Все вокруг цвело. Была только радость!

      С помощью Лууле Варинурм библиотекаря Азериской средней школы нашел изданную в Таллине издательством «Валгус» в 1979 году брошюру Теофила Алликаса «Азери. Люди и автоматика», потом узнал о  серии статей «Путь к людям, Записки директора» самого Н.Н. Федюкина, опубликованных в 1988 году в газете Северо-востока Эстонии «Северное побережье». Мне удалось разыскать эти статьи и я  начал погружаться в историю этого необычного рабочего поселка на берегу Финского залива... Лууле - гуманитарий, по образованию ландшафтный дизайнер, кроме библиотеки ведет еще и театральную студию, действующую при этой школе. В школьной библиотеке очень тепло и уютно и там часто проводил время в беседах будучи не у дел Н.Н. Федюкин: его всегда тянуло к людям. В 2015 году на сцене Дома культуры поселка силами своей студии поставила спектакль «Директор», посвященный тринадцатому директору Азериского керамического завода Николаю Николаевичу Федюкину, имя которого в поселке начало обрастать легендами...
Причиной возникновения Азери послужило открытие в конце XIX века Санкт-Петербургскими инженерами в этом месте на болотистом берегу моря залежей синей кембрийской глины и известняка. Синяя глина - это редчайшее полезное ископаемое, такая есть еще только где-то в Чехии. Сначала там построили цементный завод, который к счастью из-за конкуренции просуществовал недолго. В 1922 году на небольшом заводе организовали производство кирпича. Условия жизни рабочих на этом заводе в то время были чрезвычайно тяжелыми: глину добывали и доставляли на завод вручную. Видел я эти вагонетки и этих землекопов на фотографиях. Работать приходилось под открытым небом в любую погоду, зарплата на цементном и кирпичном заводе была мизерной, рабочие жили в каменных бараках по 30 человек в каждом отделении- боксе, спали на двухъярусных нарах.
В августе 1944 года нескольким рабочим кирпичного завода - эстонцам и русским (имена их известны) удалось спасти завод от уничтожения: этот завод кормил их и их семьи, а фашисты при отступлении собирались вывезти ценное оборудование и взорвать завод. Имена этих отважных людей, сохранивших кормильца известны. Это были Вольдемар Таппо, Теодор Мяги, Альберт Кютт, Иван и Василий Соловьевы. Видел я в музее азериской школы фотографию этих вагонов, с заводским оборудованием лежащих под откосом. Не далеко увезли их фашисты, да и сама немецкая команда, минировавшая завод скоро там по неизвестным причинам погибла...
Современным своим видом этот красивый поселок расположенный среди парковых деревьев и лужаек, обязан построенному там уже в советское время большому керамическому заводу, снабжавшему близлежащие области Советского Союза кирпичом, облицовочной плиткой и  керамическими дренажными трубами для мелиорации сельскохозяйственных земель Нечерноземья. Керамической плиткой этого завода облицовано здание Московского государственного университета, а из азериского кирпича в Варшаве построено высотное здание Дворца культуры и науки - дар советского народа полякам.  Справедливости ради, поселок Азери надо было бы переименовать в Федюкин по имени директора этого завода Николая Николаевича Федюкина, создавшего и обустроившего этот поселок в послевоенные годы со своими соратниками на началах коммунистического труда. Или хотя бы улицу его именем в поселке назвать... Но сейчас это уже невозможно, да и Азери звучит более благозвучно.
Николай Федюкин родился 15 марта 1922 года в селе Новокрасном Одесской области. Символично, что в этот же год на небольшом кирпичном заводе на северном побережье Эстонии в Азери было начато производство кирпича. Окончил начальную школу и поступил в Кировоградский строительный техникум. Закончил его в 1941 году и сразу был призван в Советскую армию. Война… начал службу рядовым, а закончил офицером орденоносцем, комсоргом полка, был трижды ранен.  Директором завода был назначен в 1953 году. Был ему тогда 31 год. В 1955 году закончил финансово-экономический институт. Поселок Азери по административному статусу был тогда деревней и представлял жалкую картину. От бывшего цементного завода осталась пара мрачных бараков, в которых жили рабочие, улиц не было, весной и осенью грязь в поселке была непролазная. Вечерами - непроглядная тьма.
Н.Н. Федюкин был по счету 13 директором этого завода и проработал в этом качестве 30 лет. Завод быстро развивался, требовалась новая рабочая сила и из близлежащих регионов России туда переехало много рабочих и специалистов. Была альтернатива, что строить для рабочих – деревянные двухэтажные бараки или благоустроенные дома. Коммунисты выбрали второй путь. Был конечно один большой плюс у пионеров этой стройки рядом с заводом были свободные земли, которые они могли использовать без ограничения для строительства домов и благоустройства близлежащих территорий. И они эту возможность использовали в полной мере, понимая важность свободного пространства и природных факторов для жизни людей.
Восстановление завода началось с закладки большого фруктового сада: было посажено более 200 фруктовых деревьев и ягодных кустарников. Подобные дела естественно совершались на добровольных началах и превращались в акты духовных деяний. Такое бывает очень редко, но о каком глубоком понимании сущности человека, его духовных потребностей и его высоком предназначении на земле говорит этот факт! Кроме сада при заводе построили оранжерею, где выращивались фрукты, ягоды и овощи, и их по очень низким ценам могли приобрести работники завода.
За небольшой срок в Азери было построено 35 красивых двух и четырехэтажных кирпичных многоквартирных домов с горячей водой и канализацией с прекрасными зелеными лужайками между ними, проложены обсаженные деревьями улицы с живыми изгородями, магазин, заложен парк с красивым прудом, на общественных началах комсомольцами построен стадион со спортивным комплексом, библиотека, Дом культуры и техники с современным киноконцертным залом на 455 мест. Размеры сцены этого зала были рассчитаны так, чтобы на ней можно устраивать гастроли республиканских театров.  В название Дома была добавлена и техника, потому что там работало большое количество технических кружков, помогавших детям выбрать правильные профессии. Кроме Дома культуры, в старом здании клуба работал Дом пионеров и Музыкальная школа. Главным двигателем всех этих преобразований была конечно созидательная энергия и устремленность директора и его сподвижников, но строительному буму сильно способствовало конечно и то, что предприятие само производило основной строительный материал необходимый для строительства, да и само место с морской далью, его скрытая красота, казалось, просило, чтобы люди увидели и оценили это благо и благоустроили его...
Рабочие завода в своей очередности могли получить государственную квартиру, а могли с помощью завода построить индивидуальный дом. В процессе производства появлялось значительное количество бракованного кирпича и его обломков, которые можно было использовать для строительства частных домов и руководство уговаривало людей брать эти материалы и самим строить себе дома, не дожидаясь государственных квартир. Так появилась целая улица с домами-коттеджами, которую назвали Новая деревня.
В 1966 году поселку было присвоено звание благоустроенного поселка. Официально он назывался поселком городского типа, но фактически он был поселком курортного типа. Для поддержания и восстановления здоровья работникам и рабочим завода не нужно было ездить на курорты: все необходимое для этого они могли получить на месте. Пятью годами ранее завод был признан образцовым производством: талантливый человек талантлив во всем. Но талант благоустройства жизни людей, на мой взгляд самый высокий талант. Мне рассказали, что в советское время этот поселок был как государство в государстве, он был в приграничной зоне и считался элитным во всех отношениях местом, в том числе и в плане снабжения. Многие стремились иметь там жилье. Строительные материалы в то время были дефицитом, и директор добился разрешения, чтобы часть зарплаты работники завода получали в валюте, в финских кронах, такого в СССР, наверное, нигде не было… Но самое главное достижение идеологов и строителей поселка - это его аура, которая сохранилась и сегодня: поселок строился творческими людьми с осознанным желанием благоустроить жизнь людей с учетом всех особенностей этого места и поэтому в нем чувствуешь себя необыкновенно уютно и комфортно. Недаром люди, работавшие на этом заводе, называли Федюкина Отцом.
Конечно, в богатых странах - где-нибудь в Италии, Австрии, Германии или Англии безусловно есть более красивые городишки и деревни со своими историями, где несколько поколений не бедных людей трудились и обустраивали свою жизнь и сделали ее во всех отношениях очень комфортной. Но в Азери - особый случай: все начиналось практически на пустом месте и было построено на коллективных началах за очень короткий срок. Об атмосфере и настроении людей в то время лучше всего, пожалуй, говорят слова одной из красивых женщин, с которой я познакомился в местной школе, бывшего педагога начальных классов Валли Лилле: «В поселке было все ухожено и красиво. Все вокруг цвело, была только радость!». От такого восприятия жизни она и сама стала похожей на розу, и я про себя после нашей встречи стал называть ее женщиной-цветком: такая она была улыбчивая, свежая и румяная в свои не знаю сколько лет. Да и фамилия у нее была соответствующая: Лилле - цветок...
Работа на заводе около горячих печей, особенно в кирпичном производстве, была не из легких - это было вредное производство со всеми вытекающими отсюда последствиями...  Спортивный комплекс Азери во времена Федюкина назывался Цехом здоровья Азериского керамического завода. Инициатива строительства стадиона с футбольным полем и хоккейной площадкой, а потом и здания спорткомплекса с бассейном принадлежала комсомольцам завода. Идея создания этого необычного цеха заключалась в том, что здоровый, закаленный и бодрый человек обладает высокими творческими способностями.
Думал о людях директор, понимал их и физиологические и духовные потребности и действительно по-отечески заботился о них. Лечить надо здоровых людей, помогая им не заболеть с помощью лечебной профилактики - таков был принцип медицинских работников амбулатории завода. Кроме физкультуры Цех здоровья предлагал работникам более десяти лечебных процедур, включая иглоукалывание и массаж. И все 1200 работников завода в течение года могли пройти свои лечебно-оздоровительные курсы. Работники горячих цехов  обязаны были в определенное время посещать бассейн спортивного комплекса. Когда комплекс строился, директор начинал свой рабочий день с посещения именно этого объекта. В то время его называли еще комсомольским директором. Может быть именно поэтому от желающих принять участие в строительстве не было отбоя: в некоторые периоды там даже не хватало для всех рабочих инструментов… Стимулы были у людей, и директор умел их создавать. Это было одним из проявлений таланта Н.Н. Федюкина: умение пробуждать энтузиазм в людях - одна из главных черт руководителя или как сейчас говорят эффективного управляющего. 
В спортивном клубе завода работало 17 секций. Наивысшее достижение спортивного клуба - это завоевание в 1976 году кубка Эстонии по футболу. Председателем футбольной секции был сам директор завода. Любил директор футбол и сам часто на радость людям гонял мяч по полю. Высоких спортивных результатов добивались мотогонщики завода. Слесарь завода Мати Напа, был кандидатом в сборную Советского Союза по мотокроссу, но погиб в 1965 году на соревнованиях в Финляндии.
В 1968 году в поселке недалеко от спортивного комплекса была построено новое просторное здание средней школы с большими окнами и светлыми классами. В те времена школу возглавлял Ян-Йло Саар.  40 лет с 1961 по 2000 год он был бессменным директором этой школы. Сейчас у входа в школу висит памятная доска с его именем: он тоже очень много сделал для поселка и его детей и с Федюкиным они работали в очень тесном взаимодействии. Преподавание в школе велось на двух языках: эстонском и русском, а в школе в то время учились дети 11 национальностей – настоящий интернационал. О конфликтах между детьми на национальной почве тогда никто не слышал. Работала детская спортивная школа. Каждый год из стен школы вылетали ее выпускники – ласточки: такой символ был у учеников школы. Ласточка везде летает и всем привет посылает… Потребности школы и обращения ее директора всегда находили понимание у руководства завода. По вечерам ученики на концерты в Ленинград ездили: завод всегда на эти цели выделял автобусы. 
При школе был организован и сейчас существует музей Азери. Хранитель музея Лэа Карья - талантливый педагог, в советские времена - заместитель директора школы по внеклассной работе - человек легенда. Считает, что историю, какой бы она не была, нельзя переписывать и хранит, правда в самой темной комнате вместе с другими экспонатами школьного музея бюст Леопольда Линдера – местного эстонского большевика: видел я его, лобастый и упрямый был парень. Раньше бюст находился в Доме культуры поселка.  Она говорит: главной целью ее работы была дружба.  Азериская школа в те времена дружила со 119 школами всех республик Союза. Ее стараниями дети азериской школы объехали все советские республики. Сейчас Лэа 80 лет: дай ей Бог сил и здоровья! Когда я сказал ей, что она за человек, она смутилась и ответила: «Просто я любила свою работу...»
Такие талантливые, самоотверженные и щедрые душой люди, работающие достаточно долго на одном месте, создают на земле вокруг себя рукотворные оазисы для полноценной и плодотворной жизни людей. Такой же оазис, созданный еще одним талантливым человеком Виталием Федермессером - руководителем местного целлюлозно-бумажного комбината, я видел в карельской Кондопоге. Он также обустроил Кондопогу и построил там, кроме всего прочего, необыкновенной красоты Дворец искусств с немецким органом. 
В Азери свежий морской воздух и близость моря в сочетании с атмосферой поселка благодатно отражаются на здоровье живущих там людей, особенно детей. Поэтому он и начал сейчас заполняться россиянами-дачниками, покупающими там пустующие квартиры. Правда, славное социалистическое прошлое этого поселка уже давно позади. Сейчас большинство построенных первыми в стиле сталинского ампира двухэтажных домов на Центральной улице зияют пустыми оконными проемами.  Центральная - это бывшая улица Леопольда Линдера – создателя большевистской партийной организации в Азери, казненного в Таллинской тюрьме в декабре 1918 года, когда ему только исполнилось 22 года. Переименовали ее после выхода Эстонии из состава СССР. Уже снесено несколько пустовавших четырехэтажных кирпичных домов: количество жителей в поселке уменьшилось в почти в три раза, детей, обучающихся в школе – в семь раз.  Странное впечатление из-за этих пустующих домов производит сейчас поселок, но дух того времени и его строителей еще жив нем и еще живы многие его легендарные создатели. Я разговаривал на улицах с некоторыми из них: все помнят и с благодарностью и уважением говорят о Федюкине, о его деяниях, о человеколюбии и таланте организатора. На своем месте был человек, хозяин, имел подход к людям, слов на ветер не бросал...
Я надеялся, что Федюкина миновала чаша сия и он не увидел разрушения и агонии своего детища, но нет, он испил эту чашу полной мерой. Нам трудно представить одиночество и страдания этого человека в последние двадцать лет его жизни. Пытался сохранить хотя бы память о заводе и своих соратниках, создав в своем доме музей Азериского керамического завода, но равнодушие новых деятелей и ненависть к советскому прошлому похоронили и эту его затею. Сейчас этот просторный дом в азериском парке рядом с православным храмом продан и окна его заполнены мраком, а материалы музея с помощью мужа спасла и хранит в школьном музее Лэа Карья.
Бывший директор много страданий принял после ухода на пенсию, в 2000 году пережил смерть сына, пережил и угасание своего детища после обретения в 1991 году Эстонией независимости и трагического распада СССР в декабре того же года.  Николай Николаевич умер в 2005 году и похоронен в Виру-Нигула в русском углу кладбища. Люди, знавшие его в последние годы, говорят, что он пережил свое время... Рассказанное выше - это скупые факты деяний одного талантливого человека и его сподвижников, попытаюсь потом пережить и осмыслить их в более пространном очерке..
Сейчас на месте Азериского керамического завода мрачные руины и запустение...  Люди, работавшие в хорошие времена на заводе, не могут заходить на его территорию: им там тяжело как на кладбище. Прагматичные местные власти из-за неподъемных расходов на содержание хотят разрушить главное украшение поселка - Дом культуры... Только в одном из цехов уже на капиталистических принципах и отношениях производит кирпич, плитку и другие керамические изделия одно из отделений австрийской компании Wienerberger, создав рабочие места для нескольких десятков жителей поселка, большинство из которых вынуждено сейчас искать работу в близлежащих городах и за границей…


Рецензии