Дела соседские

Дела соседские

Про взаимоотношения соседей многоквартирных домов написано немало. Еще больше - выдумано, но наша сегодняшняя история подобных отношений случилась на самом деле. Лет пять, а может, десять тому назад в старинном областном центре.
И жили в этом областном центре две скромных женщины: мама пенсионерка и дочка пенсионерка. Жили тихо, в однокомнатной квартирке, в спальном районе на последнем этаже многоэтажного дома.
В России жить на последнем или на первом этаже сложно и не престижно. На первом этаже  могут легко обокрасть, на последнем много маеты, если отключается лифт или протекает крыша. Но других квартир у мамы с дочкой не было. Они скромно доживали свой  век, терпя многочисленные неудобства от отсутствия в семье настоящего мужчины. Ни гвоздь вбить, ни кран починить, ни телевизор настроить - все сложно.
Замечу, что женщины были потомственными учительницами. Обе проработали в школе долгие годы. Размеренная школьная жизнь "по расписанию" и в женском коллективе, как это часто бывает, не оставила времени и возможности выйти замуж. Ни мужей, ни семейного счастья они так и не заслужили, вернее, не заимели. Некогда было. Все больше планы, открытые уроки, педсоветы, конспекты и прочие "прелести" учительской профессии.
Соседи по лестничной площадке у женщин были вполне адекватные и интеллигентные люди. В двухкомнатной квартире жила семья инженеров с умненькими дочками. Девочки всегда вежливо здоровались с женщинами, а глава семейства, инженер-компьюторщик по соседски ремонтировал бесплатно телевизор и вечно текущие краны. Инженер был совершенно непьющий и очень отзывчивый.
В другой двухкомнатной квартире проживала одинокая женщина с сыном. Сын тоже аккуратно здоровался, а одинокая женщина иногда заходила в гости на чай. Не часто, примерно раз в два месяца.
В один далеко не прекрасный день соседская идиллия рухнула бесповоротно. Точнее, она рухнула чуть раньше, когда семья инженеров с доплатой приобрела по обмену трехкомнатную квартиру. В их бывшую двухкомнатную целый день въезжали какие-то подозрительные восточные люди. Их было  много, и никто не говорил по-русски. Под утро обе наши женщины проснулись от диких криков и ритмичной восточной музыки. Мама с дочкой перепугались и одновременно выглянули на лестничную площадку. И обе моментально получили дельный совет:
-  Дверь закрывай, да! Танцевать мэшаешь. Нэ видэшь, у людей праздник?!
Оказалось, большая группа то ли азербайджанцев, то ли дагестанцев прямо в коридоре устроила гулянку по поводу покупки квартиры и новоселья.
Все, спокойная жизнь закончилась...
Азербайджанцы или дагестанцы в старинных российских городах уже не экзотика, а неизбежность.

 В нашем городе, как и во всех подобных, было много рынков.
Был и центральный рынок, который по привычке пожилые люди называли колхозным. Никаких колхозников там уже не было, зато было много горластых южан. Они торговали буквально всем, приезжали целыми семьями, какими-то неведомыми путями получали прописку и селились в выкупленных квартирах. Обычно, рядом с рынком. Но жилых домов у рынка было мало, поэтому селились уже по всему городу. Сразу же после официального заселения к ним приезжали многочисленные родственники, которые тоже как-то прописывались на их жилплощади. Спокойная жизнь в центре страны, подальше от очагов напряженности их вполне устраивала. О родине южане почти не вспоминали и не страдали, живя в отрыве от нее. Торговля приносила неплохой доход. На квартиры вполне хватало, как и на кормежку заезжей родни и собственных семей.
Каждый день у наших учительниц и оставшихся соседей превратился в пытку. Точнее, не сам день, а момент выхода из квартиры и прихода обратно. Круглосуточно в коридоре, сидя на корточках, курили южане. Их было очень много, дым стоял столбом, и женщины проходили словно сквозь строй и дымовую завесу.  При этом каждый новосел, не к ночи будь он помянут, считал своим долгом дернуть женщин за юбку или за полу пальто и вкрадчиво предупредить:
- Тетка, продавай квартэру, пока даем дэньги. Нэ продашь сэйчас, потом сама отдашь за мэшок курагэ!
Весь коридор скоро оказался заваленным огромными ящиками и картонными коробками. Из некоторых подозрительно пахло гнилью и этот невыносимый запах крепчал с каждым днем. По ночам к новым соседям часто приходили гости. Звучала то ритмичная, то заунывная музыка и тянуло каким-то сладковатым дымком, перекрывающим запах гнили.  Детей у соседей  было не сосчитать. Они днями напролет катались на лифте, бегали по лестницам и не реагировали на замечания. Они вообще не говорили по-русски.
Терпение цивилизованных соседей справа, слева и снизу лопнуло, когда в их квартирах начал  гаснуть свет. Что происходило, никто не мог понять, но свет пропадал регулярно. Инженер-компьюторщик съехал, разобраться было некому. Тогда вызвали участкового.
Старший лейтенант почему-то вежливо поздоровался за руку с южанами и сразу же грозно посмотрел на собравшихся представителей  титульной нации. С каменным лицом выслушал все претензии и назидательно изрек:
- Граждане, не будьте склочниками. Вы же соседи, живите в мире. Они же имеют право тут жить, как и вы. Вы же не какие-нибудь скинхеды! А ящики с площадки они уберут, правда, ребята?
- Конэчно, убэрем, начальник. Все убэрем...
Разумеется, ящики никто и не подумал убирать. Напротив, их стало еще больше и они стали еще вонючей. Участкового вызвали во второй раз, потом в третий, потом он перестал реагировать на вызовы.
Соседи остались совсем одни среди  полсотни "черных глаз". Двери несчастных учительниц совершенно забаррикадировали пустой и полной тарой, свет пропадал на целый день и начались проблемы с телефоном. Снимаешь трубку, а там слышится разговор незнакомых людей с явным южным акцентом или на гортанном наречии.
 Не лучше обстояло дело и у матери одиночки с сыном. Великовозрастный сынок на проверку оказался совершенным рохлей и ни разу не вступился за пожилых женщин. Видимо, именно он дрогнул первым и подбил мамашу к переезду. За пару дней все было решено. Женщина с сыном задешево продали свою "двушку"  все тем же славным ребятам из южных республик. Продали и съехали побыстрей куда глаза глядят. В двух квартирах на одной лестничной площадке мгновенно поселились более тридцати человек, две старых девы-учительницы остались один на один с ордой молодых южан.
Южане сразу взялись за дело с утроенной настойчивостью, подбивая единственных оставшихся соседей продать квартиру. Причем продать за половину ее рыночной стоимости.
- Тэтки, зачем вам многа дэнег? Бэрите, сколько даем. Купитэ квартиру в области, гдэ свежий воздух. Пожили, да? Давайте другим пожить!
Женщины погоревали-погоревали и решили все-таки продать свою квартирку. Но не горячим южанам за бесценок, а через объявление за должную сумму. Продавали два месяца, но так и не продали. Никто из потенциальных покупателей так и не смог шагу ступить из дверей лифта. Им тут же популярно объясняли, чей это этаж и куда на свое горе они задумали влезть.
Между тем, южане совершенно обнаглели, перейдя от настойчивых увещеваний к прямым угрозам. Чем бы все кончилось не известно, но на свое счастье учительницы случайно встретили одну из своих бывших учениц, которая возглавляла огромную риэлтерскую компанию. Ученица оказалась очень сердобольной, приняла беду педагогов близко к сердцу.
Вот сидят перед ней две сгорбленные плачущие старушки, по которым уже и не скажешь, кто мама, а кто дочка. Горе сделало их совершенно неразличимыми. Старушки сбивчиво рассказывают обо всех безобразиях, творящихся на этаже и поминутно вытирают платочком слезы. От такой жалостной картины даже у последнего сухаря дрогнет сердце, не то что у бывшей ученицы, которой клиентка ставила в основном пятерки.
-  Я вам помогу! - заявила бывшая ученица и рьяно взялась за дело, мобилизовав всех своих  сотрудников.
Сказано - сделано! Через месяц перед ней сидели интеллигентные покупатели - муж с женой.
- Вариант просто шикарный, - нахваливала ученица. - Паркетный пол, прекрасный вид из окна, рядом остановка транспорта и парк. Золото, а не квартира. Только боюсь она вам не по зубам.
- Как это не по зубам? Цена нам вполне подходит. Объясните.
- Дело не в цене. Там проблемные соседи на лестничной площадке, вы их только увидите и сразу убежите.
- Не бойтесь за нас, сударыня. Мы хоть и интеллигентные люди, но зверей не боимся.
И поехали новоявленные покупатели смотреть квартиру. И она им очень понравилась. Купили сразу, дав отличную цену.
Старушки были на седьмом небе от счастья. На вырученные деньги смогли купить себе даже двушку, правда с крошечными комнатками, зато с добрыми русскими соседями. Один сосед оказался инженером и за бесплатно, из чистого расположения сразу подключил новых соседей к телевизионной антенне.
... Месяц новой спокойной жизни пролетел как один день. Однажды в субботу после похода по магазинам старушки оказались  около своего старого дома и решили  проведать своих контрагентов - интеллигентных людей. Как раз кто-то открыл подъездную дверь, старушки легко проскользнули в хорошо знакомый холл и, немного поспорив, решили все-таки ехать на последний этаж на лифте. Приехали - и оторопели…
Ни одного ящика, ни одного окурка, ни одного курящего южанина. Везде чистота и порядок.  Даже запах стал какой-то приятный. Мимо проскользнул вежливый южанин, поздоровался и быстренько скрылся за дверью.
В тот же день женщины позвонили своей благодетельнице, которая объяснила, что просто взяла покупателей на гордость, на "слабо".
 Это была обычная интеллигентная чеченская семья....
Сергей Муравкин


Рецензии