Онжи - последние аборигены Андаман

Онжи - это пигмеи, каким-то чудом оказавшиеся на Андаманских островах Бенгальского залива, расположенных в двухстах километрах от Индии. Когда- то даже пираты не совали туда свой нос, потому что боялись воинственного племени. Онжи - охотники, рыбаки, собиратели меда и фруктов. Это племя так и не научилось добывать огонь, поэтому оно старательно поддерживает его в костерках, бо¬ясь, что пламя потухнет. Забытых и заброшенных онжи, находя¬щихся на грани исчезновения, осталось всего несколько сотен... Маленькая дере¬вянная лодка легко скользит по глади залива по направлению к острову Малый Анда ман, который в действительности - самый большой по площади остров архипелага. Это - владения онжи, одной из четырех основных этнических негритянских групп архипе¬лага. Здесь живут еще племена больших андаманцев, жаравасов и сан- тинели.
Позади осталась столица Андаманских островов Порт-Блэр. Воды залива у столицы Андаман¬ких островов, города Порт-Блэр, очень мутны из-за множества речушек, несущих в залив землю. На по¬бережье Порт-Блэра, сидя в своей лодке, нас ждал проводник по имени Ражу. Еще совсем недавно английские колонизаторы истребляли онжу, но нынешние индийские власти относятся к племени лояльно, и Ражу работает проводником. Андаманские острова до сих пор - девственный рай. Здесь почти нет посторонних - туристов и другой любопытствующей публики. Это просто сказоч¬ное место! Представьте себе холмы, покрытые джунглями, спускающимися к золотистым пляжам, окруженным коралловыми рифами. И чистейшее, почти прозрачное море! Долгое время присутствие на островах архипелага воинственных племен де¬лало его естественным заповедником. Правда, совсем недавно индийские власти, в чьем подчинении находится архипелаг, приоткрыло двери для предпринимателей: началась вырубка лесного богатства островов, и появились первые признаки туристического бизнеса. Индийское правительство уже создало колонию рабочих, которые трудятся на предприятии по заготовке древесины, охраняемую полицией. Аборигены же, по сути дела, живут в резервации.
Нос лодки ткнулся в песчаный берег. Аборигены, встретившие нас, были совершенно голыми, если не считать узкой кожаной набедренной повязки. Темные полутораметровые фигурки напоминали ожившие статуэтки. Онжи встретили нас без враждебности - ведь нас привез Ражу, который сразу заговорил с ними о чем-то на языке, похожем на переливчатое пение птиц. Однако то, что все они держали в руках деревянные копья с металлическими наконечниками, несколько настораживало.
Мы уже знали, что для онжи и трех других племен Андаманского архипелага до сих пор практически не существует цивилизации. Они даже не занимаются земледелием, предпочитая питаться лишь тем, что дает им природа: ягоды, фрукты, рыба, дичь мясо диких кабанов. Следы времени, когда это племя занимало все острова архипела¬га, были с трудом найдены учеными и датируются 200 годом до нашей эры. Абори¬гены этого клочка суши в Индийском океане и сейчас сохранились практически такими же внешне, с прежним укладом жизни и обы¬чаями, какие были у их далеких предков - африканских племен, ставших азиатскими. Для онжи нет понятия времени как такового. Оно разделяется на две категории - сезон дождей и сезон без дождей. Остальное время никакого значения не имеет.
К  нашей группе подошел онжи с четырьмя громадными кокосами в руках, и все тронулись в путь по направлению к деревне. Идти было при ятно, так как климат в этих местах теплый и влажный, с температурой воздуха около тридцати градусов. Ну, чем не курорт! Поражал своей первозданной чистотой и прибрежный песок, оттеняемый густой сочной растительностью. Стояла поразительная тишина, лишь легкий шумок прибоя напоминал о реальности происходящего.
Вскоре в поле нашего зрения показались хижины на сваях - восемь маленьких и еще одна побольше, - расположившиеся по кругу. Все они были крыты пальмовыми листь¬ями. Стены хижин из веток, подогнанных друг к другу, скрепляли пальмовые веревки. Рядом с хижинами лежали, высунув языки, собаки. Завидев еще издалека, что вся наша честная компания никакой еды, кроме четырех кокосов, не несет, умные животные не проявили к нам интереса. Подойдя ближе, мы увидели, что на стенах хижин висят плетеные корзины, предназначенные для охотничьих и рыболовных трофеев, а также фруктов. В тени деревьев женщины пекли лепешки, которые онжи едят с похлебкой из съедобных корней и луковиц, приправленной моллюсками и яйцами черепах.
У входа одной из хижин мальчик брил мужчину лезвием настоящей бритвы, неизвестно откуда появившейся здесь. Конечно, этот бритвенный прибор для онжи предпоч¬тительней, чем, к примеру, специально заточенный кусок стекла. Впрочем, онжи, как почти все негры, вообще любят все металлическое. Для аборигенов нет ничего при¬тягательнее пилы или ножа. Жители дерев¬ни с гордостью нам показали металличес¬кие ведра и посуду. Все это было подарено им заезжими учеными.
Но как все-таки оказались онжи в этих местах? В 1907 году британский ко-лонизатор Альфред Радклиф-Браун привез с Андаманских островов 70 образ цов волос живших там негров. 82 года спустя молодой ученый Эрика Нагельберг выде¬лила из них ДНК. Результат подтвердил морфологическую близость волос к пигмеям Южной Африки. Тем самым еще раз было доказано, что первые переселенцы на Анда мане были выходцами из Африки. Пришли же они сюда... по суше. Если посмотреть на карту, то четко можно увидеть круг, образованный Никобарскими и Андаманскими островами, являющимися логическим продолжением Явы и Суматры на юге и Бирмы на севере с горной цепью с «провалом» в центре. В этом «провале» и находятся Андаманы. Когда-то уровень океана был ниже, на месте нынешнего Бискайского залива находился материк. Подтверждает это и схожая растительность на островах и нынешней близлежащей суши.
В деревне стали готовиться к завтрашней охоте и рыбалке. Для охоты аборигены применяют двухметровые деревянные копья с металлическими наконечниками, ко¬торые используются также как гарпуны или остроги для рыбалки с катамарана. На ди¬ких свиней мужчины ставят ловушки - обыкновенные ямы, тщательно замаски¬рованные сверху. Если на дичь и диких свиней можно охотиться круглый год, то для добычи рыбы самым подходящим периодом является промежуток времени с де¬кабря по май, когда наступает время так на¬зываемых «земляных» ветров, и рыба под-ходит очень близко к побережью. Да и штормит не так сильно, хотя катамараны онжи, сделанные из двух выдолбленных стволов деревьев, соединенных между собой двумя деревянными поперечинами, могут вы-держать и самый настоящий шторм в Индийском океане.
Пока охотники и рыболовы готовили свои снасти, женщины деревушки принялись ук¬рашать друг друга. Они наносили на тела своеобразные маски из глины, которые не только делали их неотразимыми, но и за-щищали от насекомых.
Неожиданно небо потемнело. Ражу показал на бедж - муссонное об¬лако - и пригласил нас в большую хижину округлой формы, которая предназ-начена для собраний, а также служит хорошим укрытием от сильных ливней. Вслед за нами вошли и собаки. Любопытно, что эта большая хижина расположена в севе¬ро-восточной части деревни с учетом циклонов на Андаманах, которые направ¬ляются сначала к северо-востоку, а затем разворачиваются и проходят над остро¬вами. Но бывает в этих местах и сильный западный ветер, который аборигены называют Билику.
По мнению онжи, Билику - не очень хороший и не очень приятный бог. Циклон Би¬лику аборигены еще называют «злым ветром» и сравнивают его с грозным мужем. Действия Билику, в отличие, например, от бога-ветра Тарая, абсолютно не¬предсказуемы. Маленькая деталь: Билику на севере - женского рода, а на юге - мужского. Онжи считают также, что океан - это один из самых сильных и могущественных ду¬хов.
Мы спрятались от гнева Билику в хижине, сухой и довольно уютной даже во время ливня. Воспользовавшись непогодой, Ражу стал рассказывать соплеменникам о нашем недавнем путешествии и посещении островка Северный Сантинел площадью 47 квадратных километров, расположенного к западу от Порт-Блэра. Накануне той по¬ездки Ражу сообщил нам, что мы будем там желанными гостями только с подарками. Пришлось обзавестись двумя поросятами и металлическими инструмента-ми для дара живущим на Сантинеле людям племени жаравасов. Когда мы подплыли к этому небольшому островку, Ражу сразу выложил на пляже привезенные дары. Было видно, что делал все это наш проводник как-то неуверенно. Аборигены пристально следили за нами. Они еще издалека заметили нашу лодку. Двое из них, вооруженные луками и длинными стрелами, спрятались за деревом. Остальные подошли ближе. Выяснилось, что вместе с жаравасами на этом острове живет племя сантинели. Двое из людей этого племени как раз и прятались за деревом и, видимо, не очень-то радовались нашему появлению на острове.
И жаравасы, и сантинели были полностью обнажены, если не считать ярких широких поясов, выполняющих роль сумок и «сейфов». Первым делом они убили привезенных нами поросят. Жаравасы показались нам какими-то возбужденными и веселыми.
Однако вскоре все резко изменилось. Когда аборигены поняли, что мы готовимся к отплытию, в нас полетели различные предметы. Может быть, нас не постигла участь капитана Кука только потому, что с нами был Ражу. А если бы его не было? Жаравасов и сантинели, да и онжи можно понять. Ведь их осталась горстка на этих островах, и они должны быть всегда начеку, помня о предыдущих втор¬жениях на их территорию колонизаторов. Поэтому, бросая в нас различные предметы, правда, особо не усердствуя, они грозили не нам, а всем белым. Аборигены помнили свою историю.
Индия долгое время была английской колонией, с чем, ес¬тественно, многие индийцы не хотели смириться. Для непокорных англичане создали на Андаманских островах каторгу.
Это была катастрофа для аборигенов. Практически на всех 265 островах архипелага появился сифилис. Местное население стало вымирать. Некоторые племена совсем исчезли, численность других резко уменьшилась.
Перед тем, как белый человек появился на этих изумитель¬но красивых островах, местное население в дюжине племен насчитывало около пяти тысяч человек. По переписи 1901 года оно резко сократилось: оставалось 625 больших андаманцев, 468 онжи, 420 жаравасов и 117 сантинели. К концу XX века только больших андаманцев оставалось лишь 28 человек. Онжи осталось не больше сотни.
Дождь заканчивался, когда Ражу рассказывал очередную легенду о жестокой борьбе между зверями. Во время этого повествования некоторые женщины, слушая Ражу, курили трубки, сделанные из клешней крабов, набитые сухими пальмовыми листьями.
Какие-то крики вернули нас в реальность: оказалось, что в этой же хижине рожает женщина. Одна из пожилых онжи стала выполнять роль акушерки. Она клала на живот роженице нагретые над огнем листья пальмы. Муж поддерживал голову будущей матери, лежащей прямо на ветках. Через час криков и громадных усилий акушерки и молодых родителей из-под листьев появилась новорожденная девочка. Она была светлей своих родителей. Как сложится ее судьба? Детская смертность в племени из-за отсутствия медицинской помощи очень велика.
Нет беззаботности и веселости в племени онжи. Они постоянно о чем-то думают, больше молчат, чем говорят. Чувствуя себя не очень комфор¬тно среди этих озабоченных людей, один из нас решил искупаться.
Вода оказалась очень теплой. Рядом с корал¬лами проплывало много рыбок. Вдруг одна из них с черно-бело- желтыми полосками, называемая клоди, издала крик, по¬хожий на лай, и стремглав бросилась прочь. Видимо и ей чужой человек пришелся не по душе...
Галина Остякова,
СЛАВА ОРЛОВ


Рецензии