Легенда. Заключительный аккорд?

Легенда. Заключительный аккорд?

      Эта заметка написана исключительно для Проза.ру.

      Почти сразу после последней публикации, мне удалось установить еще одного своего предка, в четырнадцатом колене. Это произошло без каких-либо усилий и затрат. Моя невнимательность и торопливость снова выставили меня перед читателями в неприглядном свете.  Надеюсь только на их понимание сложности поставленной самим себе задачи. Скрывать же новые данные от потенциальных родственников как-то мелко.

      В заключительной главе «Верхотоемский след 2» я обратил внимание на названия деревни в разные годы и посмотрел на жизнь всей семьи Афанасия в целом с высоты всего XVII века. И меня «озарило».

      Представим себе гипотетическую ситуацию. Некто, скорее всего с семьей, приходит в не обжитый или мало обжитый край и решает там обосноваться. Он строит дом, очищает участок от леса и т.д. Или самостоятельно или в соседних селениях этому дому, месту дается какое-то название с добавлением имени хозяина и одновременно ему дают прозвище. Это прозвище должно метко характеризовать этого человека. Какое имя можно быстро придумать незнакомцу, чтобы все понимали, о ком идет речь?  Подумайте.

      Теперь вернемся в нашу деревню. Ее название в 1678 году по переписной книге было «Починок Дертиченский Мирона-новгородца», в 1719 и 1745 годах по ревизским сказкам – «Починок Дертиченский», а в дальнейшем просто деревня «Дертиченская». Отсюда следует, что первым ее поселенцем был какой-то Мирон, пришедший откуда-то из под Великого Новгорода.

      Чтобы закрыть эту тему, давайте еще раз кратко остановимся на первичном названии деревни – «Починок Дертиченский Мирона-новгородца». Разберем остальные слова входящие в это словосочетание. «Починок» от слова «починъ», начало или новое сельское поселение, состоящее из одного двора. «Дертиченский» от слова «дерть» (Словарь Древне-Русского языка. И.И.Срезневский). По Карамзину – «забвение». Другое значение этого слова («dert»): страдание, мучение, горе, невзгода, несчастье, беда. Остальное предлагаю читателю домысливать самому. Между 1678 и 1719 годами вторая часть названия деревни с именем исчезла, а еще дальше оно и вовсе неоднократно изменялось. Пропало слово «Починок», а затем оно  переродилось до неузнаваемости – Устьежеварская, Усть-Сважская, Свага, Устье и т.п. 

      Что мы уже знаем?

      Глава нашего рода, Афанасий «имярек»(?) сын (ок.1600-ых?), к середине XVII века (до 1650-го года) уже крепко обосновался на Верхней Тойме и живет там со своей многочисленной семьей. У него четверо, еще холостых, сыновей, не считая дочерей.  Думаю, что на то время в Починке его двор был единственным. Сопоставим этот уникальный в своем роде, исключительно интересный факт с названием деревни и постараемся этого не забыть.

      Примерно через пятнадцать лет, к началу 1660 годов, дворов могло быть на один больше. Ко  двору Афанасия с дочерями и младшими сыновьями Ваской и Илюшкой (те были еще молодыми людьми), прибавился двор, выделившихся из семьи, двух старших сыновей, Федка с Фомкой Афанасовых. Еще через пятнадцать лет, к 1678 году, в деревне было  уже три двора и все были заняты членами семьи Афанасия, т.е. чужих родов там не проживало. Сам же Афанасий к этому времени умирает.

      Теперь порассуждаем. Не мог же какой-то Мирон образовать деревню, построив свой дом первым, а сам в нем не жить? И тогда же к названию деревни «прилепили» бы его имя? Да еще и с прозвищем? Сразу же возникает ассоциация между этим событием и хозяином будущего единственного двора Афанасием, который, якобы, положил начало поселению. Отсюда следует, что Мирон-новгородец мог быть только отцом Афанасия и именно он поставил первый дом на том месте, которое и получило в будущем название Починок Дертиченский. В ближайшей местности, где, видимо, почти одновременно образовалось еще несколько подобных «хуторов», к нему добавили еще и имя хозяина дома. Тогда, полное имя главы нашего рода до 1650-ых годов однозначно должно было быть – Афанасий Миронов сын (Новгородец). Это прозвище, тем не менее, в будущем не становится общепринятым для жителей окружающих деревень и не переходит к его старшим сыновьям. Я уже не раз встречался с подобными случаями. Прозвища зачастую существовали только у одного поколения или оно могло относиться к одному единственному человеку, а затем, у его детей могли появиться другие имена. Какое-то, более знаковое, событие могло привести к изменениям семейного имени.  Здесь возникает один очень интересный и важный вопрос: были ли у нашего Мирона-новгородца другие  дети мужского пола, и если были, то где они осели, под какими фамилиями скрываются их ветви? Вполне возможно, что они продолжили свою жизнь в соседних «хуторах», «выселках», починках, деревнях под собственными родовыми именами. В ближайшей местности таких поселений могло быть до пяти. Я попробую сделать еще один запрос в Москву и прояснить эту любопытную ситуацию. Ведь они мои кровные родственники.
 
      Аналогичная ситуация может быть и у Афанасия. В те времена крестьянские семьи не могли быть малочисленными по определению, от этого зависела сама выживаемость рода. Федка выделился из семьи с братом Фомкой. Двоим легче вести хозяйство, пока не подросли собственные дети. О будущих ветвях этих  двух потомков Афанасия мне ничего не известно. Скорее всего, у них в начале XVIII века появится какая-то другая, своя фамилия. А раз так, то можно твердо утверждать, что наш род по мужским линиям вполне может иметь несколько совершенно разных, но равнозначных, семейных имен-фамилий. Тогда, сколько их и как они звучат? Мне даже в голову не приходило, что такое возможно. Я попытаюсь в дальнейшем прояснить и этот вопрос.

      До новых встреч?


Рецензии