О минах, заложенных в истории России

      Как известно, история не терпит сослагательного склонения. И ещё. Сейчас, впрочем как и немного раньше, в ходу сентенция: "История учит тому,  что она ничему не учит". И всё-таки, кроме , как обращаться за опытом строительства государства в прошлое, в наше историческое вчера и даже позавчера, нам ничего иного не остаётся. А в этом прошлом субъективно и объективно до поры до времени запрятаны мины, ждущие своего часа-часа взрыва.

      Вспомним в частности, кое-что из истории нашего государства. Разве не принятием принципа абсолютного самодержавия в России в то время, когда оно практически отсутствовало во всех развитых странах Европы или было ограничено действиями церкви или парламента и ему подобных учреждений, разве не принятием самодержавия объясняется появление у нас периода Смутного времени в начале 17-ого века? А разве не окончательным укреплением абсолютного самодержавия и проведённой Петром Первым реформой религиозной власти и последующим её ослаблением-этими минами замедленного действия, объясняется весь дальнейший ход исторических событий в России-вплоть до февраля 1917-ого года. В частности разве не тем, что в начале 19-ого века император Александр Первый отказался провести уже подготовленную его тогдашними сподвижниками реформу по упразднению крепостного права в России, не поддержанную высшей светской и церковной властями. Что привело к тому, что крепостное право было отменено только в 1861-ом году. А это сказалось на позднем развитии класса буржуазии в России. А в результате, буржуазия, ещё не окрепшая в результате непродуманных действий царской администрации и ослабленная первой мировой войной, проиграла Февральскую революцию большевикам.

       А разве большевики не заложили две мощных мины под будущее развитие нашей страны, когда во-первых, сначала применили насилие в отношении других народов, населяющих территорию бывшей Российской империи, присоединив их к Советской России, нарушив собственный принцип о самоопределении наций и решив по сути восстановить Российскую империю, но на пролетарских социалистических рельсах; и во-вторых, разве не большевики приняли за основу национально-административное деление нашей страны при образовании СССР в 1922-ом году, что наряду с целым рядом других обстоятельств, в конце концов и привело к тому, к чему и должно было привести,к сожалению,- к развалу СССР, как карточного домика, как  замка на песке, что, конечно ,очень обидно нам - современникам этих событий.

       Мне могут возразить, что я не Кассандра, и пишу обо всём теперь, когда исторические события произошли. Хорошо. Обратимся к событиям недавнего исторического прошлого, так сказать к "историческому вчера". Разве  под будущее развитие событий в современной Российской Федерации не заложены мины замедленного, а возможно и не очень замедленного действия, как то- расстрел парламента в октябре 1993-его года, как выборы президента России в 1996-ом году; как две войны в Чечне с собственными гражданами; как то, что власти уже давно закрыли глаза на то, что количество граждан, проживающих ниже прожиточного уровня в нашей стране достигло, согласно сведениям статистического комитета, 15-ти миллионов человек, а по миллиардерам, мы сегодня третьи в мире после США и Китая. И разрыв в доходах между бедными и богатыми растёт, а богатые, позабыв призыв, к сожалению, уже ныне покойного Александра Лившица, не хотят делиться, забывая при этом, чем кончалось в истории такое нежелание.

       А теперешние события в Украине и нынешние российско-украинские отношения- разве это не мины, уже заложенные обеими сторонами и  мины явно достаточно быстрого действия, возможно уже завтрашнего. А они заложены не только прошлыми историческими минами позавчерашними и вчерашними (подавление самыми жестокими мерами инакомыслия и прежде всего мыслей о самостийности Украины  царской Россией и подавление крестьянских восстаний на Украине в 18-ом- начале 20-ого веков); уничтожение Украинской Республики в 1920-1921 г.г.; подобие гражданской войны на Украине в период Великой Отечественной войны; послевоенная война в Закарпатье и в Прикарпатье с последователями Бандеры, унёсшая десятки тысяч человеческих жизней и закончившаяся аж через 10 лет после окончания Второй мировой- в 1955 году. Последующая советизация, а вернее попытка полной русификации Украины и создания интернационального советского человека) -всё это безусловно сказалось на российско-украинских отношениях, но теперь усугубилось присоединением Крыма к России и событиями на Донбассе. Лично я всегда считал и считаю, что во-первых, Крым- это в прошлом крымско-татарская территория( от этого и почти все названия населённых пунктов и гор, речек и т.д.-в Крыму). И во- вторых, Крым с 18-ого века- это неотъемлемая часть Российской, а не Украинской истории. Но я совершенно не одобряю "мирные действия" России по присоединению Крыма в 2014-ом году, а рассуждения о "вежливых людях" меня просто раздражают: не надо нас держать за дураков или, как говорил Штирлиц- Вячеслав Тихонов:" Не надо нас держать за болванов в польском преферансе". Кстати, в нашем относительно не давнем прошлом уже было подобное событие, когда в 1940-ом году мы, якобы по просьбе законных правительств Латвии, Литвы и Эстонии, ввели наши войска на территории этих, в то время, суверенных государств-членов Лиги Наций( тогдашнего европейского ООН). Ну и чем же это всё закончилось? А закончилось это выходом прибалтийских советских социалистических  республик из состава Советского Союза в 1989-ом году, раньше всех других союзных республик. Так зачем же повторять печальный опыт прошлого, закладывая новые мины на старый лад?

     Я заканчиваю статью. Я перечитал то, что уже напечатал, ощутил горечь и какую-то безысходность. Но чёрт возьми, должен же быть какой-нибудь выход. Ни вечно же мы будем наступать на одни и те же грабли и ставить мины под собственное существование?

     Есть в русском языке такие простые русские слова -"вера и надежда", ставшие у нас любимыми именами- "Вера и Надежда". "Вера и надежда"- это как два крыла у птицы или у самолёта. И если в слове "вера" я чувствую какой-то религиозный фанатизм, и отсутствие каких-либо сомнений, а я считаю что я -человек, если сомневаюсь;а в имени "Вера"- ощущаю какую-то сухость и жёсткость(возможно из-за присутствия в четырёх буквенном слове буквы "Р"), то при слове и при имени "Надежда", как-то теплеет на душе. Нет, недаром Надежда, Надя, Надюша- - так зовут окружающие героиню Рязановской "Иронии судьбы", недаром одна из лучших песен Пахмутовой и Добронравова- это "Надежда" и не даром слово "надежда" означает последнее в судьбе человека на что он может рассчитывать. И потому, я закончу статью и пока мне ещё дозволяет здоровье, выпью хорошего вина за НАДЕЖДУ! Потому, как что ещё теперь остаётся...   


Рецензии
Григорий, в то время, когда в России возникло абсолютное самодержавие, подобный принцип гос.устройства имел место очень во многих странах. И осуществлялся очень немалой кровью. Про них тоже можно сказать, что они заложили кучу мин под себя – если бы они не завоевывали колонии, сейчас с теми народами не имели бы нынешних проблем.

И что-то я ни разу не встречал мнение, что Смутное время в начале 17 в. – следствие принятия самодержавия как такового. Как можно объяснить их связь? Для сравнения - в Польше НИКОГДА не было абсолютной монархии, власть короля была чрезвычайно ограниченной, и чем это кончилось для Польши – известно. Вот это была «мина», так «мина»!

По поводу двух большевистских «мин» - конечно, можно сказать, что если бы они не восстановили Российскую империю в виде союза республик, то она бы потом не развалилась. В этом случае просто нечему было бы разваливаться. Но это уже переваливание с больной головы на здоровую – мол, если бы дед не построил дом, внук – наследник-раздолбай не спалил бы его.

С уважением

Игорь Семенников   25.07.2017 05:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.