Мемуары. Мои записки. Глава 19. Комбинат Ураласбес

                Григорий  Рыжов

                Глава  19

                Комбинат  «Ураласбест»
                (1993 – 2005  год.)
                Ремонтно – механический  завод
                Блок  № 3 

       ….  Устроился  на  работу  механиком  блока  № 3    на  РМЗ.  Приняли  меня  слесарем-  ремонтником  6  разряда.  Проработал  на  рабочем  месте  две  недели,  а  затем  приступил  к  обязанностям  механика.  Работая слесарем,  пришлось  выполнять работу  по  ремонту  вентилятора  В – 22,  который  установлен  на  вытяжке  в  покрасочном  отделении  вагон-ного  участка  блока  № 3.  У вентилятора  срезало  заклёпки,  порвало  несколько  лопастей.  Вентилятор  № 12  с  диаметром  вентиляторного  колеса  1200  миллиметров,  сделанный из  алюминия.  Турбину  вынимали  из  улитки  корпуса  вентилятора.  Весом  турбина  не  меньше  120  килограмм.  Демонтировать  было  очень  трудно,  и  доставить  в  мастерскую  для  ремонта.  Работало  нас  четверо,  я  был  за  бригадира.  Срезали  заклёпки,  садили  на  ступицу  и  закрепляли  болтами  М6.  Проварили  лопасти, провели  балансировку  вентиля-торного  колеса.  Затем  в  обратной  последовательности  доставили  на  на  место  и  смон-тировали  колесо  на  место.  Вентилятор  проработал  7  лет  до  следующего  ремонта.
      Для  меня  это  было  испытанием  и  проверкой  моей  квалификации.  Пришлось  возг-лавлять  бригаду  слесарей.  С  работой  справились.  Были  и  ещё  крупные  слесарные  ра-боты.
     Через  две  недели  приказом  по  заводу  назначили  меня  механиком  блока  № 3.  В  мою  обязанность  входило  ремонт  и  обслуживание  7 –ми  мостовых  кранов  и  13  кран -  балок,  токарного  парка,  где  работали  до  20  металлообрабатывающих  станков  и  пресс-сов.  На  меня  возложили  ответственного  за  исправное  состояние  средств  пожаротуше-ния  и  надзор  за  зданием  и  сооружений  блока  №  3.
      Здесь  я  проработал  в  течение  12  лет  механиком.  Многое  повидал  и  прочувствовал  на  себе  события  и  нюансы,  инциденты,  которые  происходили в  цехе  и  на  заводе.
      Начальник  цеха  Владимир  Вениаминович  Плотников,  лет  40,  при  приёме  посмот-рел  мои  документы  и  принял  меня  слесарем - ремонтником  по  6 – му  разряду,  пока  не  уволится  механик  Катцен.  Я  сказал  начальнику  цеха:
      -Отдел  кадров не  пропустит.
      -Пропустит. – Сказал  он.
      Было  видно,  что  я  его  устраиваю,  как  будущий  механик. Я  показал  ему  документы  и  авторские  свидетельства  на  изобретения,  научные  труды.  Он  убедился,  что  я  буду  работать  творчески,  а  ему  и  надо  такого  человека.
      С  начальником  цеха  В. В.  Плотником  отношения  сложились  деловые,  ровные,  у  него  ко  мне  претензий  не  было.  Мы  с  ним  занимались  рациональными  предложения-ми,  получалось  не  плохо.  Он  подавал  идеи,  а  я  воплощал  их  в  жизнь  от  идеи  в  чер-тежи  и  расчёты.  Затем  изготавливали  механизм  или  машину  в  металле.  Сам  подавал  рацпредложения   в  соавторстве  с  начальником  цеха  В. В.  Плотниковым.  Подали  около  десяти  штук.  Странно,  но  через  несколько  лет  в  комбинате  «Ураласбест»  отменили  оплату  внедрения  рацпредложений,  ссылаясь  на  финансовые  трудности.  Вот  так.
      Решили  мы  с  В. В.  Плотниковым  внедрить  и  модернизировать  машину  по  заливке  подшипников  скольжения  тяговых  электрических  двигателей  для  электровозов,  кото-рые  ремонтировались  в  цехе.  В  цехе  существовала  машина  центробежной  заливки  подшипников  скольжения  баббитом.  Она  представляла  собой  барабан,  который  вра-щался  со  скоростью  400 – 450  оборотов в  минуту.  Во  вращающий  барабан  с  подшип-никами  через  воронку  заливали  жидкий  баббит,  который  под  действием  центробежной  силы  оседал  на  стенках  подшипников  скольжения  и  постепенно  остывал. Затем  зали-тые  подшипники  выдавливали  с  помощью  приспособления  из  барабана.   
      Этим  вопросом  занимался  производственно – конструкторский  отдел  комбината  «Ураласбест».  Были  разработаны  чертежи  на  машину  по  заливке  подшипников  на  основании  чертежей  Челябинского  завода по  ремонту  электровозов  МПС.  Изготовили  машину  по  заливке  подшипников  на  РМЗ  в  блоке  № 1.  На  этом  этапе  я  и  застал  эту  машину.  Мы установили  её  в  блоке  № 3 и  стали  испытывать  по  заливке  подшипников.
В  результате  испытаний  выявили  недостатки,  которые  не  позволяют  нормально  зали-вать  подшипники.  После  заливки  подшипники  не  выдавливались  из  цельного  бараба-на.  Физически  трудно  горячие  подшипники  закладывать  в  барабан.  Были  и  другие  трудности  по  технологии  и  техники  безопасности.
      В  это  время  отменили  заливать  подшипники  бабитом   в  цехе  на  старой машине,  полагая,  что новая  машина  будет  работать  нормально.  Неполучилось.  Заливать  под-шипники  по  договору  возили  в  г.  Екатеринбург  на  Ремонтный  завод  электровозов  МПС.  Там  я  с  В. В.  Плотниковым  ознакомились  и  изучили  машину  по  заливке  баби-том  подшипники  скольжения.  Машина  компактная,  небольшая  и  управляется  сжатым  воздухом.  Её  габариты  примерно  длиной  1700,  шириной  800  и  высотой  1300  милли-метров.  С  раскрывающим  барабаном,  состоящих  из  двух половинок. 
     Я  за  эскизировал  машину.  Провели  реконструкцию  барабана  на  базе  установленной
машины с  раскрывающей  крышкой.  Испытали  и  выявили  недостатки  при  заливке  под-шипников.  Я  подготовил  техническое  задание  на  изготовление  нового  барабана  для  конструкторского  отдела  завода  РМЗ.  По  зтим  чертежам  блок  №1  изготовил  новый  барабан,  который  мы  установили  на  машине  взамен  старого.  Стали  испытывать  новый  барабан по  заливке  подшипников  и  выяснилось,  что  при  заливке  старых  подшипников  до  30  процентов  баббита  вытекает  из – под  крышки  барабана,  которая плотно  не  зак-рывается  по  причине  неровности  торцов  подшипников.  Кстати,  на  заводе  в  Екатерин-бурге  происходит  тоже  самое.  Когда  заливают  новые  подшипники,  утечки  практичес-ки  нет. 
      Конечно,  уже  было  утомительно  ей  заниматься,  но  дело  принципа.  Я  хотел  в  пос-ледний  раз  устранить  недостатки,  выявленные  при  испытании  машины. 
      Первое,  снизить скорость  вращения  500 – 600  оборотов  в  минуту,  как  на  заводе,  а  у  нас  доходила  при  двух  ступенях  до  1200 – 1500.  Это  была  большая  скорость  и  трудно  удержать  жидкий  баббит  в  барабане  при  вращении. 
      Второе,  улучшить  герметизацию  между  крышкой  и  торцами  подшипников  и  др.
      Хотя,  работая  с  этой  машиной,  я  стал  сомневаться  в  её  завершение,  хотя  надежда  оставалась,  но  не  было  времени.  Прошло  восемь  лет,  как  я  занимался  модернизацией  этой  машиной.  К  тому  же,  стало  дорого  заливать  подшипники  на  стороне,  и  решили  заливать  подшипники  на  старой  машине.  Правда,  она  уже  работало  года  три,  а  я  по-ралельно  занимался  новой  машиной.  Ребятам  она  уже  надоела  испытывать  её,  да  им  нужно  было  место для  работы  и  т.  д. 
      По  просьбе  рабочих  начальник  цеха  В. Н.  Кулагин  новый  начальник  цеха  принял  решение  демонтировать  её.  Я  согласился  и  демонтировал  на  склад  до  случая.  Мне  стало  спокойно  работать.  Свободнее  и  просторнее  стало  в  мастерской.  Старую  маши-ну  мы довели  до  ума,  и  она  работала  нормально.  С  В. Н.  Кулагиным  подали  несколь-ко  рацпредложений  на  модернизацию  барабана  и  на  заливку  подшипников  тепловоза.
      Заниматься  творческой  работой  мне  нравилось,  да  ещё  опыт  с  института  помогал.
В  производственных  условиях  это  не  легко,  нужно  время  на  изготовление  деталей  и  испытания  машины  или  механизмов.  Многие  рацпредложения  приживались  на  произ-водстве  и  приносили пользу.   
    
     Ремонтно - механический  завод  выполняет  заявки  по  изготовлению  металлоконст-рукций,  оборудования  для  фабрик,  рудника  и  других  подразделений  комбината  «Урал-асбест».  Производит  механическую  обработку  деталей  и  т.  п.  Выполняет  заявки,  по  литью  стали,  чугуна  и  бронзы.  Производит  ремонт  подвижного  состава  промышлен-ных  электровозов,  тепловозов,  специальной  железнодорожной  технике и  вагонов. 
      На  заводе  имеются  Блок  № 1,  который  занимается  механической  обработкой  дета-лей  и  изготовлением  оборудования.  Блок  № 3  занимается  ремонтом  подвижного  соста-ва.  Литейный  цех  льёт  стальное  литьё,  а  чугунный  цех  чугунное  литьё  и  бронзу.
      На  заводе  имеются  вспомогательные  участки,  например,  строительный,  заводские  лаборатории  и  т.  п.
      Блок  № 3  в  1  пролёте  проводит  ремонт  тепловозов  и  специальной  железнодорож-ной  технике.  Там  имеется  пропиточное  отделение  и  покрасочное,  а  также  сушильные  печи  № 1; 2. Отделение  по  ремонту  электрических  двигателей.  В  пролете  работает  два  мостовых  крана  грузоподъёмностью  20/5  и  5  тонн,  а  также  две  кран – балок  от  3  до  5  тонн  и  три  консольных  крана  г/п  1 тонны.  Из  оборудования  находится  гильотина,  токарные  станки,  испытательные  станции  и  др.   
     В  пролёте  № 2  работают  два  мостовых  крана  г/п  30/5  и  20/5  тонн,  кран – балка  г/п  3  тонны.  Из  оборудования  имеется  горизонтальный  пресс  усилием  630  тонн,  пресс  с  усилием  25  тонн,  карусельно – токарный  станок  производство  США  1940  года  выпус-ка.  Ж/д  домкраты,  на  которые  выставляют  для  ремонта  электровозы,  восемь  штук.  В  этом  пролёте ремонтируют  электровозы.
     В  пролёте  № 3  также  работают  два  мостовых  крана  г/п  30/5  и  20/5  тонн,  кран – балка  г/п  3  тонны,  в  токарном  отделении  кран – балка  г/п  1  тонна,  в  мастерской  по  ремонту  тормозных  цилиндров  г/п  1  тонна.  Из  оборудования  в  пролёте  работают  колёсо – токарной  станок,  шеечно – накатной  станок,  установка  по  наплавки  вагонных  колёс,  пресс  с  усилием  до  40  тонн,  моечная  машина  для  мытья  деталей  и узлов  электровоза  и  др.
      Все  эти  машины  и  механизмы  необходимо  было  обслуживать  и  поддерживать  в  рабочем  состоянии. Оборудование  сложное,  разнообразное  и  нужно  было  технически  грамотно  подходить  к  ремонту  оборудования.
     Необходимо  каждый  год  состовлять  график  планово – предупредительный  ремонт  на  мостовые  краны,  кран – балки  и  оборудование,  которое  работает  и  обслуживается  в  цехе.  Это  достаточно  много.  Оборудование  свой  ресурс  отработало  и  требовало  часто  ремонта,  часто  бывали  ремонты  по  поломке  того  или  другого  оборудования.
     По  штату  в  цехе  должно  было  быть  пять  слесарей – ремонтников,  а  обычно  рабо-тало  три  человека.  Обычно  это  малоквалифицированные  работники.   Например,  при  поломке  токарного  станка  необходимо  мне  изучить  по  паспорту  устройство  станка,  а  затем  приступать  к  ремонту  станка.  Пока  сам  не  разберёшься  в  поломке  механизма  и  не  объяснишь  слесарям,  как  нужно  делать,  бесполезно,  ни  чего  не  сделают.  Приходи-лось  находиться  вместе  с  ними  до  конца  ремонта.  Сам  учился  и  они  навыка  набира-лись  по  ремонту  оборудования.  Зарплата  слесарей  ремонтников  была  низкой  по  срав-нению  с  рабочим  персоналом  по  ремонту  подвижного  состава  была  ниже  в  два  раза.  Поэтому  квалифицированные  работники  не  шли  по  ремонту  оборудования,  шли  моло-дёж  или  пенсионеры.  За  12  лет  у  меня  работали  и  толковые  ремонтники,  но  это  бы-ли  единицы.
     Для  меня,  как  механика  цеха,  деятельность  было  новой  и  незнакомой  для  меня.  Поэтому  я  взялся  за  работу  с  интересом  с  творчеством.  Всегда  доводил  работу  до  конца.  Что  не понятно,  консультировался  со  специалистами  завода  и  цехов,  много  чи-тал  технической  документации.  Через  год  стал  разбираться  в  станках  и  кранах.  Знал  их  слабые  стороны  и  ремонт.  Через  три  года  я  освоился  полностью  с  функцией  меха-ника.  Но  возникали  ситуации,  которые  нужно  было  решать  с  начало,  с  изучением  технической  документации  того  или  иного  механизма.  Оборудования  много,  разнооб-разное  по  сложности  механизмов  и  деталей.  Эти  проблемы  решали,  что  не  могли  сде-лать,  обращались  в  цех  № 5  на  участок  по  ремонту  оборудования.  Там  работали  нас-тоящие  ремонтники  по  оборудованию.  Участок  проводил  капитальные  работы  по  обо-рудованию  всего  завод.
   
      В  процессе  работы  механиком  блока  № 3  я  постепенно  сработался  с  коллективом  и  имел  деловые  и  дружеские  отношения  с  мастерами  рабочими  цеха.  Рабочие  ко  мне  относились  хорошо  и  в просьбах  мне  по  работе  не  отказывали.  Так  легче  работать  и  выполнять  производственные  задачи  в  цехе.  Одним  словом,  находил  «золотую  середи-ну»  в  отношениях  с  людьми.  Это приносило  свои  плоды  и  получалось  само  собой.
      Хорошие  отношения  у  меня  были  с  Ю. М.  Бирючевым,  старшим  мастером  участка  по  ремонту  подвижного  состава  по  электрической  части  электровозов,  тепловозов  и специальной  ж/д  техники.  Уже  при  мне  уволился  заместитель  начальника  блока  № 3  в связи  с  переездом  и  сменой  места  жительства,  а  на  его  место  поставили  Ю. М.  Бирючева.  Он  закончил  Асбестовский  горный  техникум,  заочно  горный  институт,  был  хорошим  специалистом.  Рабочие  его  уважали,  был  своим  среди  рабочих  и  ИТР.  Но  если  нужно  отстоять  свою  линию,  то  будет  добиваться  до  конца.  Упрямой  и  настойчивый.  Это  говорит  о  том,  что  он  по  гороскопу  по  году  Бык,  а  по  месяцу,  как  и  я  Овен.
     Он  к  моей  работе  не  касался,  может,  поэтому  у  нас  сложились  дружеские  отноше-ния.  Часто  шутили,  рассказывали  разные  байки  и  т.  д.  Я  чувствовал,  что  между  нами  существовали  не  видимые  простым  глазом  симпатии  друг  к  другу.  Он  старше  меня  был  лет  на  шесть.  Казался  мне  достаточно  старше  меня.  В  блоке  № 3  он  работал    с  молоду,  здесь  же  в  60  лет  ушёл  на  пенсию  и  продолжал  работать.  Ю. М.  Бирючев  гордился  своей  работой  и  при  случае  гордо  говорил,  подняв  при  этом  указательный  палец  правой  руки:
     -Электровоз – это  Машина.  Не  просто  так.
      На  его  место  приняли  старшим  мастером   Уткина  на  год  старше  меня.  Он  учился  в  РУ – 12  на  машиниста  электровоза,  а  я  в  это  время  на  кузнеца.  В  лицо  его  я  не  помню.  Он  учился  на  год  раньше  меня.  Закончил  наш  горный  техникум,  работал  на  РМЗ  и  его  руководство  цеха  знало.  Потом  работал  на  Севере  на  ИТР-ких  должностях  и  вот  устроился  к  нам  работать.
      Ю. М.  Бирючев  и  Уткин  сблизились,  подружились  и  часто  оставались  попариться,  а  затем  заходили  в  магазин  № 1  и  выпивали  по  150  грамм  водки  и  по  бутылки  пива,  потом  шли  по  домам.  Я  иногда  напрашивался  к  ним  за  компанию  выпить  после  бани  и  поболтать  с  ними  о  жизни.
     Такие  привычки  к  хорошему  не  могли привести.  Ю. М.  Бирючев  и  Уткин  стали  часто прикладываться  после  парилки,  да  и  так  тоже  к  рюмке.   На  этой  почве  про-изошла  трагедия  с  Ю. М.  Бирючевым.  Это  было  так.  После  работы  он  с  Уткиным  после  бани,  скорее  всего,  выпили  ещё  в  бани,  зашли  в  гастроном  № 1.  Там  хорошо  выпили.  Да  с  ними  был  ещё  машинист  электровоза.  Запьянели,  сильно  и  пошли  по  домам.  Ю. М.  Бирючев  пьянеет  быстро,  и  по  дороге  домой  зашёл  в  соседский  дом.  Хотел  зайти  к  своёму  знакомому,  который  жил  на  втором этаже.  Через  несколько  часов  его  соседи  нашли  лежачим  на  лестничной  площадке  с  разбитой  головой.  Он  уже  был  мёртв.
      На  похороны  приехал  сын,  который  жил  в  г. Ялте  и  работал  ведущим  врачем  по  внутренним  органам  хирургом.  Он  установил  и  поставил  диагноз,  что  его  отца  удари-ли  тупым  предметом  по  затылочной  части  головы,  отсюда  и  произошла  смерть.  Я  по-лагал,  что  Ю. М.  Бирючев  на  лестничной  клетке  оступился  и  упал  вниз  головой  о ступеньки  и  от  этого  скончался.  Позже  я  согласился  с  версией  его  сына,  что  отца  убили трубой  в  подъезде  пацаны.  Это  часто  случается  в  городе,  особенно  в  тёмных  подъездах  и  на  остановках  автобуса.  Сын  сказал  матери:
      -Нужно  подать  на  расследование  по  поводу  убийства  отца.
      -Бог  им  судья.  Не надо  подавать  заявление  в  милицию. – Ответила  она.
       Этим  всё  и  кончилось.   
      После  смерти  Ю. М.  Бирючего,  на  другой  день  он  во  сне  ко  мне  пришёл.  Это  было  так.  Открывается  в  детскую  комнату  дверь,  где  я  сплю,  и  в  дверях  стоит  он,  покойник,  чётко  и  ясно  я  видел  его  лицо  и  фигуру.  Он  молча  посмотрел  на  меня  своими  глазами,  как  будто  хотел,  что – то сказать.  Я  во  сне  подумал,  но  ведь он  уже  умер  и  лежит  в  катаверной,  ведь  это  сон.  Душа  покойника  ничего не  сказала,  не  показала  ничего  жестами….  И  тут  я  в  страхе  проснулся.  Перекрестился,  пришёл  в  себя  и  снова  уснул.  В  тот  же  день  я  сходил  в  церковь  и  поставил  свечку  за  упокой  души  покойного.  Помолился  за  него.  Через  день  ещё  сходил  в  церковь  и  поставил  две  свечки.  Помолился  за  него.  Взял  святую  воду.  На  работе  отметили  девять  дней  в  память  Ю. М.  Бирючева.  Я  много  говорил  о  Юрии  Михайловиче,  о  его  душе….  Пусть  его  душа  приблизится  к  Богу,  как  можно  ближе….   
     Как  известно,  душа  умершего  три  дня  посещает  близких  родственников,  друзей  и  знакомых,  любимые  его  места  на  земле.  Я  понял,  что  он  посетил  меня,  ведь  у нас  с  ним  были  симпатии  друг  к  другу.  Вот и  всё.  Он  был  крещёным,  но был  атеистом.  Царство  ему  Небесное.  Хороший  был  человек.
      13  декабря  состоялись  похороны.  Похороны  состоялись  достойные,  провожал  его  в  последний  путь  весь  Блок  № 3,  много  народа  было  с  завода,  родственников.  На  клад-бище  заместитель директора  РМЗ  В. В.  Плотников  сказал  речь,  в  которой  сконцентрировалась  боль души  и  сердца.  Речь  была  ёмкой   и  трогательной.  Она  за-помнится  людям.   
      После  смерти  Ю. М.  Бирючева  старший  мастер  Уткин  стал  злоупотреблять  спирт-ным  и  его  начальник  цеха  В. Н.  Кулагин  уволил  с  работы.  В  58  лет он  ушёл  на  пен-сию  и  в  скоре  умер  от  пьянства.  Сердце  не  выдержало.  Похоронили  и  его  с  миром.
      На  электровозном  участке  по  механической  части  работал  мастером  Ф. Ф.  Нигама-тулин,  ниже  среднего рост,  худой,  петух  по  гороскопу.  Часто  у  меня  с  ним  были  конфликтные  ситуации  по  работе.  Мелочи,  петух  с  петухом  всегда  найдут  повод  по-  цапаться.  Он  моложе меня  был на  12 лет.  Образование  техникум.  В семье  были  у  него  проблемы.  Сильно  пил.  По  национальности  татарин.  Как - то  летом  поехал  на  рыбалку  с  друзьями  на  машине,  заплыл  от  берега  на  20  метров,  купаясь,  и  утонул.  Ребята  не  успели  его  спасти.  Разрыв  сердца  от  пьянки.  Здесь  он тоже  был  подвыпивши.  Это  случилось  в  1998  году.
      В. Н.  Никитин  работал  старшим  мастером  на  вагонном  участке.  Образование  выс-шее,  закончил  железнодорожный  институт,  «Железка»,  как  его  называли.  Не  плохой  мужик,  но  с  хитрецой.  После  смерти  Ю. М.  Бирючева   поставили  его  заместителем  начальника  блока  № 3.  Вся  нагрузка  по  производству  была  на  нём.  Начальник  блока  № 3  В. Н.  Кулагин  в  основном  сидел  в  кабинете  и  смотрел  телевизор,  да  занимался  личными  делами.  В. Н.  Никитин  стал  сдавать  и  злоупотреблять  алкоголем.  Вскоре  умерла  жена, она  болела.  Он  совсем  потерялся  и  стал  много  пить,  а  у  него  больное  сердце.  Сам  он  был  грузным  человеком.  У  него  оставались  две  дочери,  которые  уже  учились  в  институте.  Одна  вышла  замуж,  а  вторая  была  на  выданье.  И  всё - таки  в  один  из  дней  случилось,  его  нашли  мёртвым  в  его  квартире.  Умер  от  алкоголя,  оста-новилось  сердце.  Похоронили….  Царство  ему  Небесное.
 
      На  вагонном  участке  работал  мастером  С. В.  Долгополов.  Ему  было  около  40  лет.  Среднего  роста,  полный,  с  явным  животом.  Тугодум,  но  добросовестно  выполняет  свои  обязанности.  Как – то  нужно  было  послать  ответственного  с  бригадой  для  работы  по  оборудованию  здания  под  здравпункт  на  фабрике  № 5  для  прохождения  професирнального  медицинского  осмотра  трудящихся  комбината  «Ураласбест».   В. Н.  Кулаков  выделил  из  ИТР  мастера  С. В.  Долгополова  и  позвонил  В. В.  Плотникову,  который  работал  тогда  заместителем  директора  РМЗ.  Он,  зная  мастера  С. В.  Долгопо-лова,  в  грубой  форме  сказал:
      -Ты  кого  мне  выделяешь  ответственным  на  здравпункт?  Он  ведь  ничего  не  со-ображает,  там  надо  быстро  думать  и  соображать.  Срочно  выдели  ответственным  меха-ника  Рыжова.  Понял! – грубо  высказал  В. В.  Плотников,  он  вообще  с  В. Н.  Кулагиным      
 разговаривал  по  телефону  так  всегда.  Видно,  что – то  не  поделили.
       Меня  назначили  ответственным  по  работе на  здравпункте  фабрики  № 5.  Для  рабо-ты  выделили  электросварщика  Сергея  Максимова,  слесаря  Пашу  и  сантехника  Славу  Боровских.  Ребята  опытные,  от  40  до  50  лет.  Начали  работать  в  ноябре,  а  закончить  и  пустить  в  эксплуатацию  здравпункт  к  Новому  Году  2000.  На  стройке  работало  нес-колько  бригад  с  разных  подразделений  комбината.   Это  были  строители,  маляры,  электрики,  сантехники,  наладчики  и  другие  специалисты.  Наша  задача  состояла в  том,  чтобы  смонтировать  и  установить  приточную  и  аспирационную  вентиляцию  в  трех-этажном  здании  здравпункта.  На  чердаке  установить  вентилятор,  трубопроводы,  по  которым   пойдёт  пар  и  т.  д.  Работы  было  много.  Поэтому  приходилось  работать  с  8  часов  утра  до  20  часов  вечера.  Руководство  комбината  спрашивало  жёстко  и  неради-вых  строго наказывало.  Все  боялись  и  работали  на  совесть. 
      Мои  ребята  с  утра  заряжались  по  150  граммов  самогонкой,  а  в  течение  дня  выпи-вали  по  бутылке,  а  может  и  больше.  Работали  ударно,  они привыкли  работать  под  кайфом.  Бороться  с  ними  в  тот  момент  было  бесполезно,  немного  прикладывался  и  я  за  компанию.  Работали  напряжённо,  моя  задача  была  разобраться  с  воздуховодами,  где  они  устанавливаться  должны  и  т.  д.
      Иногда  работало  у  меня  до  четырёх  человек,  в  зависимости  от  количества  работы.  Здравпункт  сдали  к  15  января,  который  начал  принимать  первую  партию  работников  комбината  «Ураласбест»  на  прохождение  медицинской  комиссии.
     Нас,  кто  работал  на  здравпункте,  поощрили  премией  в  1500  рублей  дали  5  отгу-лов.  Хорошо.  Все  были  довольны.
   
      В  токарном  отделении  мастером  работала  Р. С.  Хабарова.  Техник  по  образованию,  самоуверенная  в  себе.  Когда  я  8  лет  занимался    машиной  по  заливке  подшипников  баббитом,  возмущалась  по  поводу  механической  обработки  и  изготовления  деталей.  Не  далёкий,  как  и  все  техники  человек,  видит проблемы,  только  у  себя  под  носом.
Впрочем,  у  меня  с  ней  конфликтов  не  было.
      Справляли  у  неё  юбилей  50 – т  лет  в  столовой  «Огонёк ».  Народу  было  много,  че-ловек  120.   Мне  запомнился  один  смешной  случай. Я  сидел  рядом  с  Ю. М.  Бирюче - вым  за  столом,  а  напротив  нас  расположилась  супружеская  пара.  Женщина  было  очень  полная  и  большой  комплекции,  а  рядом  с  ней  сидел  её  муж  небольшой  комплекции.  По  сравнению  с  ней  он  выглядел  ребёнком  по  комплекции.  Зал был  большой,  и  мы  сидели  на  левом  крыле  столов  у  окон.  Шёл  процесс  поздравлений,  который  затянулся  по  времени. Ю. М.  Бирючев  и  я  с  соседями  по  нескольку  рюмок  выпили,  как  и  все.  Стало  хорошо.  Он  стал  обращать  внимание  на  крупную  женщину,  говорить  ей  комплименты  и  заигрывать  с  ней.  Я  не  мог  сдержать  смех,  который  меня  распирал,  так  он  это  делал  смешно.  Наконец,  ей  это  надоело,  и  она  важно  и  грозно  сказала:
      -Видите!  Это  мой  муж! – Показывая  пальцем  сверху  вниз  на  своего  мужа,  который  сидел  рядом  с  ней и  доходил  ей  до  подмышек.
       Я  сразу  грохнул,  не  удержав  смеха,  хохотал  до  боли  в  животе.  Так  я  ещё  давно  не  смеялся.  И  сейчас,  когда  я  вспоминаю  этот  случай,  меня  тянет  на  смех. 

      В. П.  Ульянов,  энергетик  блока  № 3,  лет  42,  техник по  образованию,  имеет  опыт  работы  в  цехе.  Энергетиком  работать  здесь  можно  и  без  проблем.  Нагрузка  не  боль-шая.  Энергетик  лишнее  не  сделает,  поэтому  вся  работа  по  цеху  достаётся  механику.
Были  с  ним  стычки  по  работе,  но  до  конфликта  не  доходило.  По  его  настоянию  я  сдал  на  4,  а  позже  на  5  группу  электробезопасности.  Оставался  за  энергетика  в  цехе,  когда  он  был  в  отпуске  или  болел.  Вначале  было  страшновато  оставаться,  потом  при-вык.  Впрочем,  с  энергетиком  сработались,  и  всё  было  нормально.

      При  начальнике  блока  № 3  В. В.  Плотникове  проводили  дни  рождения,  отмечали  праздники. Обычно,  после  трёх  рюмок,  мужики  начинали  меряться  силой  и  ловкостью.
Я  делал  стойки  на  голове,  на  стуле,  кувырки  через  голову  и  т.  д.  Как – то  раз  стали  бороться  с  мастером  Ф.Ф.  Нигаматулиным,  который  сам  меня  вызвал.  Я  его  прямо  на  полу  положил на  лопатки.  Ещё  раз  поборол.  В  третий  раз.  Он  встал,  махнул  рукой  и  сказал:
      -С  ним  бесполезно  бороться.  Всё  равно  поборет.
      Ясно,  не  таких  борол.  Больше  никто  со  мной  не  стал  бороться.
      Часто  тянулись  на  руках.  Многих  борол,  но  и  меня  перетягивали  на  руках,  кто  по  тяжелее  и  покрепче  меня.  Утром  болели  руки,  да  и  всё  тело.
      Как – то  я  предложил  ребятам  тянуться,  сидя  на  полу,  упёршись  ногами  друг  дру-га,  обхватив  руками  прочную  палку.  Многих  я  перетянул  ребят.  Стали  тянуться  со  старшим  мастером   Уткиным,  который  по  комплекции  меня  крупнее  и  тяжелее  на  15  килограмм.  Мы  тянулись  напряженно  около  45  секунд.  Но,  увы.  Он  перетянул  меня,  спина  у  меня  не  выдержала,  и  я  оказался  оторванным  от  пола.  Но  сопротивлялся,  как  мог,  ведь  я  боялся  сорвать  спину.  У  меня  был  остеохандрос  поясницы.  На  другой  день  спина  немного  болела,  а  Уткин  пошёл  на  больничный  лист  со  спиной.  Ю. М.  Бирючев  при  случае  шутил,  мол,  механик  сломал  Уткину  спину.
      Гуляли  мы  крепко,  по - русски.  Если  не  хватало  водки,  то  энергетик  приносил  из  своих  запасов  технический  спирт,  и  гулянка  продолжалась.  Напивались  до  чёртиков.  Я  раза  два  вырубался.  И  это  плохо,  можно  концы  отдать  раньше  времени,  как  случи-лось  с  Ю. М.  Бирючевым.  Нужно  сделать  правильный  вывод…. 

      Со  временем  работы  механиком  приходил  опыт  и  знание  оборудования,  его  ре-монт.  Первые  три  года  было  трудно  работать  с  машинистами  мостовых  кранов.  Из  ничего  возникали  конфликтные  ситуации.  Десять  машинистов  мостовых  кранов  раз-бились  на  две  группы  и  заводили  скандалы.  Причины  находили  всякие,  в  основном  ни  о  чём.  Мне  приходилось  уговаривать,  просить  и  воспитывать.  Хотелось,  чтобы  до руководство  цеха  и  завода  не  доходило  и  с  конфликтной  ситуацией  в  коллективе  справиться  самим.  Конфликт  иногда  выходил  наружу,  и  тогда  вмешивалось  началь-ство.  Заводилой  в  коллективе  была  Нина  Бородина,  техник  по  образованию,  умная,  хитрая  женщина.  Она  действовала  и  влияла  на  коллектив  через  подружек  Валентину  Гущину  и  Свету  Егорову,  которые  на  раскомандировке  подливали масло  в  огонь. 
      В  1997 году  на  базе  «Москвичей»,  где  ремонтировали  электродвигатели  в  1  пролё-те,  образовалась  фирма  «Экоремтранс»,  куда  и  ушла  работать  Нина  Бородина.  Сразу,  после  её  ухода  из  коллектива  в  службе  механика  восстановились  нормальные  рабочие  отношения.  Изчезли  склочные,  личные  проблемы.  Работать  стало  легче.
      Бригада  слесарей – ремонтников  состояла  одно  время  до  пяти  человек.  Была  и  мо-лодёжь.  Это  ребята  приходили  на  завод  из  технического  училища  №  48.  Самосто-ятельно  работать  не  могли,  навык  приходил  со  временем.  Были  и  хулиганистые  ребя-та.  У  меня  работал  сын  мастера  Григория  Дублёного.  Его  сын  с  одним  молодым  сле-сарем – ремонтником  из  моей  службы  во  время  работы  напились.  Я  отправил  их  до-мой.  Они  переоделись  и  пошли  домой,  но  зашли  в  заводоуправление  получить  деньги  в  кассу.  Там  всегда  много  было  народа.  В  очереди  устроили  ссору  с  рабочими,  кото-рые  стояли  у  кассы.  Один  из  рабочих  вывел  Дублёных  в  коридор  и  ударил  его  в  ли-цо.  Тот  отлетел  от  удара  и  упал.  Поднялся  с  пола,  взял  урну  и  сзади  нанёс  удар  по  затылку.  Разбил  голову  рабочему  из  блока  № 1.  Рабочий  ушёл  на  больничный  лист  на неделю,  а  может  и  больше.  Был  серьёзный  инцидент.  Дошло  до  руководства  зав- вода.
     Этих  ребят отвезли  в  больницу  на  предмет  определения  алкоголя  и  отпустили  домой.  Пострадавший  пытался  взять  деньги  за  нанесённую  травму  по  голове.  Мастер  Дублёных,  как  мог,  вертелся,  чтобы  не  платить  за  сына.  За  нарушения  трудовой  дис-циплины  пришлось  его  уволить.  Через  несколько  лет  он  повесился.  Психически  он  был  не  здоров.  Не ладил  с  отцом  и  т.  д.  В  дальнейшем  я  старался  не  доводить  до  ЧП  и  пресекал  в  самом  начале.  Но,  в  семье  не  без  урода.  Всякое  бывало….
Прошёл  20  декабря  2000  года  очередной  профессиональный  медицинский  осмотр, состояние  здоровья  удовлетворительное.  Зрение  левого  глаза  1,0,  правого  0,9.  Очки  по  рекомендации  врача  нужны  +1,5.  В  очках  хорошо  смотрится  мелкий  шрифт.
      В  55  лет  состояние  здоровья,  спортивной  формы  не  плохое,  кровяное  давление  по-казывает  140/85.  врач  рекомендует  употреблять  меньше  жидкости  и  соли.
      Спиртные  напитки  желательно  исключить,  заниматься  физкультурой,  соблюдать  пост.  Вести  здоровый  образ  жизни.  Заодно  прошёл  комиссию  на  водительские  права.
А  на  дворе  скоро  новое  тысячелетие  2001  года….

                03.07.2017  год.


Рецензии