Зачёт по орнитологии

Летняя практика студентов кафедры биогеоценологии и охраны природы по традиции проходила  в Раифском заповеднике. В течение двух месяцев мы не только учились, но и жили почти в походных условиях. Преподаватели жили в бревенчатой избушке, а студенты -  на втором этаже большого дощатого дома, похожего на огромный сарай или амбар при мельнице дореволюционных времен. Мы называли его «курятником». И в самом деле, второй этаж с дырявым полом очень напоминал куриный насест. Ночевали прямо на полу  -  в спальных мешках под марлевыми пологами от комаров. Комары сильно нас доставали, но ещё сильнее – соловьи, от оглушительно звонких трелей которых не было спасения  уже часов с трёх ночи и до самого подъёма.
Кроме трелей соловьёв и кошачьего визга иволги, я  плохо различала  голоса  остальных птиц. Твёрдо знала только  песенки  овсянки - «мужик сено не коси!», чечевицы - «витю видел?», а еще вездесущего зяблика. И  меня очень беспокоил предстоящий  зачёт по орнитологии. Как сейчас вижу нашего преподавателя, Валериана Ивановича Гаранина, с походной сумкой  военного образца через плечо и биноклем на груди, важно выступающего по лесной тропинке, и группу студентов, гуськом идущих следом за ним. Услышав какую-нибудь песенку, Валериан Иванович останавливался, выжидал некоторое время  и, пряча в окладистой бороде хитрую улыбку, спрашивал: «Кто это?». Студент, первым ответивший правильно, получал зачёт. 
И вот запела незнакомая мне птичка. Гаранин вдруг стал очень серьезным и непривычно строгим голосом спросил:
- Ну… и кто же это? 
Все с надеждой посмотрели на Ильгизара и Толика, лучше всех разбирающихся в птичьих голосах. Но и они растерянно молчали, нахмурив брови… видимо, мучительно прокручивали  в голове несколько десятков известных им песенок. Мне прокручивать было нечего, и я решила прервать неловкую паузу. Методом исключения из своего скудного  списка овсянки и чечевицы, я решила, что это зяблик, о чём с нескрываемой радостью оповестила  всех присутствующих.  Мои сокурсники презрительно усмехнулись, а некоторые даже  захихикали.  Я поняла, что сказала глупость… ну,  конечно же, не стал бы  Валериан Иванович загадывать нам зяблика, численность которого составляла не менее половины  от общей численности птиц Татарстана…  Валериан Иванович удивленно посмотрел на меня.
- Правильно, Орловская!  Поздравляю Вас с зачётом!
Мне показалось, что я взлетела  в небо и, сделав круг почёта над головами  своих  друзей, села на ветку... а  в глубине моей души зазвучала нежная флейта – ещё одна известная мне песня всё той же иволги, умело притворяющейся кошкой (когда ей что-то не нравилось). Наверное, и мой зачётный  зяблик тоже на этот раз кем-то притворился, а потому никто его и не узнал….
Таких счастливых и лёгких экзаменов больше никогда не было в моей студенческой учебе и практике. 

-----------------------
На фото 176 группа кафедры биогеоценологии. Лето 1980 г.


Рецензии
Да, бывают такие моменты.
В тот раз мы сдавали "Аграрное право". Хорошо помню преподавателя, но... К чему? Сессия была весенняя, на улице - "май-баловник, май-чародей". Скорее всего, именно поэтому преподаватель задал всем присутствующим в аудитории неожиданный вопрос: "А не подскажете мне, с какой страной у России чистая, искренняя и взаимная любовь?". И после того, как мы напряглись, добавил: "За правильный ответ - четверка автоматом".
Ну, тут ответы и посыпались. Как из рога изобилия. Всех пояснений препода, отметающих тот или иной вариант не помню, но вот по поводу Франции он сказал так: "Ну, какая же тут взаимность?.. Мы - да, любим. И изо всех сил стараемся сделать ей что-то приятное. А она только и делает, что поворачивается к нам... Ну, вы понимаете, тем самым местом".
В общем, ответы посыпались. Но... Правильного все не было и не было. Не то, не то. Не то!
И когда первая волна догадок и предположений пошла на убыль, я выдал свой вариант: "Испания?!".
Преподаватель повернулся в мою сторону, посмотрел с искренним изумлением и произнес: "Зачетку... Зачетку на стол".
Вот так я, нежданно-негаданно, получил автоматом "хор" по Аграрному праву.
P.S. Народ, правда, после фразы препода про зачетку, дружно загомонил: мол, как-то неправильно за правильный ответ - четверку. Пятерку. Пятерку надо! Преподаватель взяв ручку в руки и раскрыв зачетку, снова перевел взгляд на меня: "Как? Будем настаивать на отлично?". Но тут уже я, не раздумывая, ответил ему: "Нет". В тот момент я даже не думал за то, что "лучшее-враг хорошего". Просто... Просто правила устанавливаются на берегу. И если их установили, они должны соблюдаться. Всеми. Если договорились, что "хор", значит, "хор". Тоже ведь... Достойная оценка. Причем, без какого-либо напряга с моей стороны. Нет, четыре - нормально!

Константин Кучер   23.01.2022 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин! С большим удовольствием прочитала Ваш рассказ на тему «Зачет автоматом»…! Пока не дочитала до конца, думала, что эта страна - Китай… хотя лично у меня, в самом деле, почти такая любовь к Испании (насчёт взаимности не уверена )))
*
Это было давно. В Андалусии сказочно древней.
У течения дней нет ни края, как нет и конца.
Там однажды гитана раскрыла ракушкою веер
И прошлась под надрывные хриплые крики певца.

Невозможно представить, каким было это начало...
А цыганки подавно представить себе не могли -
Танцы улиц, приморских таверн, площадей и бульваров
Станут гордостью, честью и славой испанской земли.

Это было далекой весной - когда нежно и терпко
От цветущих магнолий вечерний плывет аромат.
В переборах гитар на лету зарождалось фламенко,
А вдали пламенел, словно юбка гитаны, закат.
*
Извините за поздний ответ, давно здесь не была.
С теплом и уважением, Людмила.

Людмила Скребнева   03.11.2022 19:52   Заявить о нарушении