Чехи держат марку

В 1960 году в одну крымскую автобазу поступили четыре новеньких с иголочки самосвала «Татра 138» производства Чехословакии, мощных, способных перевозить 12 тонн груза, оснащённых дизелем с воздушным охлаждением. Они превосходили отечественные МАЗы и КрАЗы по удобству управления, лучшему обзору для водителя и прекрасным формам.

Руководство автобазы передало новые машины лучшим водителям на зависть их коллегам. А счастливчики стали с энтузиазмом осваивать зарубежную технику, и не могли нарадоваться ею.

Но всё хорошо не бывает надолго. Вскоре все четыре водителя обнаружили, что двигатели самосвалов перегреваются. Конечно, чехи перемудрили, установив на моторах воздушное охлаждением вместо водяного. Работать на перегретом дизеле невозможно, иначе он быстро выйдет из строя. По этой причине директор автобазы Богдан Борсук поручил послать в фирму «Татра» рекламацию.

Оттуда ответили без проволочки и сообщили, что для разбора создавшейся ситуации будет направлен специалист.

Через день на автопредприятие пришла телеграмма, чтобы его встречали в аэропорту.

Встречать специалиста из «Татры» отправился сам Борсук. Их оказалось двое: молодая светловолосая женщина, довольно привлекательная, в голубом костюме по последней европейской моде и в элегантных туфлях; другим был мужчина лет пятидесяти, с проседью, в клетчатой рубахе и джинсах.

Чешских гостей звали Карел и Мадленка. Из них Карел хорошо владел русским языком, чего нельзя было сказать о Мадленке. Когда Богдан что-либо говорил, Карел переводил ей. Директор сразу почувствовал уважение к мужчине, видимо, опытному специалисту, способному решать любые технические проблемы. Мадленка, возможно, его дочь или коллега, которая его сопровождает. С такой женщиной можно поехать в любую командировку. Богдан помог чехам устроиться в гостиницу и пообещал заехать за ними утром.

На следующий день все четыре «Татры» выстроились во дворе перед гаражом. Чешская пара подошла к ним и стала задавать вопросы завгару, механику и водителям. Причём, вопросы в основном задавала Мадленка через Карела, что было странно. А Карел молча выслушивал работников, словно уже знал, в чём произошла загвоздка. Когда вопросы были исчерпаны, то чешские специалисты предложили показать им моторное отделение, грубо говоря, поднять капот. Опытный Карел не стал даже заглядывать туда, доверив это сделать Мадленке. А она не только глядела, но и проводила рукой, касаясь частей мотора. Наконец осмотр закончился, и представители фирмы предложили испытать любую из машин при движении.

Директор Борсук назначил испытателями «Татры» водителя с большим стажем Семёна Анохина и завгара Кулика в присутствии представителя фирмы. Когда эти двое заняли место в самосвале, к ним поднялась Мадленка.

- В чём дело? – обратился Борсук к Карелу. – Почему едет она, а не вы?
- Потому что она инженер-испытатель.
- А вы кто?
- Я всего лишь переводчик.
- Так, может быть, поедете вы вместо завгара?
- В этом нет необходимости, так как Мадленка понимает русский язык, хотя говорит на нём плохо. Предлагаю ей поменяться местами с вашим водителем.
- Это пожалуйста.

Экипаж самосвала поменялся местами, и Мадленка медленно выехала на улицу. По городу она придерживалась разрешённой скорости 40 километров в час. Анохин и Кулик отметили уверенный стиль вождения чешки.

- Мадленка, вы хорошо водите машину, – похвалил её Кулик.
- Ти мэ хвали рано, - скромно ответила девушка.

И в самом деле, как только самосвал выехал за город, Мадленка погнала его со скоростью 80 км/ч, что вызвало удивление у обоих мужчин.

- Вы можете ехать медленней? – спросил её Анохин.
- Цан. Алэ проч? Слишэл йсэм, жэ руски ласка к йизде «с ветерком».
- Это так и есть. Только это не навредит машине?
- За то муже бит спокойны.

Когда самосвал свернул с шоссе на просёлочную дорогу по пути к карьеру, Мадленка скорость не снижала. Машину подбрасывало на ухабах, что нисколько не смущало испытательницу. И при таком режиме работы дизель не перегревался.

Обратный путь на автобазу проделали таким же образом, как и прежде. Мужчины были погружены в свои мысли, а с лица Мадленки не сходила довольная улыбка.

На «разборку полётов» собралось много работников автобазы. Все уже знали, что «Татра» работает без перегрева при другом скоростном режиме.

- Скажите мне, - спросила Мадленка через Карела, - почему вы ездите на малой скорости?
- Машины новые и требуют обкатки, - пояснил механик.
- А вы читали руководство по эксплуатации? Там ничего не сказано об обкатке.
- Читали, но по нашему опыту требуется обкатка не менее месяца.
- Не знаю, откуда у вас такой опыт, но «Татра 138» никакой обкатки не требует. Зато длительная работа на пониженных скоростях приводит к перегреву двигателя.
- Мы этого не знали.
- Теперь будете знать, хотя и об этом написано в руководстве. Так вы снимаете рекламацию?
- Снимаем.
- Вот и хорошо! По-моему, вы и сами заинтересованы в быстрой езде, а не ползти как мухи по стеклу.
- Теперь мы будем не ползать, а летать.

Руководство автобазы устроило банкет в лучшем ресторане города в честь чешских специалистов и их успешного испытания.

- Спасибо вам, чешские друзья, - расчувствовался директор Борсук, - вы нас здорово выручили, когда показали высокий класс езды. Это, прежде всего, относится к очаровательной Мадленке.

Она смущённо улыбалась, а Карел поднялся и сказал:

- Позвольте привести вам чешскую пословицу, но вам я переведу. Где чёрт не может войти, там он ставит женщину.
- И кдиж йсэм жэна, - вмешалась Мадленка, - нэматэ жаднэ дабловэ.

Работники автобазы до конца её не поняли, но им стало приятно, что они никакие не черти, хотя она женщина. Весёлое дружеское застолье длилось до полуночи.


Рецензии
Ничего не понимаю в машинах, но рассказ понравился. Мадленка просто супер!

Кузьмена-Яновская   06.10.2017 13:04     Заявить о нарушении
Мадленка - героиня рассказа. И этим всё сказано.
С уважением,

Олег Маляренко   07.10.2017 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.