Информация источник озарения

ПАВЛОВ А.Н.

ИНФОРМАЦИЯ – ИСТОЧНИК ОЗАРЕНИЯ
…Хотя нас интересуют явления реального
мира, мы можем работать только с тем,
о чём мы можем размышлять.
У. Райтман

    В одной из научно-популярных телевизионных передач    была сформулирована такого рода задача:
• Представьте себе гигантский компьютер с практически беспредельными возможностями.
• В него в качестве исходных данных закладываются все знания об электричестве, которыми обладал М. Фарадей.
• Спрашивается:  сможет   ли    наш     компьютер     вывести     уравнения Дж. Максвелла,  приведя нас к пониманию того, что электромагнитное поле     является материальным носителем взаимодействия.
    Сразу отметим, что М.Фарадей знал много даже по современным меркам. Кроме того, это был гениальный учёный. А.Г.Столетов, в частности, оценивал его личность очень высоко:
«Никогда со времён Галилея свет не видел стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея».
    В то же время Д.Максвелл опирался на работы М.Фарадея, тщательнейшим образом изучал его «Экспериментальные исследования по электричеству». Он писал:

«Я решил не читать ни одного математического труда из этой области, пока не изучу вполне основательно это сочинение».   

    Таким образом, вопрос задачи сводится к тому: смог бы архивсесильный компьютер заменить Дж.Максвелла? Автор задачи ответил на этот вопрос без всяких колебаний – нет. И я полностью с этим ответом согласен.

    Дж.Максвелл изучал М.Фарадея, загружал себя вопросами, но сознательно ничего не читал по математическим интерпретациям экспериментов М.Фарадея.
    У самого же М.Фарадея таких интерпретаций не было, поскольку, во-первых, он не очень хорошо владел математическим методом, а во-вторых, считал, что даже самое сложное можно изложить без языка «иероглифов». По выражению А.Эйнштейна, его «ум никогда не погрязал в формулах».
    Таким образом, Дж.Максвелл оказался над догмами существовавших в его время математических интерпретаций работ М.Фарадея. Он удержал свой ум в чистоте. Поэтому и результат был выдающимся. Обнаружилось новое явление – поля, создаваемые движущимися зарядами, оказались способными покидать источник и самостоятельно путешествовать в пространстве. Математическое оформление такого поля связано с шестью числами в каждой точке пространства. Представить себе это невозможно, это выходит за пределы наших способностей к абстракциям и тем более чувственным восприятиям. Дж.Максвелл вышел за рамки тогдашней науки. Внутри этих рамок ничего такого просто не было, и быть тогда не могло. В связи с работами Дж.Максвелла  Р.Фейнман писал:
«Надо иметь достаточно воображения, чтобы думать о чём-то никогда прежде не виданном, никогда прежде ни слышанном. В тоже время приходится ... надевать на мысли смирительную рубашку ...» [1977, с.137]
    Неправда ли, как удивительно хорошо слова выдающегося физика согласуются с разработками в  «области божественного материализма» Шри Ауробиндо и Матери.
     Ищущий «вытягивает свои мысли»  из некоего пространства. Он должен всё время находиться в состоянии открытости по отношению к нему. Вот основное требование при поиске нового. Про время основатели учения о Сверхсознательном ничего не говорят.
Безмолвие ума открывает путь в пространство. Вот и всё. Там кладовая новой информации.
    В соответствии с моими обсуждениями, настоящего и будущего [см. Павлов А.Н. Пространственно-временные основы геологии. ЭФР] будущее – это только время, направленное к нам, прошлое – это время, связанное с пространством (овеществлённое время), а настоящее – это только пространство (пространство без времени).
    Таким образом, можно вывести утверждение, что если новая информация присуща только пространству, то она безвременна, т.е. вечна. Но её по частям можно брать (изымать из пространства) и с помощью времени переводить в новую кладовую – в прошлое.
    Этот перевод очень любопытен. Он меняет качество найденной информации. Она вычленяется из Невыразимого, отрывается от Целого с помощью процедуры вычленения, т.е. через придание ей какой-то формы, выдуманной формы. Например, у Дж.Максвелла такой формой являются уравнения. Генри Герц удивительно точно ответил на вопрос, что такое теория Максвелла:
 – теория Максвелла есть система уравнений Максвелла (по Павлу Флоренскому [2006]).
     Мы знаем, что это искусственное и сугубо индивидуальное действие. Но другого способа использовать «находку»  просто нет, по крайней мере, для нас с вами, для людей.
    Таким образом, из единого информационного пространства вне нас мы вырываем кусочек и перетаскиваем его к себе, в своё «Я»  и в «здание»  науки и практики человека. Извне перемещаем внутрь.
• Новое становится прошлым и, будучи переработанным во множество научных и технологических кирпичиков, постепенно стареет и затем умирает: информационное сырьё заканчивается.
    Такую переработку выполняет разум. В этом и состоит его организующая и одновременно разрушительная роль. Организуя «кирпичики», т.е. создавая какие-то формы, переводя общее в конкретное, разум это общее и цельное разрушает, дробит на всё более мелкие и мелкие частности. Собственно, это и называется дифференциацией знания, это и есть рост информационной энтропии, записанный К.Шенноном как сумма вероятностей, связанных двоичным логарифмом. Сама двоичность, которая и определяет единицу измерения информации – 1 бит, основана на представлениях классической логики: логики исключённого третьего. Если А истинно, то В ложно. Третьего не дано. «Да», «Нет»; белое – чёрное; добро – зло; верх – низ; жизнь – смерть и т.д.

    У Шри Ауробиндо такой разум называется обыкновенным. Это первый самый низший уровень восприятия Мира. Именно на этом уровне живёт современное человечество. Обыкновенный разум – это линейное видение. Информация воспринимается как последовательная смена «Да», «Нет». В каждый момент обыкновенный разум видит что-то одно и не может видеть больше. Претензии на большее заводят в тупик и создают то, что называется противоречием. Воспринимая что-то как факт, такой разум автоматически отсекает всё остальное. Он понимает только одну истину. Таким образом, обычный разумный человек как мельница вечно перемалывает время и пространство, постоянно изолируя все кусочки и потом, осознав, что перестаёт в этом созданном им самим хаосе что-то понимать, пытается эти кусочки собрать в целое, но не знает как. Не знает, потому что  при дроблении единого он процедурно создаёт противоречия между кусочками. Это неизбежно, поскольку только противоречия и способны разделить.
    «Верх»  и «низ»  противоречивы. Но без низа не было бы и верха, без зла не существовало бы и добра. Не будь тьмы, мы бы не знали, что такое свет. Закон прогрессирующей фрагментации дробит всё, для него нет исключений и ничего святого. Человечество девальвирует не только материальный мир, но и такие духовные ценности, как радость, любовь, дружба.
    Но к процедуре разделения, к цепочке меньше ; меньше ; ... ещё меньше можно относиться и по-другому :
нет противоречий, есть дополнения.
Белое дополняет чёрное, смерть дополняет жизнь. Можно и так. Но разделяются-то эти понятия как несовместимые. Их различие построено на противоречии. Между ними проводится граница, поэтому их и можно отличить.
    Обыкновенный разум любит конкретное возводить на пьедестал. Часто приходится слышать: я занимаюсь конкретным делом, я практик, а вы что умеете делать? Если вы ответите, что вы умеете искать понимание, эти практики вас не поймут. Они решат, что вы ничего не умеете. Почему-то считается, что умение понимать никому не нужно. Наверное, от этого все наши беды. Пожалуй, это и есть самая простая иллюстрация  обыкновенного разума:
Без него не прожить, но хорошо жить по нему нельзя.
Обыкновенный разум – это разум разъединяющий.
    Существуют ли попытки вывести человечество за рамки обыкновенного разума? Да, такие попытки есть. Хотя трудно сказать, тупиковые это направления или нет. Скорей всего тупиковые, поскольку они опираются на методологию разума обыкновенного. Можно ли выбраться из здания, живя по правилам его внутреннего распорядка и не нарушая его, двигаясь только по лестницам и площадкам? Понятно, что нельзя, если не спуститься снова на первый этаж. Выйдя же в окно, вы наверняка погибнете или переломаете себе все кости. Так и с возможностями разума обыкновенного. Ведь этот разум всё формализует. Именно в этом его суть. Безусловно, разнообразные логики, алгебры, геометрии, философии и т. п. расширяют наши информационные возможности, позволяя единое увидеть в разных кусочках, в разных по форме, содержанию и т.д., но ... всё равно в кусочках. Иными словами, в любом случае мы расфасовываем, только делаем это по-разному: то в кулёчки, то в ящики, то в пакетики, то в вагоны или танкеры и т.д. Но что от этого меняется в принципе? В принципе – ничего. Кусочки остаются кусочками. Хорошо, если хоть кто-то понимает, что в этом состоят наши тщетные попытки увидеть мир целиком в частях. А может быть, нам другого и не дано? Может быть и так. А может быть нам это и не надо? Надо!  Иначе бы мы к этому не стремились. Целое – это  ВЫСШЕЕ. Мы всё время смотрим вверх. Всё время лезем в гору и к  ЗВЕЗДЕ.
    С помощью присущей нам методологии расчленения и дробления основные уровни восхождения человека по лестнице сознания и освоения информационного пространства всё-таки как-то просматриваются. Следующая ступень после обыкновенного разума – это высший разум.
    Он более свободен и прозрачен и чаще всего свойственен людям с философским складом ума. Он тоже не достигает высокой общности восприятия Мира, тоже дробит целое на куски в виде идей, слов, схем и т.п., но старается дробить покрупнее и потенциально склонен к интеграции. Он начинает понемногу понимать любовь и радость как таковые, вне связи с какими-то конкретными причинами, но потом он обязательно должен что-то и как-то себе объяснить. Только тогда для него наступает «полное понимание».
    Мне кажется, особенность высшего разума очень  точно охарактеризовала  Б.Ахмадулина, отвечая на некоторые вопросы редакции газеты  АИФ (№ 15, апрель 1997):
«Иногда я ощущаю какое-то счастье. Это осознание мгновения бытия. Отражение Луны в Неве, например, ... Большего просить не приходится». 
Мгновенность и редкость осветления  Мира. Это тот максимум, который может позволить себе высший разум.
    Следующий уровень – это осветлённый разум. На этом уровне человек входит в состояние «энтузиазма», в мир ускоренного ритма. Ему открываются новые перспективы и новые неожиданные для него связи. Он входит в состояние истины, воспринимая её как должное и естественное: есть и всё. Возникает спонтанный подъём творческой энергии. Особенно характерно это явление в поэзии. Долгая и как будто безуспешная работа вдруг завершается внезапной вспышкой способностей – сознание открывается и, как говорят,  ... пошло, поехало. Помните, у В.Маяковского в его великой поэме «Облако в штанах»:
                Я раньше думал —
                книги делаются так:
                пришёл поэт,
                легко разжал уста,
                и сразу запел вдохновенный
                простак –
                пожалуйста!
                А оказывается –
                прежде чем начнёт петься,
                долго ходят, размозолев от
                брожения,
                и тихо барахтается в тине
                сердца
                глупая вобла воображения.

И далее, после огромного внутреннего напряжения:
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперёк горла,
пухлые taxi и костлявые пролётки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе.

родилось  СЛОВО:
                И когда —
                всё-таки! –
                выхаркнула давку на
                площадь,
                спихнув наступившую на
                горло паперть,
                думалось:
                в хорах архангелова хорала
                бог, ограбленный, идёт
                карать!

Чувствуете?!  Когда родилось, ощутил, что это СЛОВО-то не его. Он вымолил его, выстрадал, но ему показалось, что он ограбил Бога и за это будет наказан.    Но страха не было. Возникла радость и огромный подъём. Именно он характерен для озарённого разума:
                Я,
                златоустейший,
                чьё каждое слово
                душу новородит,
                именинит тело,
                говорю вам:
                мельчайшая пылинка живого
                ценнее всего, что я сделаю
                и сделал.

И потом наступает успокоение:

                Вселенная спит,
                положив на лапу
                с клещами звёзд огромное
                ухо.

    Всё это прорыв за рамки обыкновенного разума, за пределы обычной жизни, выход из серого тона повседневности. Но это не полёт. Это крик души.

    Интуитивный разум.  Это искра знания, находящаяся прямо перед вами. Этот разум позволяет устранить с пути многочисленные препятствия. Сознание просыпается мгновенно. Но оно связано не со вспышкой озарения, а с наступившим опознанием и узнаванием. Перед нами поле из точек радости, простор гармонии. Шри Ауробиндо назвал интуицию  воспоминанием истины. Вероятно, так можно назвать интуицию. Это постепенное ощущение того, когда мы видели всё:
« вечное мгновение – причина лет».
Истина нам хочет показаться целиком, а наш разум всё-таки пытается конкретизировать её, искажая суть формами (в живописи, поэзии, математике, религии и т.п.). Этот разум ещё не может сохранять безмолвие. Он свободнее, чем все предыдущие уровни, но свободен не полностью. Его ещё тянут путы дискретного. Он ещё не умеет понимать, хотя видит уже поле, но поле из мерцающих точек.
    Вершина человеческого сознания – это  глобальный разум. Считается, что это космическое сознание при сохранении индивидуальности. Это мир Богов. Различные религии представляют собой конкретные, частные, аспекты бесконечных возможностей глобального разума. Он источник величайших мировых шедевров искусства. Это откровения. Глобальный разум проявляется редко, но он может коснуться не только избранных. Его присутствие способен ощутить каждый. Для его обозначения в русском языке существует довольно точное слово БЛАГОДАТЬ. У С.М.Маршака есть в этой связи тёплые стихи:
                О том, как хороша природа,
                Не часто говорит народ ...

                Но глядя с берега крутого
                На розовеющую гладь,
                Порой одно он скажет слово
                И это слово – «Благодать!»

Глобальный рaзум позволяет почувствовать, ощутить исчезновение границ и противоречий, он разрушает кусочность восприятия Мира. Это интегрирующее, объединяющее сознание. Пожалуй, точнее, чем у Сатпрема, не сказать:

ГЛОБАЛЬНЫЙ   РАЗУМ  –  ЭТО  ЦАРСТВО   БОЖИЕ,
доступ к которому предоставляется в минуты   МИЛОСТИ.


Рецензии