Арсений Первый-галактический император. Ч. 2. 9-8

Корпоративное голосование заключалось в следующем. Избирательный голос, который имел каждый избиратель, - это был так называемый “большой” голос. Он разделялся на сто “маленьких” голосов, которые избиратель мог использовать множеством разных способов.
Самым простым и распространённым способом было использовать голос в обычном, “территориальном”, голосовании. Самым простым – но отнюдь не единственным.
Вот какие имелись альтернативы:
1) отдать голос любимой политической партии, которая сама решала, - на каком избирательном участке его использовать.
2) отдать голос какой-нибудь общественной организации с “политическим” оттенком.
3) отдать голос своей профессиональной ассоциации (нечто вроде привычных профсоюзов, но гораздо более мощных и разносторонних).
В книге были описаны и другие варианты – но Арсению они показались очень сложными. По крайней мере, “сходу” он их не понял.

Последняя необычная конструкция относилась к парламентским республикам.
Как известно, в таких республиках главным должностным лицом является премьер-министр, избираемый парламентом. Если ни одна из партий не получает в ходе выборов абсолютного большинства (обычно так и происходит), то приходится формировать коалиционное правительство, поддерживаемое несколькими партиями.
Если партий в парламенте две или три (в крайнем случае четыре), то в такой системе нет ничего страшного. А вот если партий много… Тогда существует слишком много вариантов коалиций. И вполне может случиться ситуация, когда правящие коалиции меняются слишком часто. Соответственно, вместе с ними меняется и премьер-министр вместе с подчинённым ему правительством.
Хорошо это? Да не очень. Политическая нестабильность к хорошему не приводит.

Противоядие против чрезмерной парламентской нестабильности придумано давно: процентный барьер. Если партия на выборах не набирает заранее установленного процента (обычно три, но бывает иногда четыре, пять или даже больше), то в парламент она не проходит. Таким образом обеспечивается политическая стабильность – но за счёт мелких партий.
Эффективно это? Вполне. Но, надо признать, не очень демократично.
Чтобы добиться политической стабильности, не очень сильно “зажимая” мелкие партии, и была придумана хитрая конструкция – разделение нижней палаты парламента на “палату решений” и “палату мнений”.

Выборы в обе эти палаты велись параллельно. А вот после подсчёта голосов производились некоторые манипуляции.
Все депутаты, выигравшие выборы в “палату мнений”, там же и оставались – вне зависимости от того, сколько процентов набрала их партия. Те, кто победил на выборах в “палату решений”, в этой же палате и оставались – при условии, что их партии преодолели требуемый конституцией процентный барьер. А вот с победившими кандидатами в “палату решений”, партии которых нужного процента голосов не набрали, производилась хитрая манипуляция. Их переводили в “палату мнений”.
Что получалось в результате? В “палате решений” мелкие партии отсутствовали. Зато в “палате мнений” их было примерно в два раза больше по сравнению с простейшими выборами – без всяких процентных барьеров.
При этом функции обеих палат были совершенно разными. “Палата решений” была классическим парламентом, то есть издавала законы, формировала правительство и вообще выполняло функции высшего правительственного органа. Поскольку в ней не было мелких партий, свои функции она могла выполнять оперативно и эффективно.
А чем же тогда была “палата мнений”? Своего рода “мягким гарантом демократии”.

Почему гарантом демократии? Потому что “палата мнений” имела следующие основные функции:
1) Контроль за органами власти на всех уровнях.
2) Контроль за свободой средств массовой информации.
3) Контроль за процедурой выборов.

Почему именно “мягким” гарантом? Потому что этот орган был лишён “прямого действия”. Депутаты “палаты мнений” не могли никем непосредственно командовать. Но их запросы к органам власти имели чрезвычайно высокий приоритет.
И донести своё мнение до широких масс народа им было очень легко. Каждая “палата мнений” издавала электронные газеты-вестники, в которых могли свободно печататься абсолютно все депутаты палаты, причём без какого-либо предварительного редактирования и тем более цензуры. Единственное ограничение – один депутат не мог напечатать в этом вестнике более пятидесяти страниц в неделю. Право же, это очень мягкое ограничение.

Арсений ещё раз задумался. Придумано-то неплохо. Только вот как это работает? Надо как-нибудь поинтересоваться.
А теперь пора идти спать. Его первый день в будущем подошёл к концу.


Рецензии