Глава 27. Жизнь и живое
– А какой вариант ответа – краткий иль не очень – тебя, Читатель, интересует?
Ах, никакой… тебя жизнь вообще не интересует, смерть занимает больше… Что ж, о смерти тоже поговорим, но попозже, а пока о жизни.
Если кратко: жизнь – форма бытия самопреобразующихся, активно и целенаправленно, систем..., дальше идут только уточнения-добавления: – разумных, т.е. способных к ООД (опережающему отображению – отражению действительности);
– эндосферных, т.е. обладающих внутренней автономной и активной, мнестической, средой;
– метаболических, т.е. обладающих способностью спонтанно – организованно – устойчиво преобразовывать свою эндосферу;
...ну, и так далее, главное уже прозвучало.
...А хотите мудрое? – Жизнь есть преодоление своей ограниченности...
Есть ещё одно: нежизнь, осознающая себя как не “Нежизнь”, есть Жизнь...
А есть шедевральное: способ самопостижения Мира, или самопознания – самореализации Бога – есть Жизнь.
Какую одежду это Самопреобразование, активное, опережающее и т.п., примерит, нас интересует мало – всё зависит, ежу понятно, от конкретных условий внешней среды. Форма жизни будет определяться одним – её Сутью, самостью-смыслом, которая неизменна и у всего живого одинакова – подобна.
Да, одно уточнение: под преобразованием понимается любое мыслимое, идеальное, и любое реальное действие – взаимодействие...
Дадим, заодно уж, раз оно зазвучало, определение “Разуму”, разумности.
В максимально возможном понимании “разумность” есть свойство материи самоотображаться, самопреобразовываться…, то есть, разумность и жизненность по сути синонимичные понятия: разумность есть орудие самопостроения жизни; жизнь есть проявление в реальности действия этого орудия и сама его создаёт.
Поскольку в принципе допустим вариант бессмысленного, ацелевого, самоотражения, то тогда “разумность” будет включать в себя и эту группу псевдоживых, квазиживых, систем.
– Как такое бессмысленное, бесцелевое, бесцельное самопреобразование возможно? – спросит Читатель. – Очень просто: представьте себе сломанный искусственный интеллект, автомат, работавший как разумная, самосохраняющая – самопитающая, система, т.е. живая по определению, но у которой произошёл какой-то сбой в программе и он начал чудить – совсем как люди, когда они “сходят с ума”...
А неживые системы можно отнести к разумным?
Нет, они не обладают “само-”, спонтанностью и активностью: их активность носит средозависимый, индуцированный характер, но вот “материя” в целом такими свойствами будет обладать и, посему, “разумна” – я это обозначаю как “формацию”, необходимое и достаточное свойство мира отражать самого себя, как в частях, живых системах, так и в целом, и сохранять это отражённое в различных формах:
– праформации у косных, неживых систем;
– информации у живых систем;
– эпиформации у живых и эпиживых систем;
Кто это – “эпиживые” системы?
Системы, способные к любому самопреобразованию..., мыслимо и реально любому.
– А разве есть такие?
– А Мир, Читатель, не такая разве система?!?
...А тогда эпиформация... – да, вся пра- ин-формация, имеющаяся в наличии у мира.
Всё сущее, “Бытие”, все времена – пространства, массы – энергии, всё мыслимо-реальное и немыслимое-нереальное, то есть, “Небытие” в его истинном смысле.
То, что некоторые обозначают как “вселенский банк данных”, “всеобщее информационное поле”, и т.п.
В узком, привычно-обыденном понимании, разумность – способность целенаправленно, используя ООД и предвидение – предвосхищение, интуицию, преобразовывать среду, как внешнюю, так и эндосферу. В результате чего образуется праформация, на неживом уровне, и информация на живом уровне бытия систем. Чем более результативнее (целедостигающе) и больше по диапазону ООД поведение живой системы, тем более она разумна в нашем понимании...
Орудие такой разумной системы – мышление, способность абстрагировать и максимально полно, много и разнообразно, целостно – используя симультанность, – отражать действительность, объективную и субъективную, сиречь, свой собственный внутренний мир.
...Да, мы упустили одну маленькую детальку в общем, широком определении жизни: она целенаправленна и “телеологична”, выполняя общую для всех живых систем цель – САМОСОХРАНЕНИЕ через САМОРАЗВИТИЕ, где развитие = преобразованию...
Все прочие цели локальны и вытекают из этой глобальной, определяющей всё и вся, Цели.
Вот эта глобальная цель и составляет смысл-суть-самость, содержание Жизни..., без неё всё обессмысливается и .......... В наиболее продвинутых, скажем так, системах, на первый план выходит второе – саморазвитие; самосохранение служит саморазвитию, задача системы не только сохраниться, но и усовершенствоваться, овладев своей окружающей средой по максимуму.
...По максимуму... но с целью... – какой?
– Сохранить свою драгоценную жизнь, то есть опять же “самосохраниться”!
Да, Жизнь, что бы ни случалось, всегда верна себе: даже разрушение, распад – катаболизм она использует во имя созидания-сохранения… Даже смерть она поставила себе на службу, продолжив и заменив индивидуальное существование групповым – социальным, надъиндивидульным.
Особь, организм, индивид исчезает, а созданное им используется другими – опять же, сохраняясь и развиваясь…, в генетической и эпигенетической форме.
…И бессмысленное существование, прекратившись, вдруг в других приобретает свой смысл… – не в этом ли одна из задач “продолжения рода”?
Прожив жизнь деревом и окончив её поленом, подарить новые жизни другим ...деревьям, поленам, людям... – Завидую я вам, мои Читатели...
продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/02/434
Свидетельство о публикации №217070200366