех дней одиночества в «карантине» выбирать собеседника не приходилось, - Аж на финишную прямую!

Перед глазами сразу же всплыл бомж, которого я видел валяющимся возле станции во время моего последнего визита в «клинику». Бомж был пьяный в хлам - в районе некоего подобия штанов растеклась зловонная лужа. Кто-кто, а уж он-то точно подошел к финишу.

«Человек уже достиг того, чего никогда не сможет достичь ни одно другое существо нашей планете. Мы подошли к рубежу, когда мы наконец-то сами сможем влиять на ход нашей эволюции...» - голос комментатора раздавался отовсюду, как в хорошем современном кинозале.

На экране, тем временем, изображение кроманьонца сменилось изображением современного человека, которого, в свою очередь, сменил светящийся силуэт с не совсем понятными очертаниями. Я по привычке обернулся назад, ожидая увидеть голубоватый луч кинопроектора под потолком, но обнаружил только мигающий красный глаз системы противопожарной защиты. Комната была небольшая: перед тем как погас свет, я успел заметить лишь с десяток черных кожаных кресел, выстроившихся в ряд возле стены напротив экрана. Перед креслами протянулась барная стойка пластикового стола, которая слега подсвечивалась в темноте зала.

Я еще раз оглнулся и водрузил ноги на стойку. Для полноты ощущения не хватало только попкорна и большой колы, а еще лучше – большого пива. К сожалению, и алкоголь, и кофеин были запрещены на всей территории центра, во всяком случае со слов охранника Игоря.
 
«Изменения, которые ожидают человечество настолько кардинальны и необратимы, что на данном этапе требуют сохранения полной секретности, во избежания массовой паники среди населения в целом. Каждый из вас был тщательно отобран для участия в проекте Вторая Эволюция и мы рассчитываем на ваше понимание и сотрудничество.»

- Слышали? Каждый из нас! – сообщил я пустым креслам.

«Помните: от вас зависит будущее всего человечества!»

Под звуки бравурной мелодии на экране появилась изображение Земли из космоса. Наша несчастная планета завращалась все быстрее и быстрее, словно намекая на грядущий глобальный катаклизм, после чего превратилась в букву «Э» на черном фоне. Рядом с буквой «Э» немедленно материализовалась цифра два. Экран погас, но свет в зале не загорелся.

Мне стало смешно. Вся презентация, от начала до конца, была набором из самых типичных клише, тиражируемых в современных фильмах-антиутопия.

- Научной фантастики насмотрелись... – сообщил я темному залу, - Ей-богу! А главное -  ноль информации! Ноль!

- Информацию вы сейчас получите, Максим Алексеевич, не переживайте! – голос раздался настолько неожиданно, что я чуть не упал с кресла. Ноги сами слетели со стола в поисках опоры, ладони вцепились в подлокотники. 

- КТО ЗДЕСЬ?!? – я не был готов к подобного рода шуткам.

Экран замерцал бледно-молочным светом, по центру экрано закрутилось колесико загрузки видео.

- КАКОГО...

- Можете не кричать, в столе перед вами встроены микрофоны. Я вас прекрасно слышу. И я с вами согласен, видео так себе.

На экране появился доктор Айболит. Сходство было феноменальным – все детали были на месте, и очки, и белый халат, и бородка клинышком. Единственным, что отличало его от неповторимого оригинала, было отсутствие медицинской шапочки с красным крестом, но, возможно, он просто забыл ее надеть. С момента своего последнего появления на экранах страны Айболит прибавил в весе и теперь напоминал полковника Сандерса из KFC. 

- Я должен был бы представиться... – несмотря на добродушное выражение лица, вид гигантского Аболита вызывал некоторое беспокойство, - Но из соображений безопасности не могу этого сделать. По этой же причине нам с вами приходится общаться таким вот образом...  – он развел руки в стороны, словно указав на границы экрана.

- Можете называть меня профессор. Когда-то студенты ко мне так и обращались... Вас это устроит?

Я кивнул.

Профессор-Айболит-Сандерс улыбнулся в ответ.

- Я руководитель научной части проекта «Вторя Эволюция». Камеры, кстати, встроены прямо в экран, поэтому смотрите, пожалуйста прямо.

Я подчинился и сфокусировал взгляд на переносице гигантского собеседника.

- Моя задача в кратчайшие сроки дать вам общее представление о проекте и о конкретно вашей роли в нем. А она немалая!

Если он надеялся польстить мне – то у него этого не вышло.

 - К сожалению, у меня нет времени читать длинные лекции, поэтому в технические детали проекта мы вдаваться не будем...  – Айболит откашлялся, прикрыв рот тыльной стороной кулака, - Да и не скажут они вам ничего, вы, Максим Алексеевич, извините, не ученый. Как вы на это смотрите?

- Положительно... Наверное... – я пожал плечами. Откуда мне было знать? Я же не ученый.

- Замечательно! Считайте, что сегодня у нас с вами курс молодого бойца. Вы в армии служили?

Я покачал головой.

- Не страшно, я тоже не служил. Итак, всего десять лекций, вернее, не лекций даже, а бесед. Общие из них только первые три. Все остальные участники проекта их уже прослушали, а вы... присоединились к нам несколько позже. Поэтому вы сейчас тут один. Не переживайте, скоро со всеми познакомитесь... – Айболит снова откашлялся, в этот раз не открывая рта.

- На данном этапе для нас крайне важны три момента. Во-первых ваша безопасность. Тут у меня претензий нет, Леонид Сергеевич со своей работой прекрасно справляется. Скажу вам по секрету  - во всей России нет более безопасного места, чем наш Центр.

- А как же резиденция президента? – пошутил я.

Профессор снова улыбнулся, тем самым проигнорировав мой вопрос, и продолжил.

 -Во-вторых, Максим Алексеевич, ваше здоровье. Над этим нам придется поработать... – в невидимых динамиках зашелестели невидимые бумаги, судя по всему, лежавшие перед профессором, - У вас в крови обнаружили следы... впрочем, неважно, мы же не в полиции. В Центре задействована отличная команда врачей, тренеров, диетологов и так далее. Так что поддержка у вас будет постоянная, и днем, и ночью.

Айболит помолчал и продолжил.

- Ну а в-третьих, для нас очень важно ваше искреннее желание участвовать в проекте. Я не говорю эксперименте, потому что экспериментальную стадию мы уже давно прошли... и как оказалось, при подсознательном нежелании участвовать у испытуемого сбивается уровень некоторых гормонов, что для нас... нежелательно...

- Айболит пронзил меня шпагами серых глаз, – В связи с этим должен у вас спросить – вы на самом деле хотите участвовать? По своей воле, без принуждения?

Учитывая события трехдневной давности, вопрос был по крайней мере странный. Возможно, Айболит не знал о моих приключениях, хотя я в этом сомневался. Скорее всего знал, и именно поэтому спрашивал.

- Хочу... Но, если честно, я пока понятия не имею, что мне надо делать... Я буквально три дня назад узнал о контактах с пришельцами... это правда?  Я смогу это сделать?

На лице профессора появилось выражение, с которым усталый родитель смотрит на непутевого ребенка.

- Вот так всегда, ставят телегу впереди лошади. Как вам сказать.... И да, и нет. Вот прямо сейчас – не сможете. Месяца через три - может быть, и то, если все пойдет хорошо...
 
- А кто же в это время... – начал было я, но Айболит предупредил мой вопрос.

- Ну вы же знаете, что есть и другие участнки проекта. Пока что эту работу будут выполнять они. А пришельцы никуда не денутся, они уже почти сто лет рядом с нами. Плюс-минус, конечно.

Айболит произнес это так буднично, как-будто сообщил мне, что выпил утром чашку кофе. Запрещенного на территории Центра.

Наверное у меня загорелись глаза, потому что профессор поднял руку в упреждающем жесте.

- Нет, Максим Алексеевич, обо всем по-порядку, даже не просите... Информация выдается по мере необходимости и в строгой последовательности. Чтобы у вас не создалось неправильного впечатления о том, чем мы тут занимаемся... - Айболит снова откашлялся в кулак.

«Курит, наверное...» - я не курил уже много лет, но в этот момент мне очень захотелось сигарету. Или даже две. Курить на территории центра, кстати, тоже запрещалось.

Профессор тем временем продолжал.

 - Итак, сегодня у нас с вами разговор об эволюции. Как бы вы оценили свое знание этого предмета? По десятибальной шкале?

Вопрос меня озадачил. 
 
- Ну... Как все, наверное... В школе проходил, давно правда. Не знаю... Шесть?

- Шесть - это вряд ли... – в руках Айболита появилась бутылка с водой, из которой он сделал несколько глотков, - Но на самом деле это неважно. Первая Эволюция нас интересует постольку-поскольку... Какая разница когда отвалился хвост, если он уже отвалился?

- Логично.   

- Я вам больше скажу, Максим Алексеевич... Понимание Первой Эволюции - я имею ввиду нашего развития от одноклеточных до хомо сапиенса - нас интересует только с той целью, чтобы вырваться из ее рамок. Раз и навсегда. Вторая Эволюция... – профессор постучал указательным пальцем по лбу, - Происходит вот здесь!

Я вежливо помолчал, ожидая пока он продолжит. Разговор начинал приобретать интересное направление, но, надо признаться, совершенно не соответствующее моим ожиданиям.
 
Айболит помолчал, словно собираясь с мыслями.

- Максим Алексеевич, есть две большие категории эволюционных теорий, эндогенная и экзогенная. Первая говорит о внутренних факторах, вторая о внешних... Как вы думаете, искуственный интеллект – это внутренний фактор или внешний?

- Интересный вопрос... Не знаю.
 
- И все же? Ваше личное мнение.

- Наверное, внутренний... Мы же его создали... – я помолчал и осторожно перефразировал, -  Ведь... мы же его создали?
 
- Уже давно. Но сейчас речь не об этом. Так вот, правильный ответ – это фактор и внутренний и внешний. На первом этапе, внутренний, как вы правильно сказали. А на развитом этапе уже внешний. Искуственный интеллект - это же всего лишь глобальное уравнение, с огромным количеством переменных. И число это растет в геометрической прогрессии с каждым днем...

Возникло ощущение, что я стою на краю обрыва, перед решительным прыжком в захватывающую неизвестность.

- Максим Алексеевич, мы – я, мои коллеги, все кто работает в Центре – считаем, что в эволюционном развитии человеческий мозг достиг своего максимума. Все! И венцом его творения стало создание искуственного интеллекта, или Два-И, как мы говорим. Ничего большего, чем Два-И наш мозг просто не может выдать, не рассчитана его биологическая природа на большее. Возникает вопрос: не является ли Два-И – хоть он и не часть нашего мозга в биологическом смысле -  закономерным этапом на эволюционном пути человека?

- Ну... Ну ведь это же, по сути, програмное обеспечение, не так ли? Оно же находится вне нас? А значит оно может быть испорчено, зависнуть там... Или просто быть стерто. Ну не знаю, что-то в этом духе... Или представьте: оно разовьется настолько, что мы вообще перестанем понимать, о чем оно нам говорит. Если так можно выразится, конечно... Оно говорит?

- Если надо - то говорит, такая фунциональность есть. СИРИ же тоже говорит и это никого не удивляет...  Максим Алексеевич, а если бы это «програмное обеспечение» было внутри нас? Внутри людей. Тогда как? Два-И - часть нашей эволюции или нет?
Вопрос совершенно сбил меня с толку.

- Ну, наверное да... – я начал понимать куда клонит Айболит, - Вторая Эволюция это развитие искуственного интеллекта в симбиозе с человеком?

- Это будет отправной точкой. Собственно сама Эволюция это процесс, котрый последует за первым успешным опытом симбиоза... Как она будет протекать и к чему приведет – пока можно только теоретизировать, ваши догадки также хороши, как и мои... только мои, наверное, все равно получше... – профессор улыбнулся, но я заметил что эта улыбка далась ему с трудом.

- Да куда уж мне до вас, профессор... Тем более, что вы наверное уже... как вы это назваете – симбиот?

-  К сожалению, нет, - в голосе Айболита звучало искреннее сожаление, - И никогда не смогу им стать. Биология не позволяет, увы...

- Профессор, я запутался... Разве Вторая Эволюция происходит не тут? – я постучал указательным пальцем по лбу, - При чем тут биология?

- Биология, Максим Алексеевич, лежит в основе всего и она не ограничивается хвостом обезьяны. За последние пятдесят лет человек совершил качественный эволюционный скачок, только такой, который не заметен невооруженным глазом. Речь идет об определнных гормонах, в детали, как я уже сказал в начале разговора, мы вдаваться не будем... Суть в том, что наличие этих гормонов является своеобразным удобрением для почвы симбиоза искуственного интеллекта и человеческого тела. У меня эти гормоны, к сожалению, отсутствуют, а значит во мне Два-И не приживется. У вас же, - глаза профессора вспыхнули серым цветом, - У вас же полный набор! Через край плещут!

- Так вот зачем вы устроили это шоу с обязательными «психологическими проверками» и анализами крови...
 
- Ну это не мы придумали, это американцы. Они подбили Всемирную Организацияю Здравоохранения, а мы только подыграли. Но в общем, да. Главной целью было выявить таких людей, как вы. Как оказалось, вас не так много, но и не так уж мало. Так что поздравляю вас, Максим Алексеевич, вы один из тех, кому Два-И привить можно.

Я не знал, радоваться мне или нет. 

- А как он прививается?  - в голову просто не пришло ничего умнее.

- Три инъекции, в церебральный кортекс, спинной мозг и просто в вену для курсирования в кровеносной системе. На приживание требуется время, поэтому на первом этапе Два-И это не более чем сборщик информации о вас. Вроде спортивного браслета, который шаги считает. У вас есть такой?

Я кивнул.

- А что происходит потом? В биологическом смысле?
 
- В краткосрочной перспективе никаких заметных биологических изменений не наблюдается. В долгосрочной, мы полагаем, что биологические изменения, конечно, последуют, но престанут быть лидирующим фактором. Тело должно начать адаптироваться к новым возможностям сознания. Но вы не переживайте, ничего необратимого или смертельного участникам проекта не грозит, я вам обещаю.

Сознание автоматически выхватило ключевые словосочетания: «Мы полагаем»... «Должно начать...» «Ничего смертельного...»

У меня возникло ощущение, что я засунул руку в мешок, но вместо яблока нащупал холодную скользкую жабу.
 
«Они и сами до конца не знают, чем занимаются... Будь осторожен Макс, ох говорю тебе, осторожнее!» - Внутренний Собеседник проснулся, как всегда, в самый «подходящий» момент.

- Профессор, а пришельцы...

Айболит поморщился, причем в его гримасе проскользнуло нечно большее, чем просто недовольство. Похоже, профессор не очень хорошо себя чувствовал, и натяжная улыбка, периодически появляющаяся на его лице была не более чем вынужденной необходимостью.

«Инетресно, а кому обращаются доктора, когда они заболевают?» - ненужный вопрос всплыл на поверхность сознания, словно пузырь воздуха. «Сфокусируйся!»  - я влепил себе мысленную оплеуху.
 
- Ну, Максим Алексеевич, мы же договорились! Нам с вами до пришельцев пока как до Луны...

- Они на Луне? – я выстрелил наугад и промазал.

- Они постоянно меняют местоположение, насколько мне известно... – Айболит снова нахмурился, - Максим Алексеевич не уходите с темы. У меня не так много времени, чтобы тратить его на бесполезную болтовню. 

- Извините. Если я правильно понял, вы хотите привить мне искуственный интеллект?
 
И вдруг я понял, что он ответит. В голове запищала «микроволновка» из палаты и раздался голос Матвеича: «Макс, ты меня слышишь?»

- Максим Алексеевич, вы уже получили ваши инъекции. В первый же день вашего присутствия в Центре. По-другому и быть не могло.
 
Я открыл и закрыл рот, словно безмозглая рыбка в аквариуме. Наверное, на тот момент я ей и был.
 
(Продолжение следует)


Рецензии
"СИРИ же тоже говорит и это никого не удивляет"- ещё совсем недавно я была по ту сторону этого заверения.
"развитие искуственного интеллекта в симбиозе с человеком"- как-то страшновато. Да, "повезло" Максиму.

Ольга Иминова   03.07.2017 15:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга
Спасибо что читаете!

Олег Валдай   04.07.2017 20:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.