О книгах и ответственности за состав населения

Не покидает странное ощущение, будто бы у многих людей атрофировано умение выбирать нужную лично ему, правильную литературу. А ведь по-настоящему глубокую книгу можно и нужно перечитывать, с каждым разом открывая новый смысл в знакомых строках.
 Товарищи, будем же серьезно подходить к выбору книг! Нельзя размениваться на мелочные, не несущие смысловой нагрузки книги. Они пусты и только отнимают душевные силы, убивают время(хотя может, это и есть цель?) и оставляют пустоту в душе и уме.
  Как научились выбрасывать спам из почтовых ящиков, так нужно наконец научиться и уходить от плохих книг, газет, журналов, любого литературного и информационного мусора. Человек- существо не безлимитное в земном времени, чтобы он тратил внимание поверхностно, не трудясь дойти до сути произведения. Нынешний век потребления постоянно провоцирует человека на поверхностное мышление, все время пробуя новое и новое, не останавливаясь для осмысления прожитого, скачками передвигаясь в информационном море между островов газет, материков классиков и не достигая полюса- Библии. О том же пишет и Довлатов в "Соло на ундервуде", описывая разговор с профессором университета во время экзамена. Вкратце напомним отрывок: "Сидят первокурсники. На доске указана тема:
"Образ лишнего человека у Пушкина".
Первокурсники строчат. Я беседую с Мануйловым. И вдруг он спрашивает:
– Сколько необходимо времени, чтобы раскрыть эту тему?
– Мне?
– Вам.
– Недели три. А что?
– Так, говорит Мануйлов, – интересно получается. Вам трех недель достаточно. Мне трех лет не хватило бы. А эти дураки за три часа все напишут."
 Невозможно войти в одну и ту же книгу дважды. По-настоящему хорошую книгу отличает ее временная универсальность, она живет вне времени конкретного человека и человечества. Посредственность может откликнуться за зов человека в определенный момент его жизни; но это именно момент- ведь смысл лежит на самой поверхности, а вот человек меняется, и ему незачем будет перечитывать такую книгу: его чувства и мысли изменились, и книга больше не резонирует тем одномоментным чувствам.
 Я уверен, что книгу следует выбирать как лучшего друга- серьезно и вдумчиво. Книга и ее автор могут стать для человека прекрасными собеседниками. Впоследствии, узнав нового друга, можно не только внимать монологу, но и напрямую общаться сквозь века.  Так Цветаева общалась с Пушкиным. Разве имеет значение смерть человека, если он был для вас лучшим,если он был другом? Если человек умер, но остался в умах и сердцах тех, кто разделил его мысли, он жив. На свете живет намного больше людей, нежели зафиксировано документально. Более того, встречаются так называемые "Вариационные" люди. Есть Пушкин-оригинал, а есть Пушкин Цветаевой, Вересаева,Ахматовой, Лермонтова. И все- живут. И очень важно выбирать глубокие книги, автора, который заставляет думать. Удивительно, какое влияние личные мысли одного человека оказывает на чувства и действия других. Нужно воспитывать мудрого читателя. Раньше дети учились читать по Библии, сейчас по "детским книгам". А хорошо ли это? Может, это скрытая деградация общества? Мы ответственны за состав населения- мертвого и живого.
Выбирая книгу-собеседника, книгу-друга, задумайтесь, успейте провести собеседование- кого же Вы приглашаете в мир живых, кого поселяете в мире и своем сердце- Пушкина или редактора анекдотического журнала "Апельсин"?


Рецензии