Путь Диониса

Среди особо почитаемых древними греками олимпийских богов был один, чей культ резко выделялся на фоне прочих религиозных практик того времени. Отцом его был Зевс, а матерью смертная женщина, он был рожден дважды, этот бог был убит, а потом он воскрес, он мог даровать вдохновение и наказать безумием, Его называли Освободителем, Разрешителем и Дваждырожденным, но более всего он известен под именами Дионис и Вакх (Бахус). Его почитали, прежде всего, как покровителя виноделия и этим определялось его важное место в божественной иерархии.

Наряду с оливковым маслом, вино было важнейшим продуктом питания и самой твердой валютой на всем Средиземноморье. Климат и рельеф Греции таковы, что выращивание зерновых культур было не особо выгодным занятием. Обширных плодородных равнин, необходимых для зерновых культур было мало, а вот каменистые горные склоны, на которых прекрасно росли виноград и оливы, имелись в избытке. Поэтому греки по всей Ойкумене продавали свое масло и вино, а ячмень и пшеницу покупали у египтян и скифов. Во многом благодаря этой торговле греки и стали доминировать среди прочих народов Средиземноморья. Кроме того вино играло важную роль и в повседневной жизни жителей Эллады. Взрослые мужчины пили его практически ежедневно, соблюдая определенные ритуалы, игравшие важную роль в социальной жизни того времени.

Но, как ни странно, столь выгодное виноделие в Древней Элладе поначалу распространялось медленно и сопровождалось разнообразными эксцессами, что нашло свое символическое отражение в мифах о Дионисе. Долгое время считалось, что культ этого бога был позаимствован греками у соседних народов Малой Азии относительно поздно, примерно в IX-VIII в.в. до нашей эры. Однако, расшифровав микенские надписи, историки обнаружили имя Диониса среди имен других богов, а это значит, что его почитали еще на самой заре греческой цивилизации. Но это почитание было более чем своеобразным.

Вакханалии.

Кроме обычных веселых праздников сбора винограда и первого вина, на которых сельские жители устраивали пирушки, распевали гимны и от души дурачились, существовал и тайный мистический культ бога виноделия. Время от времени  женщины, почтенные матери семейств, бросали свои домашние хлопоты и уходили в леса и горы. Там они сбрасывали одежду и наряжались в шкуры животных, пили вино и устраивали неистовые пляски под звуки флейт, кимвалов и тимпанов. Через некоторое время дамы впадали в транс, после чего начиналось настоящее светопреставление. Они танцевали на горячих углях, ловили змей и завязывали их живыми вокруг талии, потом шумной толпой, распевая гимны Дионису, шли на пастбища, где искали быков. Найдя несчастное животное, они зубами и голыми руками разрывали его на части и ели куски сырого мяса.  Если быка найти не удавалось, то вакханки, или как их еще называли менады (безумные) не брезговали овцами и козами. При случае могли разорвать на части и неосторожного путника. Потом, придя в себя, они смывали кровь, переодевались в подобающую приличным женщинам одежду и мирно шли домой заниматься повседневными домашними делами.

Рассказы о вакханалиях вовсе не были досужими выдумками античных фантазеров. Подобные истории происходили даже во вполне цивилизованные времена, вплоть до римской эпохи, когда вакханалии были запрещены указом Сената. Тут сразу возникает множество вопросов. Конечно, алкоголь в некоторых случаях может довести человека до безумия, но все вышеописанное совершенно не похоже на симптомы белой горячки.  Даже с учетом того, что в античные времена вино сильно отличалось от того, что мы пьем сейчас. Греки собирали виноград очень поздно, потом еще подвяливали его на солнце, чтобы повысить сахаристость ягод. В результате после долгого брожения вино по сладости, крепости и консистенции скорее напоминало ликер. Для большего эффекта в него еще добавляли мед, сосновую смолу, разные пряные и лечебные травы и прочие ингредиенты. Две-три чаши такого вина могли свалить даже кентавра, потому греки щедро разбавляли его водой и насмехались над варварами, пившими вино неразбавленным.

Скорее всего, почитатели Диониса добавляли в свое питье сильный галлюциноген. Что именно это было, мы можем только догадываться. Психотропные вещества были знакомы грекам, но их применение жестко регламентировалось. Известно, что во время Элевсинских мистерий в честь Деметры жрецы давали участникам церемонии выпить глоток священного напитка, который вызывал удивительные видения. Возможно, это был какой-то препарат на основе спорыньи или галлюциногенных грибов. Но даже сильный наркотик не может дать хрупким женщинам столько сил, чтоб голыми руками разорвать на части живого быка.

Сами греки объясняли все эти странности просто – сам Дионис вселялся в вакханок и давал им силу для подобных свершений. Известно, что в состоянии глубокого транса человек способен на экстраординарные действия, а чтоб войти в транс порой достаточно долгого коллективного танца под ритмическую музыку. В наши времена такие практики кое-где сохранились, к примеру, у бушменов, живущих в пустыне Калахари. После многочасовых танцев они переживают мистический экстаз, при котором обретают поразительную выносливость и перестают чувствовать боль. Но до разрывания на части животных у них дело не доходит.

Царь Пенфей.

Мужчины Эллады вовсе не пребывали в восторге от вольностей, которые позволяли себе их прекрасные половины во время вакханалий. В те времена порядки были более чем патриархальными. Жена без разрешения мужа не могла ни выйти из дома, ни даже начать разговор. Поэтому попытки мужчин как-то обуздать собственных женщин предпринимались постоянно. О том, к чему это могло привести, мы знаем из трагедии Еврипида «Вакханки», которую по праву можно назвать первым произведением мировой литературы в жанре хоррор.

Сюжет этой истории вкратце таков. Фиванский царь Пенфей позволил себе усомниться, что Дионис был сыном Зевса и даже пытался поместить его под стражу, чтобы прекратить бесчинства, творимые его почитательницами.  Дионис решил показательно наказать наглеца, да так, чтоб другим стало неповадно. Скептически настроенная по отношению к Дионису мать Пенфея Агава внезапно решает принять участие в намечающейся вакханалии и вместе с другими женщинами отправляется в горы.  Узнав об этом, Пенфей решил лично посмотреть, что же там на самом деле творится. Он переоделся женщиной и тайно пошел вслед за матерью. Спрятавшись в кустах, он стал наблюдать за мистерией. Но вакханки его заметили и, будучи под наваждением, насланным Дионисом, приняли его за льва. Поскольку разрывать на части льва не менее интересно, чем гонятся по горам за быками, разгоряченные плясками дамы дружно набросились на беднягу Пенфея.

Далее Еврипид обстоятельно и во всех подробностях описывает, что именно вакханки творили со своим царем. Его родная мать Агава «…во власти Вакха вся тогда была. Вот в обе руки левую берет злосчастного Пенфея руку, крепко в бок уперлась и вырвала с плечом - не силою, а божьим изволеньем». Ну и так далее в том же духе. В Фивы Агава вернулась, гордо неся перед собой жезл с насаженной на него головой собственного сына, полагая, что это голова льва. Далее происходит самая страшная сцена трагедии, когда к женщине возвращается рассудок, и она понимает что натворила.

Заметим, что подобные истории, в которых Дионис самым жутким образом наказывает тех, кто отказывается ему подчиняться, выкорчевывает виноград либо ненароком обижает вакханку, в греческих мифах встречаются сплошь и рядом.  Взять хотя бы известный миф о разорванном на части толпой  менад певце Орфее, который чтил лишь Аполлона и не признавал Диониса. Греческие боги, как правило, не отличались особым добродушием, но демонстративная жестокость Диониса резко выделяла его на фоне прочих небожителей. Такое необычное поведение имело уважительную причину – у Диониса было трудное детство.

Великий поход.

Разнообразные сказания о Дионисе во многом противоречат друг другу, но все эти истории сходятся в одном – богу пришлось пройти через тяжелейшие испытания. Все началось с того, что любвеобильный Зевс соблазнил фиванскую царицу Семелу, и когда ревнивая супруга Громовержца Гера про это узнала,  царица уже была на шестом месяце беременности.  Гера, приняв облик старой кормилицы Семелы, подговорила ее, чтоб та упросила Зевса явиться ей в своем истинном обличии. Зевс пошел на поводу каприза своей подруги и от мощи его божественного сияния сгорел и дворец и сама царица. Зевс едва успел выхватить из чрева Семелы своего недоношенного сына. Царь богов разрезал свое бедро, поместил туда Диониса и зашил рану. Выносив плод, в положенный срок Зевс разродился здоровым младенцем, который был извлечен из его бедра Гермесом. Ехидные античные писатели уверяли, что Зевс очень страдал от родовых мук и Посейдон, чтобы как-то его утешить принес ему свежевыловленных карасиков.

Чтобы спрятать сына от гнева супруги Зевс передает Диониса на воспитание одной из родственниц Семелы, где его держат на женской половине, выдавая за девочку. Но Гера узнает об этом и, наслав безумие на приемных родителей юного бога, доводит их до гибели. Гермес едва успевает спасти Диониса, превратив его в козленка. Он относит его в пещеру на горе Ниса и передает  на попечение местным нимфам и сатирам. Сатир Силен берет Диониса под свое покровительство и кроме всего прочего обучает его виноделию.

Мальчик начинает подрастать и прятать его становится непростой задачей. Везде, где он появляется, распускаются цветы, из земли сами собой вырастают виноградные лозы, а бесплодные земли покрываются пышной зеленью. Гера в очередной раз выслеживает Диониса и насылает на него титанов. Дионис пытается скрыться. Он превращается то в коня, то во льва, то в змею. Титаны настигают Диониса, когда тот превратился в быка. Они разрывают его на части и съедают. Именно эту историю позднее разыгрывали менады во время своих мистерий. Плоть быка была для них плотью бога, вино его кровью, а само таинство поглощения священного вина и мяса было приглашением Дионису войти в их тела и дать простым смертным ни с чем несравнимое блаженство ощущения божественного присутствия.

Таким образом, юный бог Дионис был убит, причем самым жестоким способом. Но титаны не съели сердце бога, где находилась его душа. Мать Зевса титанида Рея собрала останки и сердце внука и возродила его к жизни. После этого она посвятила Диониса в древние таинства, и сделала его своим жрецом.  Так Дионис стал не только богом, который был убит и воскрес, но и жрецом древнего культа, существовавшего ещё до прихода в мир Зевса. Получив покровительство Реи, Дионис обрел могущество, сделавшее его равным олимпийским богам, но характер его после всех этих испытаний сильно испортился.

Вернувшись в мир, он начинает великий поход, силой насаждая в разных уголках земли культ виноделия. В сопровождении свиты из нимф, сатиров и менад, окруженный львами и леопардами, он держит в руках тирс – жезл, увитый плющом, виноградными листьями, увенчанный сосновой шишкой. Везде, где он проходит, вырастают виноградные лозы и люди учатся делать вино. Всех, кто пытается этому сопротивляться, Дионис наказывает безумием.  Фракийский царь Ликург, приказавший вырубить все виноградники, своей рукой убивает собственного сына, полагая, что рубит виноградную лозу. Подобная история происходит с Минием, царем Орхомена и его сестрами. Царь Индии Дариадес гибнет удушенный виноградными лозами, а его воины теряют разум, выпив воды из реки, воды которой Дионис превратил в вино.

На своем пути Дионис посещает остров Наксос, где находит брошенную Тезеем критскую царевну Ариадну и берет ее в жены, наделив бессмертием. Он спускается в царство мертвых и выводит оттуда свою мать Семелу, которая обретает божественную сущность и поселяется на Олимпе, несмотря на недовольство Геры, которая уже ничем не может помешать Дионису. В конце своего путешествия Дионис посещает родные Фивы, где устанавливает свой культ и расправляется с царем Пенфеем, который пытался этому воспротивиться.

«Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, услышавший исступленный рев моих вакханок!» - так рассказывал о своем походе сам Дионис в «Вакханках» Еврипида. После всех этих трудов Дионис отправился на Олимп, где и полагается находиться богам. Но при этом он остается единственным из небожителей, находящимся от смертных на расстоянии вытянутой руки. Достаточно было пригубить вино со словами в честь Диониса, и он давал любому человеку ощутить свое божественное присутствие, даруя чувство свободы и радости.

Как был приручен Дионис.

По мере развития цивилизации изначальный культ Диониса с дикими танцами и пожиранием живых быков для все более культурных и образованных греков становился чем-то не очень приличным, да и неистовое поведение женщин на этих мистериях не давало покоя их мужчинам. Со всем этим надо было что-то делать, но зная суровый нрав Диониса, делать крайне осторожно и тактично. Для начала следовало как-то упорядочить неуправляемую народную стихию вакхического культа. Для этого в Дельфийском храме выделили три зимних месяца, когда Аполлон уступал свое место Дионису, признав тем самым покровителя виноделия одним из главных богов. По всей Греции Дионису возводились храмы, где  таинства совершались торжественно и упорядоченно, без прежних стихийных эксцессов. А для традиционных вакханалий выделили единственное специальное место – гору Парнас, причем проводить мистерию полагалось лишь раз в два года. Чтобы бог не оскорбился этими ограничениями, взамен во многих полисах были установлены новые праздники в его честь. В Афинах это были Великие Дионисии, установленные тираном Писистратом и со временем ставшие главным культурным событием всей Эллады.

Великие Дионисии выросли из веселого  зимнего праздника земледельцев – Сельских Дионисий, когда пробовали первое вино и по этому случаю устраивались веселые пиршества с пением гимнов и шуточными сценками с участием переодетых сатирами и нимфами поселян. Поскольку сатиры были чем-то вроде гибрида человека и козла, то песни, которые они распевали, назывались козлиными, или по-гречески трагедиями. При этом считалось, что сам Дионис вдохновляет певцов и поэтов и является их покровителем. Из этих праздничных представлений и возник греческий театр, который, по сути, был местом прославления Диониса.

Афиняне превратили этот сельский праздник нечто грандиозное с торжественными шествиями и настоящими театральными представлениями, на которых состязались профессиональные драматурги и актерские труппы. Спектакли шли один за другим несколько дней, а победители этого театрального конкурса обретали славу по всей Элладе. Одним из них был Еврипид со своей трагедией «Вакханки», которая вызвала всеобщее одобрение и восхищение.

Но самым главным шагом к приручению грозного и неуправляемого Диониса стало приобщение к этому культу мужчин, которые постепенно навели порядок в непростом деле употребления алкоголя. Греки решили уравновесить пьянящую силу вина прохладной трезвостью воды. Был установлен строгий ритуал, по которому пить полагалось лишь взрослым мужчинам, в хорошей компании, заранее оговорив, сколько вина будет выпито, и в какой пропорции оно будет разбавлено. Такие собрания назывались симпосионами. Это была не просто вечеринка с выпивкой, но и культовое действие – почитание Диониса. В честь него выпивалась первая чаша, и совершалось возлияние вина со словами «Доброму гению». С этого момента считалось, что сам Дионис незримо присутствует среди пирующих.

Греки были уверены, что Дионису более всего по душе, когда его почитатели, взрослые солидные мужчины, забыв о проблемах, ведут себя свободно и раскованно, как юноши. Поэтому на симпосионах было принято развлекать себя музыкой, забавными играми и конкурсами либо просто приятными беседами. При этом пили очень умеренно, обычно лишь три-четыре чаши разбавленного вина, чтобы получить удовольствие, но не потерять разум. Так греки научились принимать от Диониса лишь его полезные дары, старательно избегая его темной «вакхической» ипостаси. Лучше всего, пожалуй, сказал об этом Никострат, чьи слова приводит Плутарх в «Застольных беседах»:  «Древние называли бога Диониса Освободителем и Разрешителем,  уделяли ему большое внимание в мантике не за «вакхическое и исступлённое» его качество, как выразился Еврипид, а за то, что он, изымая и отрешая от нашей души всё рабское, боязливое и недоверчивое, даёт нам общаться друг с другом в правдивости и свободоречии».

Новые традиции почитания Диониса привели к тому, что древняя грозная сущность божества постепенно начала уходить в область легенд и преданий. Это хорошо заметно по изображениям на кратерах, сосудах для смешения вина с водой. По началу, Дионис изображался на них исключительно анфас виде сурового бородатого мужчины, строго глядящего в упор. В более поздние времена мы видим изображения Диониса как прекрасного юношу с рассеянной улыбкой и мечтательным выражением лица. Так за несколько столетий греки превратили одного из самых грозных богов в добродушного покровителя праздничного застолья.

Удивительно, но одна из традиций греческого симпосиона дошла неизменной до наших дней – поднимая чашу с вином, греки просили у Диониса даровать им здоровье. «Будем здоровы» - говорим и мы, поднимая бокалы, позабыв, что тем самым обращаемся к самому Дионису. Но бог не в обиде. И если соблюдать древнее правило «Лучшая мера для Вакха – без лишку, ни много ни мало», то от хорошего вина не будет никакого вреда кроме пользы.


Рецензии