Музыкальные аллюзии 8
Великая заслуга Телемана состоит в том, что он воздвигает мост между славянской и западноевропейской музыкой. Немецкий композитор мыслит прогрессивно, в духе демократических воззрений на жизнь и музыку.
Клод Дебюсси и Морис Равель взирают на храм природы восторженными глазами!
Музыка Бенджамина Бриттена и Уильяма Уолтона принадлежит к экспрессионистскому романтизму.
Иоганн Кристиан Бах веселит душу в симфониях предмоцартовским изяществом.
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта – это синтез изящества Иоганна Кристиана Баха и благородства Карла Филиппа Эммануэля Баха.
Великий Иоганн Себастьян Бах в лице своих сыновей разделяется на умного Карла Филиппа Баха и сердечного Иоганна Кристиана Баха.
Главная черта музыки Карла Филиппа Баха – благородство, Иоганна Кристиана Баха – изящество.
Без проникновенной лирики Антона Григорьевич Рубинштейна не появился бы автор «Евгения Онегина».
Общность Слонимского и Вилла-Лобоса состоит в том, что оба композитора опираются на народные песни. Несходство их музыки такое же, как разница между речным мелководьем и океанской глубиной!
Бельгиец Сезар Франк и австриец Йозеф Маркс – выдающиеся музыкальные посредственности, композиторы второго ряда. Кто назовёт их гениями?
Луис Бакалов – изысканный эстет в разработке аргентинского танго, не уступающий в одарённости Астору Пьяццолле.
Арам Хачатурян совершает для армянской музыки то, что Джордже Энеску – для румынской музыки. Эти композиторы создают произведения с ярко выраженным национальным колоритом.
Никколо Паганини – воплощение солнечного Вивальди и трагедийного Корелли одновременно.
Музыка Джованни Палестрины – архитектурна, Орландо Лассо – живописна.
Джованни Палестрина строит в музыке церковный храм, Орландо Лассо – храм природы.
Музыка Джованни Палестрины – застывшая архитектура, Орландо Лассо – звучащая живопись.
Иоганн Себастьян Бах изучает церковную музыку Палестрины и светскую – Вивальди. Его талант – воистину безграничен!
Эдисон Денисов обладает веберновским музыкальным интеллектом, хотя его произведения более эмоциональны, чем у Веберна.
Выходит так, что величайшие русские мелодисты Чайковский и Бородин – не совсем русские люди: в жилах Чайковского течёт украинская кровь, Бородина – грузинская.
Иоганн Себастьян Бах – Всевышний в музыке, Вольфганг Моцарт – ангел.
Лёгкий, светлый, блестящий Муцио Клементи вполне заслуживает титул итальянского Моцарта.
Рихард Штраус – укротитель малеровского духа.
Франц Шуберт – музыкант, Роберт Шуман – музыкант-поэт.
Значительное влияние на стиль музыки Вольфганга Амадея Моцарта оказывают два славянина – чех Йозеф Мысливечек и чех Иржи Бенда. Не отсюда ли возникает необыкновенная мелодичность в произведениях венского классика?
Макс Брух, подобно Вагнеру и Малеру, - в высшей степени эмоционален.
Оркестровый «сказочник» Анатолий Лядов следует за учителем и другом Римским-Корсаковым.
Чистую и целомудренную музыку Лядова подсознательно воспринимает его ученик Сергей Прокофьев.
Как бы традиционно настроенный Лядов не отрицал музыку Дебюсси и Скрябина, в его оркестровых произведениях то и дело проскальзывают интонации импрессионизма и символизма – первых двух модернистских течений.
Пшеничный колос Сергея Прокофьева вырастает из маленького зёрнышка музыки учителя Анатолия Лядова.
Александр Глазунов берёт от первого учителя Милия Балакирева мелодическую основу, от наставника и друга Николая Римского-Корсакова – оркестровую красочность.
Свежесть и чистота мелодий Александра Алябьева позволяет называть его русским Россини.
Алябьев, Верстовский, Варламов, Гурилёв украшают русскую музыку песенными бриллиантами.
Куперен и Моцарт – гении изящества, Рамо и Гайдн – простоты.
Чудо-мелодии Франсуа Куперена предвосхищают лирику Андре Гретри и Шарля Гуно.
Музыка Йозефа Гайдна – простонародная, его ученика Людвига ван Бетховена – всенародная.
Радостно-ироническая музыка Йозефа Гайдна и Сергея Прокофьева дышит здоровьем.
У Шопена и Рахманинова лирика Небесной чистоты.
Гении яростны в творчестве. Таковы Мусоргский, Чайковский, Скрябин. Иное дело – Рахманинов, проявляющий творческую активность только в определённый период жизни. Поэтому о Рахманинове следует говорить, как о гении творческих взлётов и падений.
Сергей Рахманинов в музыке – земной и небесный, Александр Скрябин – космический.
Импульсивный ритм и пленительные мелодии позволяют ставить в один ряд рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини и «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго.
Густав Малер – симфонический Вагнер, погрузившийся в субъективные переживания.
Музыка Иржи Бенды – по-моцартовски изысканна и лёгка.
Свидетельство о публикации №217070100965