Якорь надежды

(Из конспекта разбора по Евр.6:9-20)

В. Надежда на хорошее состояние читателей и призыв: 6:9-10

I: Мнение Павла о состоянии читателей: 6:9

9: Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так.

Это единственный раз в послании, когда автор называет читателей «возлюбленными». Он надеется, что они держатся спасения, и то, о чем он писал выше – их не касается, т.е. это не их портрет. Он надеется, что они станут способны слушать и выберутся из состояния инертности и лени, в котором находятся сейчас. (Если же не выберутся, им угрожает участь бесплодной земли, описанной выше, об этой оппозиции «или – или» 12-й стих дальше).

II: Почему Павел так думает о состоянии читателей: 6:10

10: Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

Бог не забудет две вещи:
• Их дело
• И труд любви

Ветви, которые не приносят плода, отсекаются (Ин.15:2). Кто не приносит плода – мертв или находится в состоянии умирания. Есть момент, когда наступает духовная смерть, такой человек удаляется из Тела Христова. В Теле Христа нет мертвых членов, но только живые, активные и служащие другим членам. На Лозе Христа нет сухих ветвей, но только плодоносящие.

Дела читателей подтверждали, что они все еще стояли в истине. У них еще были плоды. Об этом говорит деепричастие «служа». Они находились на Лозе, в Теле. (Важно, чтобы у меня в жизни тоже было это деепричастие настоящего времени: не только «послужив» в прошлом, но и «служа» сейчас).

Верующих, которые отпадают от веры и духовно умирают, Бог словно «забывает», перестает держать их в поле Своего внимания при мысли о Своих детях. Но получатели письма были живыми христианами, поэтому Бог их дело и труд любви не забыл.

1. Дело ваше

Это дело, исходящее от Иисуса Христа (Фил.1:10-11). Все, что мы делаем для Бога, для Христа и во Христе – это настоящее дело. Все, что мы делаем, должно делаться для Христа (Кол.3:17,23).

2. Труд любви

Это был «тяжелый труд» (греч. kopos). Труд из любви к Богу. Труд во благо других верующих, святых. В чем заключался этот труд, мы не знаем, но в 10:34 приведен пример. Богу угоден не труд вообще, а именно труд любви. Можно сравнить 1Фес.1:3 (дело веры, труд любви, терпение упования) и От.2:2 (дело без веры, труд без любви, терпение без упования).

Г. Призыв к ревности и терпению: 6:11-20

12: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования

Мы либо «обленимся», либо будем «верить, терпеть и наследовать». В конце прошлой главы описана их лень.

В пример веры и долготерпения приводится Авраам. Речь здесь о том случае, когда Авраам был готов принести в жертву своего сына Исаака. Подтверждение: в конце именно той истории Бог поклялся Аврааму, а здесь как раз говорится о клятве Бога.

Авраам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность. Однако когда у Авраама родился Исаак, появилась опасность положиться в вере не на Бога, а на наличие Исаака, хотя бы отчасти. Вера не должна основываться ни на чем другом, кроме Бога и Божьего Слова.

Томас Й. предагает представить себе воображаемый диалог. «Авраам, ты Мне поверил, когда я дал обетование о будущем потомстве?» «Да». «Ты полностью веришь и доверяешь мне?» «Да». «А ты не надеешься немножко на Исаака и немножко на Меня?» «Я надеюсь только на Тебя, я научился, этот урок я усвоил». «Хорошо, покажи, что ты уповаешь только на Меня. Можешь вернуть Мне Исаака?.. На что ты теперь уповаешь?»

Авраам верил, что Бог может и из мертвых воскресить его сына (Евр.11:19). Вера полностью полагается и рассчитывает на Бога. Сарра была мертва для деторождения, но она родила. Авраам верил, что Бог может это еще раз сделать. Быт.22:16 «Мною клянусь...» Именно в этом месте Бог клянется. «Благословляя благословлю тебя».

Как это соотносится с посланием к Евреям? Получатели письма приняли Христа как Спасителя. Бог теперь спрашивает: «На чем покоится ваша вера? На аароновом священстве?» «На Христе». «Только на Христе? Или и на прежнем священстве и жертвах?» «Нет, только на Христе». «Хорошо, покажите, докажите свою веру. Выйдите из иудейства. Обрежьте эти связи с прошлым». «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр.13:13-15).

«Авраам, долготерпев, получил обещанное». Рождение Исаака – задаток будущего исполнения обетования.

16-18: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду

Богу невозможно солгать в двух вещах:
• Обетование
• Клятва

О предлежащей надежде: Евр.9:15; 11:10,16; 12:28. Наша надежда покоится на Божьем обетовании и на Божьей клятве.

Я всегда думал, что здесь речь о Божьем обетовании и клятве верующим, но при подготовке к разбору прочитал в культурно-историческом комментарии, что тут о Божьем обещании и клятве Иисусу. Об обетовании Иисусу говорит, например, Пс.2. А о клятве – Пс.109:4. А вот найти тексты о клятве Бога нам – проблематично. Это толкование тоже вписывается в контекст: обещания и клятву, данные Своему Сыну, Бог обязательно сдержит, а исполнение этих обетований и клятвы неминуемо приводит к благословению верующих, поэтому они могут быть надеждой и утешением для нас.

19: которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу

В нашей душе нет силы для того, чтобы выстоять во всех страданиях и перед всеми проблемами. Чтобы остаться на месте, нам надо бросить якорь в духовный мир и не терять связи с ним.

Наша надежда покоится не на наших чувствах, опыте или молитвах, но на Божьих обетованиях.

Хотя я телом еще на земле, но я и во Христе, а во Христе я на небе. Так я живу в двух мирах: здесь и там. Мой якорь (Христос) уже там. Благодаря тому, что мой якорь уже там, у цели, у меня есть утешение.

Сейчас между видимым и невидимым мирами есть завеса. За эту завесу зашел Иисус. Это гарантия того, что однажды туда зайдем и мы, представ перед Богом. Иисус – наша надежда (1Тим.1:1), якорь наших душ.

20: куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека

Томас пишет, что греческое слово, переведенное на русский «предтеча», обозначало небольшое судно, которое проводило большое судно в гавань. На это небольшое судно клали якорь большого корабля, и оно доставляло этот якорь в гавань, одновременно указывая следующему за ним судну фарватер (путь в обход подводных камней, рифов и мелей). Так Иисус в качестве Первосвященника взял якорь наших душ и доставил его – а вместе с ним и нас – в небо. Он прошел впереди нас, чтобы сделать возможным проход и для нас. Иисус пришел на землю не для Себя. Как это маленькое судно проходит в гавань для того, чтобы провести большое судно, так Иисус пришел для того, чтобы привести на небо нас.

Капитан судна, незнакомый с гаванью или портом, подходя к нему, сильно нервничал бы и с большой долей вероятности мог повредить судно о скалы или рифы. Идя же за таким «предтечей», он мог быть совершенно спокойным и считать, что дело сделано. Хотя еще надо было преодолеть определенный отрезок пути и достаточно опасный. Так и мы: без Иисуса до неба при всем желании нам не дойти – по дороге полно препятствий, а у нас не хватает знаний и сил. Но если Он впереди нас, если наш якорь у Него, а нас с Ним соединяет цепь якоря, мы можем быть спокойными и уверенными в том, что дойдем до цели.

Красиво согласуется эта картина с другими новозаветными текстами из серии «еще нет / уже да», например, с Еф.2:6: «посадил на небесах во Христе Иисусе». Представим себе короткий промежуток времени, в который судно-«предтеча» уже вошло в гавань, а ведомое судно еще нет, но их соединяет якорная цепь. Фактически всей своей массой большое судно находится еще в открытом море, а не в гавани. Но одна часть этого большого судна, а именно якорь, уже находится внутри гавани, на борту надежного судна-путеводителя. В таком положении находимся сегодня мы: телами на земле, но надежда наша – «как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу», т.е. уже вошла в небо вместе с Иисусом.

(Это греческое слово также использовалось для обозначения отрядов, которые посылались вперед на разведку перед основными силами, а также для обозначения первых плодов. Здесь смысл тот же, хотя далеко не столь очевидный).

«Навек по чину Мелхиседека». Если бы Иисус умер и не воскрес, наша надежда оказалась бы тщетной. Если бы судно-«предтеча» само разбилось о скалы, это означало бы, что ведомому им судну и подавно не войти в гавань. Но этого не случилось. Иисус воскрес, Он вечно жив, Он на небе и Он наш Первосвященник. Это переход к теме следующей главы.

01.07.2017


Рецензии