О собственной глупости и превратностях судьбы...

...а также о том, что хороших людей на свете больше, чем плохих
 
В вагоне полно свободных мест, что не совсем обычно для выходного дня. Возможно потому, что время активных дачников давно миновало. Да и погода совсем не располагала к загородным путешествиям, несмотря на лето и самый жаркий летний месяц. Холодно. Небо затянуто густыми темными облаками. Дует северный ветер и, временами, даже накрапывает дождь. Но я ехала на дачу!
Во-первых, потому, что меня там ждал мой муж Гоша и ждал уже не один день и даже не одну неделю. Вначале я отдыхала в санатории на Волге, потом отдыхала от отдыха в Москве еще неделю. И, наконец, выбралась прямым маршрутом в Покровку.
В моей сумке-тележке уютно расположился торт, украшенный малиновым желе, кое-какие овощи и даже нарядное летнее платье - костюмчик. Предполагалось отпраздновать мой день рождения! И это - во-вторых, почему я торопилась на дачу.
Мой любимый жаркий летний месяц июнь, точнее, конец июня! Обычно в это время все благоухает, цветет, и уже первые ягоды клубнички манят красновато-алыми бочками, и смородинка начинает поспевать. А ночи, какие теплые в июне! Да если еще костерчик и ласковый муженек под боком! Зори ранние светлые с разноголосым веселым птичьим гомоном. Хорошо! Кайф, просто.
Но так было. Когда-то. Пока человек не стал переделывать природу на свой лад. Все в современном мире перепуталось. Зимы стали теплые с оттепелями. А май в этом году оказался невыносимо жарким. Природа проснулась разом, как по мановению волшебной палочки, будто взорвалась теплом и разноцветьем. Деревья, трава, первые цветы как будто торопились скорей-скорей развернуть свои лепестки к солнцу и синеглазому небу. Скорей-скорей зацвести, подарить нам свои плоды. Казалось, так и будет: устойчивое, привычное, настоящее лето. Ан, нет.
В июне лето повернулось к нам спинушкой, уступило место прохладе и северным ветрам. Люди натянули куртки, капюшоны и все равно холодновато и неуютно как-то. Б-р-р-р…
Итак, я в электричке. Развернула газету, читаю. И увлеклась. Некто Мамедов, обычный приезжий житель Москвы, сумел в центре города, что называется, голыми руками, остановить и обезвредить киллера, спас человека, ехавшего в крутой машине. На развороте фото. Честные открытые чуть грустные глаза безработного и неприкаянного, лучше сказать, неустроенного в этой жизни человека. Рядом сын. Черноволосый тинейджер с таким же чистым открытым взглядом. Зачиталась. Засмотрелась. Прониклась судьбой этих людей.
Опомнилась. Где это мы? Электричка еле движется, скрипит, за окном не привычные леса и поля Подмосковья с дачными участками и полустанками, а пересекающиеся железнодорожные пути, сгрудившиеся пустоглазые электрички. Что это? Где мы? Оглянулась вокруг. А в вагоне-то ни-ко-го. То есть ноль целых, ноль десятых. Впрочем, маленькая неточность. В углу у двери притулился еще один зазевавшийся пассажир, дремлющий молодой человек, как говорят неславянской внешности. И все. И никого более.
И впереди и в сзади идущих вагонах стерильная пустота. Решилась. Подошла к единственному пассажиру с некоторой опаской, заговорила: «Скажите, пожалуйста, а вы не знаете, куда идет эта электричка?» Товарищ поглядел на меня с недоумением: «Не знаю. Я лично еду до Подсолнечной». «А как же», - говорю. – Смотрите, никого нет, поезд пустой и мы почти стоим» Огляделся. Дошло, наконец. «А вы куда едете?» - спрашивает с некоторым беспокойством. –«А я еду в Покровку!» - «А-а-а, так это после моей станции?» Парень вопросительно уставился на меня. Мы еще немного посмотрели друг на друга. Тетка в возрасте с тележкой и клюшкой и молодой человек лет тридцати с гаком среднеазиатской наружности.
 Электричка, наконец, остановилась совсем и этим поставила окончательную точку над i. За окном скрежет пустых электричек, рельсы-рельсы, шпалы-шпалы… Признаков человеческого пребывания не определяется. Что делать? Из вагона не выпрыгнешь, двери закрыты. Да и куда? Вокруг скопление и переплетение железнодорожных путей. Мой попутчик, как и положено мужчине, первым оценил ситуацию: «Надо машинисту сообщить».
Я взяла на себя переговоры. Потюкала в конец вагона к спасительной кнопке. «Товарищ водитель, товарищ водитель, мы тут застряли, куда нам деваться, высадите нас куда-нибудь». Ни ответа, ни привета. Может, не так обратилась к официальному лицу или нажала не на ту кнопку? Стала внимательно изучать инструкцию (для дураков): «Нажать и говорить, а потом отпустить и ждать». Так и сделала, уже спокойно. И машиниста состава назвала машинистом. Может поэтому получили вскоре громогласный ответ: «Высылаю охрану, ждите!» И смех, и грех! Мы так обрадовались живому слову! Я, во всяком случае, просто хохотала от необычности ситуации.
Мой новый знакомый тоже заулыбался, хоть и не так радостно. Теперь разглядела этого человека, своего попутчика и товарища по несчастью. Невысокий крепенький, слегка полноватый и, пожалуй, симпатичный, ведет себя спокойно и с достоинством. Одет чисто, аккуратно и даже слегка щеголевато. Терпеливо, настороженно ждем, заглядывая в пустоту дальних вагонов. Видимо, мы застряли где-то за Крюковым.
Наконец, минут через 15 вдалеке в открытых дверях вагонов появилась высокая фигура крупного мужчины в черном. Радостно накинулись на него, смешивая русские слова и иностранный диалект: «Сделайте что-нибудь, спасите нас! Может, эта же электричка и обратно нас доставит до станции. Куда же нам деваться?» Трудность моего положения заключалась в моих «органах движения» - километр туда или сюда для меня это целая проблема. Парень же очень спешил куда-то и попутная электричка нам бы совсем не помешала. В ответ нам было сказано коротко: «Ждите!»
Теперь мы – двое бедных отставших пассажира – уже оживленно и с надеждой разговаривали друг с другом. Еще не познакомившись, но уже объединенные общей несколько затруднительной ситуацией. Лично я не очень-то уж и сильно была огорчена или расстроена. Напротив, мне почему-то все время хотелось смеяться над собой и этим неудачливым пассажиром. Особенно, когда он, в который уже раз, слегка путаясь в словах, рассказывал свою историю.
Купил билет, а тут подошла электричка, все кинулись садиться, и он тоже вскочил в вагон по-быстрому и поехал. А куда? Как мы знаем ему надо было до Подсолнечной, а поезд-то ехал только до Крюково! Смотреть, куда идет электричка, ему было некогда, заскочил и поехал. «Все бежали, все ехали и я тоже», - повторял он много раз эту фразу, что вызывало у меня новый приступ почти истерического хохота.
У меня-то ведь история другая и причина уважительная. «Крюково», - «Конаково»- похожие слова! Села и поехала. Да еще газету читала про трудную судьбу нерусского человека. Где ж тут выйти во время!? А нерусский человек вот он, передо мной. И судьба у него, наверное, тоже трудная, раз куда-то так рвался, спешил. Что и подтвердилось в дальнейшем.
Сказать, что со мною не случались подобные истории, будет нечестно. Бывали, не раз и даже очень смешные. Будучи в былые годы в Москве на курсах усовершенствования врачей, заговорилась со своей спутницей, тоже врачихой, в вагоне метро. Так увлеклись, что очнулись только в каком-то тоннеле, за окном темнота, поезд стоит, вагон пустой. Подружка моя, москвичка, не растерялась и быстренько по рации обратилась к машинисту. Долго мы потом плутали по пустырям, пробираясь к жилью, к людям. Было отчаянно весело, ржали все время.
А до этого был еще интересней случай. Еще девчонкой была (ничего себе «канашка!» – это по-казахски симпатичная то есть) Вообще-то мне было лет 25-26 на минуточку, не замужем еще была. Так вот. Какими-то судьбами я оказалась в Питере, тогда еще Ленинграде. По-моему, путешествовала, ездила город посмотреть, достопримечательности второй столицы. Надо ехать домой в Тверь.
Билет в руках, как положено. Чемодан со мной и сумка большая. На перроне стоит поезд. Посадка. Я сажусь в нужный вагон. Взгромождаю свой чемодан в проходе. Ищу свое место. Нашла – верхняя боковая полка. Но она оказалась почему-то занята другим пассажиром, каким-то молодым человеком. «Вот мой билет,- он говорит. Правда, смотрю, то же место, тот же вагон. «Ну, ладно, - говорю - поедем, потом разберемся, кому, куда!» Сидим внизу, знакомимся, ведем неторопливую беседу.
Что-то уже даже намечалось, в смысле отношений, так сказать взаимный интерес витал в воздухе. Слово за слово, молодой человек делится, какой город у них красивый, старинный, русский на реке Вологда. «Как Вологда? Я в Тверь еду. Мне в Вологду не надо!» Тут пришла пора удивляться моему несостоявшемуся попутчику. «Но мы-то все едем в Вологду, а ты одна в Тверь!» Поезд, между тем потихоньку начал двигаться, набирая ход. Как? Куда? Остановите! Я рванула к выходу. Парень за мной вместе с моими чемоданом и сумкой. Еле выпрыгнула, за мной на перрон полетели мои вещи… Вологодский приятель помахал вслед рукой. Молодец он все же, всю жизнь помню. И два билета на одно место тоже помню.
Вернемся, однако, в сегодняшний сумеречный день. В наш пустой вагон. Подошел охранник после консультации с машинистом. «Ничего не получается. Придется вам идти до станции Крюково своим ходом. А электричка эта еще часа четыре здесь простоит». Видя мою обеспокоенность, добавляет: «Да тут недалеко, с километр будет, может больше». Молодой мой спутник успокаивает меня: «Я сумку вам помогу везти. Пойдем вместе!» «По путям?» - спрашиваю. «Да нет, - поясняет охранник. – Дорогой, через автостанцию. Там спросите, как до Крюково добраться.» Пошлепали через весь состав в последний вагон. Только там открыта автоматическая дверь. Я впереди с клюшкой иду, за мной мой сотоварищ с тележкой, замыкает шествие представитель власти, высокий охранник с официально–независимым лицом. На выходе у открытой двери вагона возникает новое затруднение, для меня, во всяком случае. Дверь-то открыта, а как сойти? Высота до земли с мой рост, не менее 1,5 метров. Мне не слезть! Первой вниз полетела моя палка, потом резво спрыгнул на землю мой попутчик. Я же ухватилась одной рукой за поручень, другой за дядю - охранника и повисла, пытаясь ногой найти ступеньку. Нога беспомощно и безуспешно барахталась внизу, другая, максимально согнутая, застряла в вагоне. «Ох, ах, подождите, сейчас-сейчас», - отчаянно пищала я. Пока мой спутник не ухватил болтающуюся ногу и то, что выше и, наконец, всю меня. Поймал и опустил на землю. Уф-ф-ф! После этого акробатического этюда мы все стали почти родные, свои люди, в общем. Охранник сверху сказал напутственные слова, дал общее направление движения. «Держитесь, - говорит. - Дойдете! До автостанции, а потом по указанному уже маршруту».
 Со среднеазиатским парнем познакомились поближе. Он, оказывается, таджик по национальности, из Узбекистана, точнее, из Ташкента. Зовут его, то ли Самхит, то ли Самшит. «Зовите меня просто Женя, - предложил он.- Так меня зовут в России».Я, хоть и не люблю переделанные имена, но ни слух мой, ни язык не справились с непривычным звучанием его имени. Он стал для меня Женя. Двинулись. Я в азарте забыла, для чего мне палка-клюшка, бодро зашагала впереди. Не хотела показывать свои слабости. Мы ведь еще ого-го! Да и деваться некуда было, кроме, как идти. Такие варианты, как автобус или попутная машина были решительно отвергнуты Самхитом-Женей. А я уж никак не хотела от него отставать, привязалась.
А что? Незаметно прошагали пару автобусных остановок с небольшими передыхами для меня. Самхит вновь и вновь вспоминал и пересказывал, как он бежал в эту электричку, торопился и не посмотрел, куда она идет, а потом задремал и не слышал объявляемые остановки. «Да он и не объявлял их», - говорит. Как всегда, виноват «извозчик». Задумался парень. И было, о чем. Ехал в Подсолнечную, снимать квартиру. Из московской квартиры выселяют по разным обстоятельствам. Два дня дали на решение квартирного вопроса. «Как искать-то будешь квартиру?» - «У всех спрашивать буду. На рынок пойду. Там вся информация скапливается». «А если не найдешь сегодня, в Москву вернешься?» «Нет, переночую у своих земляков и снова в поиски, надо найти». Рассказал свою историю. В Москве на заработках 10-12 лет. Сменил несколько работ. Последние годы работает на распиловке пиломатериалов. На каком-то большом предприятии. Работа нравится и его, вроде, ценят. А по образованию Женя бухгалтер. На родине работы по специальности нет. Женат. У нее тоже финансовое образование. Жену отправил два дня тому назад домой в Ташкент. Должна скоро родить. На седьмом месяце беременности. Третьего ждут. «Мальчик будет точно!» - уверенно  с чувством гордости продолжал он. «Рассчитали все правильно». Родится сын, и завяжем с этим делом. Две дочери уже есть – 11 лет и 4,5 года». И с улыбкой добавляет: «Маленькая лучше меня говорит по-русски, ласковая очень».
Я поразилась, такой молодой и такая большая семья. Да, ситуация. Где мыкаться без квартиры и постоянного заработка? Хотел наш герой оставить жену в Москве до родов, не получилось. Беременность протекает непросто, положил в московскую больницу, так там за одно пребывание даже без лечения такие деньги заломили, что никаких средств и сбережений не хватило. Вот и пришлось отправить жену на родину. А расставаться очень не хотелось. Вот бы найти квартиру с хорошими хозяевами, чтобы не пьяницы были и не бандиты, тогда можно бы жену и детей забрать сюда, жить вместе семьей. Я даже удивилась про себя: какие бандиты могут быть у нас, да на квартире, хоть и съемной? Оказывается, могут. Однажды пришлось ему жить с семьей в двухкомнатной квартире. Занимал одну комнату. В другой поселились «криминальные» соседи, узбеки, замешанные в каких-то темных махинациях. Самхит с семьей жили тихо, боялись рот открыть, к телефону подойти не решались.
В итоге все равно нагрянула полиция, «замела» бандитское семейство и под одну гребенку семью Самхита с детьми. Хотя никаких обвинений в их адрес не было, и тысячи рублей за телефон растратили соседи–узбеки. К счастью, среди русских друзей нашелся знакомый капитан полиции. Выручил. Их выпустили. А то бы загремели за пределы России, да еще и в тюрьму могли попасть. «А какие планы на будущее? Может, домой?» «Нет, пока не получается, там будущего нет. Я уже здесь привык и друзей много среди своих и среди русских». «Но там у вас тепло, хорошо, все дешево, дыни, фрукты!» - «Нет, все стало по-другому и цены высокие, как в Москве».
 
Так за разговором дошли до моста, и уже был виден перрон станции Крюково. Как оба обрадовались! Родной станция показалась. Путешествие подходило, казалось, к концу. А я-то, какая молодец! «Без шума, без пыли», в смысле без лишних стонов, резво дошла, куда надо.


Рецензии