Музыкальные аллюзии 8

Коренное отличие Баха от Телемана состоит в том, что лейпцигский кантор обращается к Богу, дрезденский музикдиректор – к людям.

Великая заслуга Телемана состоит в том, что он воздвигает мост между славянской и западноевропейской музыкой. Немецкий композитор мыслит прогрессивно, в духе демократических воззрений на жизнь и музыку.

Клод Дебюсси и Морис Равель взирают на храм природы восторженными глазами!

Музыка Бенджамина Бриттена и Уильяма Уолтона принадлежит к экспрессионистскому романтизму.

Иоганн Кристиан Бах веселит душу в симфониях предмоцартовским изяществом.

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта – это синтез изящества Иоганна Кристиана Баха и благородства Карла Филиппа Эммануэля Баха.

Великий Иоганн Себастьян Бах в лице своих сыновей разделяется на умного Карла Филиппа Баха и сердечного Иоганна Кристиана Баха.

Главная черта музыки Карла Филиппа Баха – благородство, Иоганна Кристиана Баха – изящество.

Без проникновенной лирики Антона Григорьевич Рубинштейна не появился бы автор «Евгения Онегина».

Общность Слонимского и Вилла-Лобоса состоит в том, что оба композитора опираются на народные песни. Несходство их музыки такое же, как разница между речным мелководьем и океанской глубиной!

Бельгиец Сезар Франк и австриец Йозеф Маркс – выдающиеся музыкальные посредственности, композиторы второго ряда. Кто назовёт их гениями?

Луис Бакалов – изысканный эстет в разработке аргентинского танго, не уступающий в одарённости Астору Пьяццолле.

Арам Хачатурян совершает для армянской музыки то, что Джордже Энеску – для румынской музыки. Эти композиторы создают произведения с ярко выраженным национальным колоритом.

Никколо Паганини – воплощение солнечного Вивальди и трагедийного Корелли одновременно.

Музыка Джованни Палестрины – архитектурна, Орландо Лассо – живописна.

Джованни Палестрина строит в музыке церковный храм, Орландо Лассо – храм природы.

Музыка Джованни Палестрины – застывшая архитектура, Орландо Лассо – звучащая живопись.

Иоганн Себастьян Бах изучает церковную музыку Палестрины и светскую – Вивальди. Его талант – воистину безграничен!

Эдисон Денисов обладает веберновским музыкальным интеллектом, хотя его произведения более эмоциональны, чем у Веберна.

Выходит так, что величайшие русские мелодисты Чайковский и Бородин – не совсем русские люди: в жилах Чайковского течёт украинская кровь, Бородина – грузинская.

Иоганн Себастьян Бах – Всевышний в музыке, Вольфганг Моцарт – ангел.

Лёгкий, светлый, блестящий Муцио Клементи вполне заслуживает титул итальянского Моцарта.

Рихард Штраус – укротитель малеровского духа.

Франц Шуберт – музыкант, Роберт Шуман – музыкант-поэт.

Значительное влияние на стиль музыки Вольфганга Амадея Моцарта оказывают два славянина – чех Йозеф Мысливечек и чех Иржи Бенда. Не отсюда ли возникает необыкновенная мелодичность в произведениях венского классика?

Макс Брух, подобно Вагнеру и Малеру, - в высшей степени эмоционален.

Оркестровый «сказочник» Анатолий Лядов следует за учителем и другом Римским-Корсаковым.

Чистую и целомудренную музыку Лядова подсознательно воспринимает его ученик Сергей Прокофьев.

Как бы традиционно настроенный Лядов не отрицал музыку Дебюсси и Скрябина, в его оркестровых произведениях то и дело проскальзывают интонации импрессионизма и символизма – первых двух модернистских течений.

Пшеничный колос Сергея Прокофьева вырастает из маленького зёрнышка музыки учителя Анатолия Лядова.

Александр Глазунов берёт от первого учителя Милия Балакирева мелодическую основу, от наставника и друга Николая Римского-Корсакова – оркестровую красочность.

Свежесть и чистота мелодий Александра Алябьева позволяет называть его русским Россини.

Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилёв украшают русскую музыку песенными бриллиантами.

Куперен и Моцарт – гении изящества, Рамо и Гайдн – простоты.

Чудо-мелодии Франсуа Куперена предвосхищают лирику Андре Гретри и Шарля Гуно.

Музыка Йозефа Гайдна – простонародная, его ученика Людвига ван Бетховена – всенародная.

Радостно-ироническая музыка Йозефа Гайдна и Сергея Прокофьева дышит здоровьем.

У Шопена и Рахманинова лирика Небесной чистоты.

Гении яростны в творчестве. Таковы Мусоргский, Чайковский, Скрябин. Иное дело – Рахманинов, проявляющий творческую активность только в определённый период жизни. Поэтому о Рахманинове следует говорить, как о гении творческих взлётов и падений.

Сергей Рахманинов в музыке – земной и небесный, Александр Скрябин – космический.

Импульсивный ритм и пленительные мелодии позволяют ставить в один ряд рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини и «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго.

Густав Малер – симфонический Вагнер, погрузившийся в субъективные переживания.

Музыка Иржи Бенды – по-моцартовски изысканна и лёгка.


Рецензии