Школа в которой работал Шик
Я представляю себе один зимний день в Базеле. С неба постоянно сыпет снег и дует сильный ветер. Утопая по колено в снегу бредут вперед два человека. Один из них старше. Он прокладывает дорогу, а следом за ним идет тот, кто помоложе. Им хотелось бы идти быстрее, но погодные условия не позволяют. Им надо попасть на горку св. Кришены, где тяжело заболел один из учеников миссийской школы. Надо попытаться доставить его в больницу. Ветер несущий снежные хлопья дует прямо в лицо. Хлопья забиваются в нос, глаза, рот. Не дают видеть, дышать, говорить. Старший отвернул голову от ветра в сторону. Он постоянно обращается к своему попутчику. Говорит о том, что программа в миссийской школе мало приспособлена к тому, чтобы подготовить практических миссионеров, которым предстоит впоследствии работать в Америке в среде немецких иммигрантов. Быть для них чем- то вроде и социальных работников и проповедников одновременно. "Странно", отозвался младший "я никогда не видел себя миссионером в Америке. Думаю, не за этим привел меня сюда Бог. Я думаю, что мне предназначено служить в другом месте ". С нескрываемым удивлением слушал старший эти слова. Ведь большинство будущих миссионеров мечтало именно об Америке. "А Палестина? Мы ищем миссионеров для отправки в Палестину". "Вот туда бы я с удовольствием поехал"-отозвался младший.
Старшим из собеседников был Христиан Фридрих Шпитлер, основатель миссии св. Кришоны. Младшим будущий картограф, строитель, археолог, один из величайших исследователей Иерусалима 19-ого века Конрад Шик.
Несколько месяцев назад один человек очень серьезно увлекающийся еврейской историей и даже имеющий степень в этой области, но избравший, к сожалению, в качестве места жительства не наши края, а у нас бывающий лишь наездами, упрекнул Зоар Хальфан, опубликовавшую статью о Конраде Шике в том, что она приписывает обнаружение надписи в туннеле Езекии этому исследователю. А ведь на самом деле об этой находке сообщил своему учителю Шику еврейский мальчик, которого звали Яков Элияху, а значит и заслуга первооткрывателя принадлежит именно ему. Возможно, этот человек забыл, или вовсе не знал, что в то время туннель Езекии еще не был отчищен от многовековых наслоений глины и надпись находилась под водой. Надо было понять всю важность находки, додуматься как отвести воду, как сделать копии этой надписи, а она сначала не поддавалась копированию, т.к. буквы были прорезаны не достаточно глубоко. Опубликовать сообщения о сделанном открытии в журналах PEF и немецкого общества по изучению Святой Земли. И это все уже заслуга Конрада Шика.
Возникает однако вопрос: что это была за школа в которой учились еврейские дети, а преподавал там христианин, представитель миссионерской организации Конрад Шик ?
После смерти первого протестантского епископа Иерусалима Михаэля Соломона Александра, представителя англиканской церкви, на эту должность был избран прусский представитель Самуэль Гобат. В отличии от своего предшественника, который вел миссионерскую работу в основном среди евреев, Гобат ощущал себя вторым апостолом Павлом, задача которого, нести свет христианства в его протестантской версии всем народам земли без исключения. Если Михаэль Соломон Александр основную ставку в привлечении людей в церковь сделал на открывшуюся в городе больницу, первую больницу Иерусалима и единственную, где оказывали помощь бедным жителям еврейского квартала, то для Гобата самым главным было распространение христианского образования. Руководство еврейской общины города было против того, чтобы евреи Иерусалима посещали эту больницу, т.к. на ее территории велась целенаправленная пропаганда христианства. Был издан указ, согласно которому, тем, кто все-же осмелился переступить врата христианского лечебного заведения грозило отлучение от общины, а это значит и лишения права на долю от халуки. Мы все помним, что евреи Эрец Исраэль, старый ишув, жили за счет помощи оказываемой их соплеменниками из заграницы. В итоге всех этих событий в Иерусалиме образовалась еврейско-христианская община, которая материально была теперь целиком и полностью зависима от Англо-прусского епископата. Помощь этим людям легла тяжким грузом на плечи протестантской миссии в Иерусалиме. Именно поэтому при Гобате уже не спешили крестить новообращенных из среды евреев, а для будущего поколения еврейско-христианской общины Гобат открыл ремесленное училище. В стенах учебного заведения можно было получить следующие профессии: портного, обувщика, часовщика,столяра, ювелира и.т.д. Казалось бы, это традиционные еврейские профессии владение которыми передавалось от отца к сыну. Так было во всех странах диаспоры, но не в Эрец Исраэль, т.к. здесь евреи жили за счет халуки. Помимо обучения профессиональным навыкам в училище велось преподавание и таких дисциплин как: немецкий и английский языки, математика и конечно-же Священное писание. Вот сюда то и пригласил Гобат Шика в качестве преподавателя.
Конрад Шик прибыл в Иерусалим вместе с еще одним выпускником миссии св. Кришоны Фердинандом Пальмером в 1846 г. Дело в том, что Гобат, ставший протестантским епископом в этом же году, обратился с просьбой к Фридриху Шпитлеру отправить в город представителей его учебного заведения. Гобат, сам в прошлом выпускник миссии св. Кришоны неоднократно обсуждал со Шпитлером возможность основания одного из отделений миссии в Иерусалиме.
Шпитлер посылает в Иерусалим миссионеров, но как это часто бывало в те времена, не выделяет им никаких средств на проживание. Содержать себя они должны сами и помимо этого заниматься еще и миссионерской деятельностью. Отсюда и условие не вступать в брак, т.к. обеспечить достойное существование супруги в данных обстоятельствах у миссионеров точно не было никакой возможности. Шик, который не отличался особо крепким здоровьем тяжело заболевает в первый же год своей жизни в Иерусалиме. По состоянию здоровья он был вынужден оставить миссию и тут его пригласил в свое учебное заведение Гобат. Так Шик становится одним из членов Англо-Прусского епископата, в рамках которого протекала вся его дальнейшая деятельность.
В училище Шик преподавал столярное дело, а так-же обучал профессии часовщика. Причем, Ярон Пери (один из преподавателей на кафедре Лимудей Эрец Исраэль Хайфского университета) утверждает в своей книге странную вещь, что именно благодаря Шику начинают изготовлять сувениры из оливкового дерева для туристов и паломников. Первым, кто наладил производство этих сувениров были ученики ремесленного училища основанного Гобатом. Понятно, что сувениры эти пользовались огромной популярностью среди среди христиан посещавших Святую Землю. Образцы изделий того времени можно увидеть в музее рядом с церковью Мессии у Яфских ворот. А мне почему-то казалось, что это традиционный промысел христиан живущих в Вифлееме.
И еще, свои знаменитые макеты помогали Шику вырезать из дерева его ученики. Выполненные ими макеты Храмовой горы очень интересовали представителей еврейской общины города. Для того, чтобы полюбоваться этими изделиями евреи приходили на территорию Англо-Прусского епископата и даже готовы были выслушать представителя протестантской миссии, который подробно рассказывал им, что показано на макете.
Свидетельство о публикации №217070100673