возмутитель спокойствия? магнетический человек...

ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ? МАГНЕТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК…
Уникальный человек, Милс Хайбрахманович Кадыров прославился и вписал свое имя в летопись крупнейшего в России предприятия, Уфимского моторостроительного производственного  объединения (УМПО), как директор отдела рабочего питания.
Его опыт, деловая хватка, связи, авторитет и преданность моторостроителям – ценный капитал, им не стоит пренебрегать.


«НАМ МЕШАЮТ СТАРОЕ МЫШЛЕНИЕ И ГРАНИЦЫ»

В феврале 1994-го в одной из местных газет появилось интервью с М. Кадыровым. У некоторых ревнителей нравственности оно вызвало шок и протест.
– Как можно рассказывать о том, что ты крепко пил?! – возмущался один из них, инженер по технике безопасности УМПО.
– Вы на это обратили внимание, а я на другое, на то, что он перестал пить. Совсем. Без кодирования и «торпеды», – сказал я ему. – А за откровенность Кадырову пять с плюсом. Молодец!
Так кто же он, этот возмутитель спокойствия Кадыров?
Он хотел выучиться на летчика и подняться в небо – не получилось. Сдавал экзамены в авиационный техникум, а поступил в кулинарное училище. Окончил торговый техникум и исторический факультет университета.
В комсомольские годы едва не стал сотрудником КГБ. Будучи партийным работником и женатым человеком, он вздумал было отправиться на службу в армию. А судьба подсмеивалась над ним: она точно знала – ему на роду написано кормить людей. Этим он, повар-историк, и занимался всю жизнь.
Рассматривая визитную карточку: «Кадыров Милс Хайбрахманович, директор предприятия «Общепит», я «споткнулся» о Милса. В годы расцвета советской власти была у нас мода давать детям романтические «импортные» имена (Альфред, Луиза) и имена в честь вождей мирового пролетариата. «С Милсом, – рассуждал я, – вышла осечка. Инспектор ЗАГСа, выдававший свидетельство о рождении, был или пьян, или безграмотен. Мэлс – это Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин. А Милс?.. Несомненно одно: кто-то из родителей Кадырова был пламенным коммунистом».
«Отец у меня полжизни проработал председателем колхоза. Был коммунистом, в Бога не верил, – рассказывал Кадыров. – А мать, наоборот, была очень набожной, из семьи священнослужителей. Это не помешало им прожить вместе более сорока лет. Когда я родился, отец меня назвал Мэлсом. Сообщил об этом матери. “Ты что, с ума сошел?” – сказала она ему. И стала звать меня Айратом. Другого имени я не знал. Потом пошел получать паспорт, девчонка в сельсовете подняла документы и записала: «Милс Хайбрахманович». Давние друзья зовут меня по старой памяти Айратом, а дома и на работе я – Милс.
Его путь к сияющим вершинам общепита был тернист. После окончания кулинарного училища Милс работал поваром в столовой треста. Она обслуживала рабочих нефтеперерабатывающего завода. Здесь он получил первое боевое крещение. Дело в том, что зам. директора этого завода повадился прибирать к рукам мешки с сахаром и мукой. Комсомольцы провели рейд, потом устроили в клубе над заместителем директора суд, на котором «подсудимого», естественно, не было. Милс выступил свидетелем обвинения и... назавтра вылетел из этой столовой. Впрочем, начальство поступило мудро. Его перевели в другую столовую, с повышением – зав. производством.
Понятно, что повар – не космонавт, и Кадырову, молодому человеку, было стыдно признаваться девчонкам, какая у него профессия. С закрытыми глазами бросился он на моторный завод. Взяли электриком. Через некоторое время цеховая молодежь избрала его комсоргом.
Это были 60-е годы. Милс Хайбрахманович с удовольствием вспоминает это время: «Если б не комсомол, я был бы дикарем. Я люблю людей, разных. Люблю с ними общаться. Все это оттуда, из тех лет».
В 70-х годах в УМПО начали строить завод автомобильных моторов. Стали искать человека, который построил бы комбинат питания и возглавил его. Отдел кадров и партком вычислили Кадырова. По образованию и партийной закваске он оказался самым подходящим. И вот вызывают его к директору завода Ферину. (Директоров оборонных заводов с подачи какого-то острослова звали в обиходе генералами – Ю. К.)
В кабинете у генерала совсем не случайно оказался его заместитель по соцбыту Атанов.
Ферин – Атанову: «Что скажешь, если мы дадим ему комбинат? Справится?» Это был риторический вопрос. За Атанова ответил отчаянный Кадыров: «Комбинат я построю, но мне нужно жилье».
Мать, теща, жена и Милс жили тогда в комнате площадью 16 кв. метров, с соседями.
Ферин – Атанову: «Смотри, какой смелый... Давай договоримся: как только он сдаст комбинат и начнет кормить людей, ты ему тут же даешь трехкомнатную квартиру». Было Милсу в ту пору 28 лет. Он месяцами жил в Москве, оттуда ездил в командировки в Ленинград, Киев, Харьков – добывал оборудование.
Через два года построили комбинат, а через неделю он получил ордер на трехкомнатную квартиру.
...Прошло десять лет, и преуспевающего директора комбината питания Кадырова снимают с работы. Как это случилось?
Тогда многие и много пили. Был среди пьющих и Кадыров. У него была своя теплая компания. Это были хорошо известные в республике люди. Эту компанию, когда она слишком ярко заявила о себе, разогнали: одного, лауреата Государственной премии СССР, отправили на пенсию, второго послали в другой город директором завода, Кадырова перевели в отдел снабжения.
Ему пришлось рождаться во второй раз. Начинать все с нуля. Ему, который считал себя чуть ли не Богом, королем питания: все к нему идут, всем он нужен.
«Когда генеральный директор Дьяконов отстранил меня от работы, я понял, что ничего собой не представляю, – вспоминает Милс Хайбрахманович. – Правда, была обида: на партийном собрании меня осуждали те, кто пил вместе со мной. Но я получил хороший урок и решил во что бы то ни стало вернуться в общепит: я чувствовал, я знал, что это моя работа. Сначала бросил пить, потом курить. И снова возглавил общественное питание акционерного общества УМПО».
Когда Кадыров и его друзья собираются вместе, семьями, то мужчины пьют минеральную воду, а женщины – шампанское или коньяк. У него есть спиртное и дома, и в саду, но это для гостей. Сам он к спиртному не прикасается, никакого вкуса в нем не находит. Некоторые удивлялись: начальник из торговли, из питания – и не пьет. Чудеса!
Я писал о Кадырове в мутные 90-е. Предприятие «Общепит» в те годы – это 26 столовых вместе с фабрикой-кухней и комбинатом питания. Прежде, в пору своего расцвета, оно ежедневно кормило 180 тысяч человек, работников УМПО и их семьи. В 90-е тоже их кормило, но преимущественно не в столовых, а продавая тесто, фарш, фрукты, кондитерские изделия. На обед люди перестали ходить.
Кадыров установил торговые отношения со странами содружества. Ему удавалось прорваться и в дальнее зарубежье.
Из Молдавии и Крыма везли в Уфу яблоки и консервы, из Средней Азии и Астрахани – фрукты. Из Греции доставляли лимоны и апельсины. По морю – в Сочи, а оттуда по железной дороге – в Башкирию.
Повсюду провозглашали суверенитет. Границы, таможенный досмотр прибавляли хлопот.
В Средней Азии при погрузке к заводским самолетам обязательно подходили два-три солдата со штыками: следили, чтобы не прихватили с собой лишний ящик. «Общепит» с давних пор дружил с Тираспольским винно-коньячным заводом. Привезли оттуда вагон коньяка – для кондитерских изделий, для праздников и юбилеев. Заплатили 8 млн. рублей. И тут же из таможни Башкортостана пришли документы, по которым Кадыров должен был заплатить штраф – 140 млн. рублей. Куда только он не ходил, каких только угроз не наслушался...
Многие мешали, создавали искусственные препятствия. Чтобы отправить тару в Молдавию, надо было заключить договор с Украиной.
«А районная власть? Помощник или помеха?» – спросил я его тогда.
«Вон стоит у меня под окнами киоск. Хорошо бы, думаю, продавать в нем сигареты, – оживился Милс Хайбрахманович. – Оказывается, нельзя. Прежде я должен купить лицензию, “всего” пять миллионов рублей за квартал. Когда-то завод построил фабрику-кухню. Теперь, чтобы она существовала, я должен... Вы уже догадались? И в этом случае я должен покупать лицензию в районной администрации, иначе вынужден буду платить штраф».
– Но ведь завод всегда кормил район, город.
– Он и сейчас кормит. Только это никого не интересует. Главное – больше урвать денег. Раньше по столовым и киоскам ходили проверяющие, смотрели, каков ассортимент блюд, есть ли в продаже выпечка, соки. Сегодня власть имущие сменили пластинку, они уже не говорят, что надо заботиться о людях. Они откровенно заботятся, прежде всего, о себе. Обложили со всех сторон лицензиями и штрафами, и я, чтобы выжить, вынужден поднимать цены на продукты, на свой товар. Меня к этому принуждают.
– Вы, Милс Хайбрахманович, говорят, оптимист, а нарисовали довольно мрачную картину. Неужели раньше было лучше?
– Раньше было проще. Сейчас труднее, но намного интереснее. До 90-го года мы ничего не считали. Есть план – надо его во что бы то ни стало выполнять. Перевыполнил на 10 процентов – получишь 10 процентов премии. А может быть, не получишь. Это не от нас зависело.
Что такое прибыль, мы не знали. Теперь я каждое утро начинаю работать от рубля. Есть рубль – я живу, нет – надо зарабатывать, крутиться, все время что-то придумывать.
Все зависит только от тебя. Вези, торгуй – это все твое. Привез 4 вагона яблок – получил 20 млн. рублей прибыли.
Складывается нормальная система для нормальных предприимчивых людей. Единственное, что нам мешает, – суверенитеты, границы.
– Работники столовых, комбината не считают, что вы, управленцы, сидите у них на шее?
– Раньше, когда рабочие ходили обедать, кое-кто из них, может быть, так и считал. Теперь обедают только 30 процентов заводчан. Значит, надо наращивать торговлю в цехах, проходных, на улице. Надо менять стиль работы. До обеда ты – повар или раздатчик, после обеда – продавец. Иди торговать, если хочешь хорошо жить. Чем? Тем, что получишь от нас, управленцев. Роли, как видите, переменились.
Нам очень мешает старое мышление, старая психология. У нас ведь как? Прибыль сегодня получили – тут же ее поделили. И все довольны. Не хотят подумать о завтрашнем дне.
– Я полагаю, чтобы выжить, вам пришлось некоторых работников принести в жертву новым отношениям. Рынок жесток, он не позволит держать на предприятии лишних людей, просто из жалости. А кто-то, наверное, переметнулся в другое место из-за более высокого заработка...
– У нас сейчас работает 1300 человек, было 1700. Хочу подчеркнуть, что ни один нужный нам специалист от нас не ушел. Расстались с теми, без кого можно обойтись.
Кадыров был депутатом Уфимского городского Совета. Были какие-то надежды на совместную работу с исполнительной властью.
...Кандидатов в депутаты было семь человек. На предвыборном собрании одна бабка встает и говорит: «Надо выбирать Кадырова – он нас кормит, а остальные... все больше болтают».
Милс Хайбрахманович своих бабушек не забывал. Устраивал ярмарки, выставки-продажи. Продукты питания продавал по более умеренным ценам, чем в большинстве магазинов города.
Все, кто трудился вместе с Кадыровым, считали себя работниками завода, одного из его цехов. Они не относили себя к торговле. В УМПО свои крепкие традиции, заложенные в годы Великой Отечественной войны. Многие работали в общепите с юных лет до самой пенсии. Не было случая, чтобы кого-то выгнали, отдали под суд за воровство.
«Я – человек завода, – говорил Милс Хайбрахманович. – Многих знаю в лицо. Я не могу сделать им что-то плохое. Мне будет очень стыдно, если рабочий (он стоит целый день у станка) будет мною недоволен».
– По всем статьям вы любите свою работу. За что?
– Мне некогда думать об этом. Раз с головой уходишь в работу – значит, эта работа по тебе и ты без нее не можешь жить. По-моему, так. Сейчас все торгуют, даже доктора и кандидаты наук. А у меня это профессия. Неплохо?
В выходные дни, в отпуске Кадыров – охотник, хотя стрелок из него не ахти какой. Раньше, сидя в городе, он думал: «Какой позор – охотиться на животных!» Теперь рассуждает иначе. Оказывается, когда выходишь в лес или поле с ружьем, – в тебе срабатывает какой-то древний инстинкт и просыпается охотник.
Но самая большая его страсть – это цветы. Он выращивал около двухсот кустов роз и около сорока сортов георгинов. У него много цветов: тюльпаны, нарциссы... Кадыров их раздаривал, приносил домой.
– Вы могли бы, Милс Хайбрахманович, открыть мне страшную тайну: почему у нас в столовых нет ножей, а иногда и вилок. Может быть, директора столовых боятся поножовщины?
– Клиенты растаскивают.
– Говорят, что на Западе повсюду – в кафе, ресторанах, магазинах – можно узнать, сколько калорий содержится в том или ином продукте. Ты знаешь, что тебе полагается в день употреблять около 2000 килокалорий. Исходя из этого, ты и составляешь свой рацион питания. Приходишь в столовую и смотришь в меню: против каждого блюда – калории. Когда это будет у нас?
– Думаю, что мы с вами до этого не доживем. То, о чем вы говорите, – один из признаков общей культуры. Мы ходим в столовую лишь бы поесть. В магазин – лишь бы что-нибудь купить.
– Ваше любимое блюдо?
– Некоторые терпеть не могут майонез, другие – лук или чеснок. Я ем все. Но больше всего люблю отварное мясо.
Как повар Милс Хайбрахманович лучше всего готовит лапшу, но его фирменное блюдо (оно у многих получило признание) – «беляши Кадырова».
– Вы возглавляете мощное, достаточно самостоятельное предприятие и не нуждаетесь в городских управлениях торговли и общественного питания. А вы могли бы работать министром?
– А почему бы и нет? Образование у меня такое же, как у министра, как у всех у нас, – среднее. Торговлю и общественное питание я знаю не хуже его. Единственное, я не представляю, как смогу обойтись без завода. К тому же мне кажется, что я живу интереснее, во всяком случае, не хуже, чем министр.
Однажды отдел социального развития ОАО «УМПО» проводил оценку личных и деловых качеств руководящих лиц. М.X. Кадыров набрал хорошие «очки». 94,7 процента опрошенных посчитали, что он соответствует занимаемой должности. Его компетентность была оценена в 4,7 балла, способность действовать самостоятельно, не ожидая указаний свыше, – в 4,6, умение быстро и конкретно решать производственные задачи – в 4,6 и т. д.
Кто мог предположить в далеком 60-м, что паренек из Миякинского района станет магнатом общепита?

ЖИТЬ ХОРОШО, ЧЕРТ ПОБЕРИ!
Из дневника М. Кадырова

24 июня 1995 года
Мой дом и сад были самым уютным, самым красивым, самым ухоженным и самым любимым местом на земле. И что же? Все сгорело. Может, от молнии, а может, подожгли. Ущерб на 150 млн. рублей.
Случилось это 18 мая, в тот день, когда я узнал о своей сокрушительной победе на выборах в горсовет. Мы все радовались в моем кабинете, а ночью случился пожар.
Теперь на Балтике закладываем новый шикарный дом.
19 июня отметили в кафе 55-летие жены. Как быстро пролетели годы! Теперь она пенсионерка. Я работаю. Дела очень плохи. Мы почти банкроты. Завод развалился. Ушли кадры. Нет заказов. Рабочие всухомятку едят у станков. Закрылись детские учреждения.

25 июня
Отдыхаем в Хорошаево. Хорошо, что здесь нет налоговиков, милиции, санэпидстанции, рэкета администрации. Мы здесь сами себе хозяева.

20 июля
17-го отмечали 70-летие завода. Я давно столько не видел народу на стадионе и в парке. Наших обедов хватило на два часа. К празднику мы приготовили торт весом 70 кг, диаметром 1 метр. Все были от него в восторге.

27 августа
На работе дела совсем плохи. Было собрание акционеров. Объединение разделяют на несколько заводов со своими директорами и службами. Что будет с моим отделом, пока неизвестно. Но я, жив буду, погибнуть отделу не дам.

31 августа
Вчера открыл новый сезон оперный театр. Смотрели балет «Щелкунчик», поставленный Ю. Григоровичем. Два часа сидели, затаив дыхание. Потом аплодировали стоя полчаса.
…Мне непонятно, что делается в стране. Бардак какой-то. Насилие, воровство, убийство и война.

11 сентября
На два месяца закрыли основное производство, а я закрыл несколько столовых. Все дорого. А тут еще налоги и неплатежи. Это ужасно!

21 сентября
Сегодня получил из Москвы тюльпаны, нарциссы-многолетники и еще какие-то цветы.

7 ноября
По телевизору показывают «Чапаева». Это значит, вспомнили о революции. Боролись за счастливую жизнь, а получили черт знает что.

31 ноября
Вчера в 4 утра приехал из Молдовы. Был восемь дней в Кишиневе. Следом в Уфу идут машины с яблоками, виноградом, вином и коньяком.
У нас новости. Привезли Ирину с малышом из роддома. Он ведет себя спокойно. Дома радость.

2 декабря
Завод гибнет, и мы вместе с ним. Срочно нужно что-то предпринимать. Кадыров, думай. Думай, парень!

28 декабря
Будь здоров, 95-й год! Он был сложным для меня. Однако я снова избран депутатом горсовета, наполовину сохранил коллектив, часть столовых работают, но в долг. Зарплату мои работники получают ежемесячно.

8 января 1996 года
Охотились. Охота была не из лучших. Стрелял по зайцу, промазал с двух шагов. Гонялись за волком, оказалось, это была рысь.

15 апреля
После пожара деревья и растения восстановились. Сад оживает снова!
А на Балтике предстоит заложить новый сад. Пока там пусто. Но я уверен, Бог даст, там будет самый красивый, цветущий сад.

29 апреля
Отпраздновал свое 55-летие. Было здорово. Мне подарили сто роз и столько подарков, что не хватает слов.

22 мая
Ура! Марина родила нам внучку. У нас в семье пополнение. Род продолжается.
Дом построен, деревья посажены, жизнь идет своим чередом.

21 сентября
Страна бастует, голодает. Главное, не платят зарплату. На заводе то же самое.

13 октября
Из 1700 работающих осталось где-то 500 человек. Уходят специалисты. Часто вспоминаю, когда жили полной жизнью – кормили 40–50 тысяч человек. А теперь – 1000–1500. Отняли еду у рабочих.

2 ноября
Закончили строить дом, поставили парник, есть два железных гаража и баня. Вспахана земля, посеяна трава, посажены нарциссы и тюльпаны. Это здорово, Кадыров!
Дети растут, зятья работают, дома все живы и здоровы – радуйся!

15 января 1997 года
Родился я, по словам матери и Хатимы-апы, 24 апреля 1941 года. По документам – 4 мая. Получается, толком даже не знаю, когда точно родился.
...Вокруг дома нет снега, все продувает. Придумай что-нибудь, Кадыров. Иначе все замерзнет.

18 января
Вчера в кабинете собрались мои коллеги. Исполнилось 10 лет, как меня назначили начальником отдела рабочего питания...
Стол ломился от разных блюд, фруктов и всякой еды. Кто-то в шутку сказал, что это был смотр достижений отдела.

9 мая
Был на кладбище у отца и матери. Березы, которые я посадил лет пять тому назад, уже большие.

6 июня
Умер спортивный комментатор Николай Озеров. С ним связаны наша молодость и наши победы на чемпионатах мира и Европы. Его голос знали все любители спорта.

25 сентября
Охотились на тетеревов, взяли по одной птице. Но самое главное – побывали у комбайнеров на жатве. Вспомнил свое детство. Уборка урожая для нас была самым престижным делом.

2 октября
Сегодня с утра был на сессии депутатов городского совета. Надо же быть такому: деревенский пацан как депутат участвует в городских делах. Молодец, мужик Кадыров!

3 октября
Вчера с Людой были в филармонии на концерте знаменитого аккордеониста Валерия Ковтуна. Его игра пробирает до слез.

1 ноября
Хотел бы заключить контракты с Польшей, Италией, но возникает слишком много препятствий.
Столовых в городе уже нет. Строят супермаркеты. Народ покупает продукты на малых рынках: там они дешевле.

23 ноября
Ельцин, хоть и дал возможность кое-кому жить, в историю войдет как страшный разрушитель.

22 декабря
С 17-го по 20-е в Уфе были «Шаляпинские вечера». На «Аиду» я привез 30 человек, своих коллег по работе.

28 марта
В начале марта кто-то вскрыл гараж, похитили мой «Буран» и «Рысь» Пашковского. Следователи ищут.
10 апреля
Вчера в горсовете создали Ассоциацию кулинаров Башкортостана. Меня избрали вице-президентом.

28 мая
Держал экзамен, штаб завода обсуждал вопрос: каким путем идти отделу питания. Директор основного производства пытался обвинить нас в том, что люди голодают. А то, что с декабря зарплату им не выдают, это ничего. Совсем потеряли совесть.
Сегодня на заводе был Руцкой, губернатор Курской области, военный летчик, герой. Он говорит: ждать от этой власти ничего хорошего не приходится. Это верно.

12 июня
День города. У Дворца собралось огромное количество людей. Мы со своими торговыми точками обслуживаем их. Торговля шашлыками, выпечкой, водой шла бойко.

3 августа
Дали на заводе зарплату за январь, обещают ежемесячно. Установил два павильона, заработали. Начали ремонт магазина, заканчивают пивбар, парикмахерскую.

17 августа
Осень. Из 80-ти ульев меда взяли 34 фляги. Будет еще 10 фляг. До чего же он вкусный!

3 сентября
Вчера до глубокой ночи сажали лилии, привезенные из Удмуртии, 12 сортов. Посадили перед домом среди пионов.

5 сентября
В стране безвластие. Черномырдина не утверждает Дума. Нет правительства, президент больной. В магазинах подняли цены, народ хватает все и вся. Со страной творится что-то невероятное.

21 октября
На заводе людей продолжаем кормить в счет зарплаты, а зарплату не дают вот уже 10 месяцев.

20 декабря
Вчера проводили конкурс «Рождественский салон – 98». Наступил наш час. Победа кулинаров и кондитеров была за нами.

25 января 1999 года
Слава Богу, жизнь в отделе мало-помалу налаживается. Завод тоже оживает. Впереди выборы в городской и районный советы. Началась гонка, почему-то все ударились в депутаты.

13 марта
Вчера открыли продуктовый магазин. Глава района и генеральный говорили теплые слова. Приятно.

22 апреля
Вчера была первая сессия райсовета нового созыва. Меня ввели в состав президиума как председателя комитета по промышленности и торговле.
Был комсомольским лидером, стал депутатом.

12 мая
Снова удача! Во дворце культуры синтезспирта город проводил выставку-конкурс по кулинарии и кондитерским изделиям. Наша общепитовская выставка была вне конкурса, показательной. У нее был большой успех. Молодцы.

12 августа
Держал экзамен перед балансовой комиссией завода. Успешно. Отметили хорошую работу. Заодно решил многие свои вопросы.

23 августа
Поехали мы семьей в Миякибашево на 100-летие родной школы. Прихватили торт громадного размера и разные гостинцы. На месте еще купил барана. Встреча с одноклассниками была очень трогательной. На стене висела моя фотография. Сидел в президиуме. Народу было очень много. Встреча продолжалась в лесу за праздничным столом. Там я выступал, заработал горячие аплодисменты.

23 октября
Готовимся кормить 16 тысяч человек ежедневно бесплатно. Заготавливаем дополнительно овощи. Предстоит большая работа.

7 ноября
Для нашего поколения очередная годовщина Октября – это был самый великий праздник. А теперь это просто день отдыха. И все на этом.

30 ноября
На работе издали приказ: с 1 января 2000 года 18 тысяч человек кормить без оплаты, из расчета 20 рублей на человека. За месяц должны отремонтировать столовые, комбинаты питания, оборудование, принять дополнительно 500 человек. Подключились все мои директора и часть цехов. Или откроем и кормим с начала года, или прощай работа. Думаю, откроем.

1 января 2000 года
Всегда думал, что до нового тысячелетия не доживу. Дожили! Да еще как!
Новый год – новые проблемы, новые заботы.

4 января
Сегодня накормили свой народ, точнее, не народ, а нашу огромную заводскую семью, в которой 18 тысяч человек.
Думал, провалимся, но нет, здорово поработали, не подвели меня ребята. Все получилось. Так держать.

10 января
Ездил в Москву за наградой. Теперь я лауреат «Знака Достоинства» Ассоциации кулинаров России. Это самая высокая награда среди кулинаров. Выше просто не бывает. Вот так: Кадыров, миякинский босяк, колхозник получил не только высшее образование, но и высокую награду. Горжусь. Гордитесь и вы, дети.

5 марта
Случилось то, что должно было случиться. После капитального ремонта и открытия столовых нервы и сердце сдались. Получил мелкоочаговый инфаркт и больницу. 2,5 недели интенсивное лечение, затем реабилитация в «Зеленой роще». Береги себя, Кадыров: ведь жить собрался до 85 лет.

27 марта
С Лесуновым, генеральным, жизнь сложилась. Он меня во всем поддерживает. И я тружусь на славу, отдаю все, что умею. Даже здоровье. Сердце.

9 апреля
Скоро мне исполнится 59. Это уж слишком много, но я не замечаю свои годы. Дома понастроил, дети выросли, обучены, работают. Растут внуки. Жена 35 лет рядом со мной.

14 апреля
Четыре дня был в Москве. Там +19°С. Снега нет. Все дорого. В аэропорту пообедал на 160 рублей: взял кофе и ватрушку.

18 мая
Ну, и денек был сегодня! Сначала собрание акционеров. Затем – оперный театр, звезды балета Большого театра. Самая замечательная – И. Лиепа.

20 мая
Год, проклятый для всех. Колхозники и фермеры не могут выйти на поля – вода. Никто ничего еще не сеял, никто ничего еще не посадил. А я посадил, но что из этого выйдет – не знаю. Тюльпаны и нарциссы остались под снегом – кошмар.
...После бани с травами и чая с лимоном решил: буду жить до 85 лет. Что для этого надо? ТРАВЫ, БАНЯ, ЖИЗНЬ БЕЗ КУРЕВА, БЕЗ АЛКОГОЛЯ, МИР И ДРУЖБА В СЕМЬЕ, НОРМАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

30 мая
Сегодня город проводил конкурс кулинарных и кондитерских изделий. «Общепит» УМПО занял два первых места. Грамота в номинации «Кулинария» вручена навечно. Это победа!

31 мая
На работе все, вроде бы, в норме. Все есть, люди довольны. На неделе Марина открыла павильон на ул. Победа, осталось – на Ферина и Глинки. Там все готово, нет только документов. Будут!

25 июня
Вчера по всей стране прошли выпускные балы. 42 года назад я тоже был выпускником, миякинским. 42 года прошло. Жизнь позади, а так хочется еще пожить. Без болезней, без нужды. Буду жить!

9 июля
Готовимся к 75-летию завода. Предстоит большая работа. Будем обслуживать заводчан, их семьи и гостей в парковой зоне, на стадионе, во дворце культуры. Думаю, одолеем.

19 июля
Итак, завтра – в Краснодар. Потом 7 дней отгула за прошлый год и – в отпуск, аж до 1 сентября. Все подписано, все оформлено, все подготовлено. Ура!

27 августа
Вчера на один день съездил в Миякибашево, побывал на кладбище у родителей. Березы стали большими. Надо сруб привезти на мечеть – памятник родителям.

1 октября
Последний день олимпиады. Вчера за день завоевали 8 золотых медалей и вышли на второе место после США. Прощай, олимпиада. Впереди 2004-й год, Греция. Мне в ту пору будет уже 63!
...Тепло, но пасмурно. Болит голова, шалит сердце – нет погоды.

20 октября
Завтра в 10 часов буду у генерального: надо решать проблемы питания и его стоимости. Сегодня он был на комбинате питания №2, на раздачах. Рабочие отзывались неплохо. Некоторые оценивали нашу работу даже на «отлично». Думаю, беседа с директором пройдет нормально.

18 ноября
Во всех столовых провели собрания. Случилось ЧП. Выступал зло, резко, мощно.

18 декабря
С 5-го по 10-е находился в Москве на первом чемпионате кулинаров России. Был в составе жюри вместе с московскими и иностранными судьями. Здорово. Вошел в историю кулинарии России.

1 января 2001 года
Наступил 21-й век. Позади 60 лет жизни на земле. Все было: война, голод, холод, 40 лет с женой и на заводе. Живу в достатке, все есть для нормальной жизни.

27 января
Пришла к нам беда. 24 января в 12 часов загорелись столовая № 5 и здание отдела. Сгорело все полностью. Огонь остановили только к трем часам ночи. Ужасно!
Был у генерала. Сказал, построим еще лучше.
...Год начался неудачно. Держись, Кадыров, на тебя напала нечисть.

2 апреля
Ездил в Москву закупать мясо, масло, муку, сахар на три – четыре месяца. Продукты дорожают, ежедневно.

23 мая
На работе борьба идет с налоговиками. На уровне республиканском и на заводском. Не могут они спокойно относиться к тому, что мы живем хорошо.
Боремся. И победим.

28 июня
Десять дней работал в «Звездном». Открыли кафе-бар, детям – комбинат питания. Там все нормально.

4 июля
Ездил с хазратом в Миякибашево на открытие мечети. Из восьми деревень собрались люди: председатели колхозов, коммерсанты, стар и млад. Я как идеолог и зачинатель этого дела услышал много хороших слов. У меня хватает разных наград, но самая главная награда в моей жизни – благодарность односельчан.
Я рад, что к своему 60-летию сделал себе такой подарок и навечно оставил свое имя в родном селе.
После открытия мечети в лесу был обед что надо. Каждый выступающий говорил: «Милс-абый, рахмат тебе, здоровья и счастья».
Итак, мечеть есть. Построили ровно за год.
Завтра в Краснодар.

14 августа
Все еще лето. Тишина, много солнца, жарко. В выходные купались в заливе в Атамановке. Вода чистая, теплая.
Мотаюсь – Сочи, Хорошаево, Балтика, Бузанка, Уфа. Устал. Работать не работаю и отдыхать не отдыхаю, хотя в отпуске.

22 сентября
Идет заготовка. Картошку (600 тонн) возили сами из Тобольска, Новосибирска, Мишкино. Заготовляем свеклу.

5 октября
3–4 октября город проводил конкурс кулинаров. Участвовали и мы, а я был членом жюри. Наши девчонки на голову выше всех, естественно, и места наши.

31 декабря
Завтра новый, 2002-й, год. Уходящий год был очень сложным. Сгорели, без конца проверки, интриги и тому подобное. Но жил я, всем назло, хорошо.
За год построили заново столовую №5 и офис. Скоро переселимся в свои кабинеты. А вот столовая будет закончена не раньше марта.

2 марта 2002 года
Весна! Вчера во дворце культуры отметили 50-летие Калининского района. Считай, на моих глазах вырос этот район. Встретились с бывшими секретарями райкома, завотделами и т. д. Изумительная была встреча... с прошлым.
Готовлюсь к открытию столовой №5, бара, магазина...

30 апреля
Съездил в Кисловодск на фестиваль кулинарии «Содружество». Участвовали в соревновании около сорока команд из разных городов. Наш кондитер заняла первое место, Кубок России и стала кондитером года. Я был членом жюри, судил поваров.
День рождения отмечал в замке «Коварство и любовь». Это, по-моему, где-то под Пятигорском. Были делегация из Башкирии, члены жюри из Кирова, Волгограда, Ставрополя, Белоруссии и Москвы. Кучу подарков привез домой, в Уфу. Нас встречали как победителей с цветами.

9 июня
Победа! Сегодня в 18-00 в Алаторке открыли торговый комплекс. Это магазин, бар, гостиница. Тут же появились первые постояльцы.

15 октября
Завтра выборы в местные советы и Курултай. Я пошел в местные. Депутатов будет не 60, как раньше, а всего 30. Это борьба. Везде идут хором коммунисты. Шансы на победу у них велики: народ живет плохо.

30 ноября
Был в Москве на третьем чемпионате кулинаров и сервиса. Сам был членом жюри, а Оля и Наташа выступили и взяли две золотые медали. Такого в истории Башкирии не было. Мои воспитанницы – золотые. Это здорово!
В воскресенье сходил в Большой на балет «Сильфида».

5 декабря
В отделе отметили 40-летие моей работы на заводе. Спасибо им. А завод промолчал. Ну, что ж, дела у него плохи. Не до меня.

2 апреля 2003 года
Был в Кирове. Участвовал в отчетно-выборной конференции межрегиональной ассоциации кулинаров России (МАК). Выступал. Мое выступление произвело впечатление, обсуждалось. Меня выбрали в члены правления МАК.

24 мая
Ездил в Стерлитамак на семинар-фестиваль общепита. Девчонки выступали в арт-классе, показали, как надо работать. Я выступал с докладом и демонстрировал наши изделия. Получилось – будь здоров!

9 июня
Завтра поеду к пчелам.
На работе все нормально, в складах тесно от продуктов. Живем на большую букву.

12 июля
Был в Париже (в аэропорту) и в Лионе. Город очень хорош. Все здесь для людей, все для их удовольствия. Пенсионеры позволяют себе ездить по всему миру, ежедневно ужинать в ресторанах.
Затем мы уехали из Лиона в небольшой городок. Там девчонки учились кондитерскому мастерству.
Были на кондитерской фабрике и сельскохозяйственной фирме, где замораживают фрукты и делают фруктовое пюре. Я восхищаюсь увиденным.

19 июля
Похоронили Мочалова Александра Николаевича, главного инженера завода. Я знал его, работал с ним. Человек он был уникальный. В голову лезут мрачные мысли.

3 августа
На работе дела идут отлично: кормим более 20 тысяч человек ежедневно. Правда, есть и неприятная новость: дали мне задание сократить 140 человек. Что делать, идет повсеместно капитализация.

25 ноября
С 19-го по 24-е соревновались все регионы России за кубок «Гран-при» кулинаров и сервиса. Мы впервые в жизни стали победителями. О нас говорят, пишут, нас показывают по телевидению. Это сила! Это класс! Это результат моего 40-летнего труда!

24 декабря
Приехал из Индии. Был в Дели и еще одном городе на юге страны.
Занимались поварским делом в лучшем ресторане города. Не так и трудно было познавать их кухню: соусы, рыба, куры, баранина – и все. Рис, бобы, зелень, перец...

25 апреля 2004 года
Классно встретили утром в отделе. Стояли вдоль всей лестницы с цветами, в руках плакат (я на лихом коне) со стихами. Я даже заплакал от счастья.

11 июня
Сегодня для меня особый день: президент республики вручил мне Почетную грамоту РБ.
26 сентября
Буду готовиться к проведению Первого чемпионата Башкирии по кулинарии и сервису. Я утвержден главным судьей-координатором. Мы в соревнованиях не участвуем, а просто показываем, как надо работать, т. е. даем мастер-класс.

19 апреля 2005 года
Лечился в Карловых Варах. Изумительно! Восхитительно! Блестяще! Вот это отдых, вот это лечение!

27 апреля
На подведение итогов конкурса кондитеров и поваров приехал министр Б.Г. Колбин. Он сказал столько хороших слов в наш адрес, что мы все воспрянули духом.

10 мая
Солнце, тепло, тишина. Зацвели нарциссы и тюльпаны, пошла в рост трава... А какой запах, аромат. Чудеса. Не понимать природу – значит не понимать ничего. Зачем тогда жить?

9 февраля 2006 года
Завтра открываются олимпийские игры в Турине. Буду болеть за биатлонистов, лыжников, хоккеистов, конькобежцев и фигуристов... Минимум 10 золотых – наши.

4 июня.
Был на сабантуе в Мияках. Салих-абзый жив, здоров, красив. Ему 92 года. Приходил к родителям на кладбище. Побродил по тем местам, где рос. Вспоминал свое детство. На душе было и радостно, и грустно. Жизнь прошла.

26 ноября
С 18-го по 25-е был в Европе на чемпионате по кулинарии и сервису. Побывал в Германии, Бельгии, Люксембурге. Кулинары были на высоте. Нам до них далеко. Европа опережает нас во всем лет на 50.

15 декабря
Утром встаю с постели – все кругом болит. Сделал зарядку, выпил кофе и побежал на работу – это только и поддерживает. Возьми себя в руки, Кадыров!

22 января 2007 года
Думаю о весне. День прибывает. Жить хорошо, черт побери!

5 марта
Все чаще начал думать: не пора ли на отдых? Ведь много уже лет мне. Пора подумать о себе.

21 июля
С 18-го по 20-е провели во дворце культуры «Нефтяник» дни торговли, они были приурочены к 450-летию вхождения Башкирии в состав Русского государства. Были именитые гости из Москвы, Азербайджана, Сербии. Мы устроили в громадном зале классную выставку кулинарных и кондитерских изделий. Ее посетили М. Рахимов и другие высокопоставленные лица. Нашими шедеврами и моим комментарием они остались довольны.

10 октября
Открыли мост и путепровод Шакша – Уфа. Теперь в Балтику доеду за 20 минут. И без пробок. Здорово!

16 декабря
Отметили 100-летие легендарного М.А. Ферина. Я начинал при нем. Он меня назначил директором комбината питания, когда мне было 28 лет. И дал трехкомнатную квартиру.

2 7 декабря
Меня избрали президентом Ассоциации кулинаров Башкортостана. Надо же! Будем творить.

12 января 2008 года
Генеральный подписал приказ о моей поездке в США на чемпионат мира по кулинарии. Решил много первостепенных вопросов с ним и его замами.

4 августа
Сегодня умер на 94-м году жизни Салих-абзый, мой дядя, родной брат матери. Завтра поеду в Мияки прощаться с дедулей.

24 октября
8 дней был во Франции и Германии. В Германии проходила Всемирная олимпиада кулинаров. Все сфотографировал, снял на видео. Встречался с самим президентом Всемирной ассоциации кулинаров. Вручил ему подарки и пригласил в Башкирию.

9 января 2009 года
Купил лыжи и лыжный костюм. Собираюсь бегать на лыжах. Попробую еще и на коньках.

8 марта
Были грандиозные планы. Все рухнуло: сломал руку. Теперь вот лежу в больнице №18.

7 июня
Голубые ели, березы, липа, рябина, которые я посадил, – память обо мне. Меня не будет, а они долго еще будут стоять.

19 июня
Сегодня утром встал и срезал много-много роз. Поставил вазу с цветами на стол – у жены день рождения.

23 октября
27–28-го проводим чемпионат РБ по кулинарии, а я в больнице. Займись, Кадыров, своим здоровьем. Занимайся ходьбой и лыжами.

9 декабря
Глотаю таблетки от печени, желудка, сердца. Что делать, возраст.

15 декабря
Все чаще думаю о старости и смерти. Остановись, Кадыров, у тебя все нормально, не думай о плохом.

18 декабря
К. и А. проводят антинародную политику. Это люди одноразовые, временные.

24 декабря
С долгами – 26 млн. рублей – рассчитались полностью, слава Богу. Смету на следующий год утвердили. Плохо, что закрываем столовые, сокращаем людей.

29 декабря.
В будущем году полечу в Чили на Всемирный конгресс кулинаров. Надо же быть такому!

2 февраля 2010 года
Побывал в Чили, там собрались мастера-кулинары из девяноста стран мира. Были полезные встречи. Российскую делегацию приняли хорошо. Мы теперь входим во Всемирную ассоциацию кулинаров. Раньше нас не признавали.

11 февраля
Плохо сейчас моим работникам. Объем работы увеличился в разы, а людей мало (сократили), труд каторжный, платят гроши. Начну воевать. Кто, если не я?

К СЛОВУ СКАЗАТЬ

Комбинат №1 он выстроил сам, начиная от фундамента и заканчивая оборудованием. В штате было 300 человек, народ разношерстный, собранный со всех столовых. Хороших специалистов не было. Кадыров приходил на работу и с утра обходил все цеха. Потом надевал фуфайку и шел на склад, работал вместо грузчика. Ездил на базу за продуктами. Успевал везде.
В 11 часов надевал белую куртку и отправлялся на раздачу снимать пробу, проверял качество блюд.

***
Австрия. Вена. Делегация Башкортостана устроила торжественный прием для зарубежных дипломатов. Они вежливо осмотрели стенд, посвященный республике, и ушли в посольство Великобритании, поскольку были приглашены отметить день рождения королевы Елизаветы II.
Но через некоторое время дипломаты вернулись. Наступил звездный час Кадырова, он стал знакомить гостей с национальной кухней, которая, по его мнению, могла бы покорить весь мир. Сотрудники посольств и их супруги выстроились в очередь с тарелками в руках. Испробовав изделия башкирских кулинаров, они не скупились на похвалу: национальная кухня пришлась им по вкусу.

***
...В Казани проходил межрегиональный чемпионат по кулинарии и сервису. Кондитеры из Башкортостана выступили очень достойно, им присудили первое место. М. Кадыров и девушки ликуют. Но что это? Жюри отменяет свое решение. Уфимская команда в шоке. Как же так? И тут проявляется характер М. Кадырова. Обращаясь к жюри, он говорит: «Если справедливость не будет восстановлена, я буду вынужден прибегнуть к помощи журналистов. Они расскажут, что здесь произошло».
...Вечером по Центральному телевидению российские «Вести» сообщили, что в межрегиональном чемпионате кондитеров в Казани первое место заняли мастера из Республики Башкортостан, из «Общепита» УМПО.

***
Нередко Милс Хайбрахманович приходил на работу с охапкой цветов и раздаривал их сотрудникам администрации «Общепита». Он любил угощать их элитными сортами помидор, виноградом. Однажды привез тыкву весом 36 килограммов (вырастил ее сам), разделил по кусочку, всем хватило.

***
Как руководитель Ассоциации кулинаров РБ Кадыров приветствует появление новых экзотических ресторанов, где можно отведать суши или хинкали. Но мы, считает он, привыкли к сочным беляшам, румяным блинам, ароматным щам и борщу. Вот это наше, родное.
Поэтому Кадыров, прежде всего, за традиционные башкирскую, татарскую и русскую кухни.

***
...В 90-х годах в Уфе был клуб любителей оперы. Милс Хайбрахманович оказался в числе первых и активных участников этого начинания. Администрация оперного театра познакомила его с молодыми, многообещающими солистами Ямилем Абдульмановым и Татьяной Никаноровой.
Милс Хайбрахманович ходил на спектакли, в которых они были заняты. Ямиль и Татьяна начали давать совместные концерты. Он увидит анонс, звонит им: «Я обязательно буду, и не один, уже заказал автобус». Приезжал со своей семьей, коллегами и друзьями.
Кадыров со вкусом устраивал для артистов после концерта чаепитие. Они дарили ему песню, мелодию, он им – праздничный стол.
Народная артистка РБ Татьяна Никанорова и заслуженный артист РБ и РФ Ямиль Абдульманов с большим успехом выступали у него на родине в Миякинском районе. «Мы дружим с ним негромко, оберегаем нашу дружбу, дорожим ею. Это поистине магнетический человек», – говорит Абдульманов. 


Рецензии