Аминь

Галина Горбашова.
Рассказ








   История обещала быть интересной. Он сам хотел  мне ее рассказать и сказал притом,  что  его жизнь настолько насыщенна, что впору книгу писать. Когда он приоткрыл немного из того, что хотел рассказать, то я поняла, что только глупый человек не станет "разрабатывать" эту тему, то есть, сюжет вполне готовый и динамичный, надо его облечь в литературную форму и получится очень интересная и даже поучительная история. Я загорелась сразу же , у меня руки чесались по чему-то более-менее большому.

 Писание рассказов не то, чтобы утомило меня, но они писались очень быстро и я не успевала получить  достаточного кайфа, говоря современным языком, а по- нормальному – удовольствия. Написал рассказ, как конфетку  получил, чувствуешь, что  он неплох, интересен , самой нравится, но очень уж маленький, газетный формат, как говорит моя редакторша.  И хотя эти форматы печатаются с удовольствием, хочется  писать что-то посерьезнее. Одними рассказами сыт не будешь - это образное выражение.

  Я  обдумала, как я буду писать своё повествование, где будет  фактический материал, в какой форме он будет  написан,  а   где – литературный, употребляемый мною в данном случае, для придания колорита  этой истории и для связки с  самим повествованием, то есть, рассказом героя.

  Рассказа героя, как такового, в  природе не существовало. Я определила хронологию событий, выспрашивая у друга  разные даты по многу раз,  у меня никак не получалась хронология из-за недосказанностей   Героя, считавшего, что мне вот это положено знать, а вот это – зачем? Приходилось объяснять вновь и вновь  , зачем мне это надо. Что я спрашиваю это все не просто так, а с целью понять характер Героя и  объяснить его поступки. И хронология очень важна, потому что если два события поменять местами, то может получиться  причинно-следственная связь, которая  вообще не соответствует действительности и направляет все в иное русло.

  Я начала писать,  как всегда, заражаясь настроением героев и  проникая в их жизнь, которую знала очень хорошо в объеме, предоставленном мне другом. По ходу написания появлялось все больше вопросов личного характера и я должна была их все выяснить.

 Получать на них письменные ответы – довольно приблизительно, потому что друг  писал на русском по сильно сокращенной схеме, иногда отвечая просто одним словом. И я пыталась, предлагая ему варианты ответов, угадать, что он хотел сказать.

  Несколько раз терпение ему изменяло и он коротко бросал «в скайп». Я мигом  открывала скайп и ждала, когда он  включится и настроит звук, который был отвратительным, потому что  пропадало по полслова, а то и  несколько слов и невозможно было понять, о чем он говорит. Потом он как- то приспосабливался и   звук его голоса доносился  сносно.

 Что касается видимости, то это – сплошные слезы. Очень темный экран при том, что у него в комнате горел свет. Мне, например, вполне хватает освещенности монитора.  В этом темном  экране  я различаю вполне  отчетливо его  нос и абрис лица. Но этого так мало для общения…. .

  Вообще, я должна рассказать небольшую предысторию нашего общения. Мы познакомились давно, еще весной. И в течение полугода общались довольно  неинтенсивно: в ответ на мои утренние и вечерние открытки,которые я по неопытности тогдашней рассылала всем моим друзьям, он посылал мне из вежливости один-два смайлика. Это было и  немало, во всяком случае, обратная связь –таки была.

 И только  осенью  как-то так получилось, что мы стали обмениваться словами, потом короткими фразами.  Ясно, что за все время общения у меня в сознании  создался определенный образ человека с известной по фотографиям внешностью. Внешность довольно симпатичная, молчаливая,   и оттого- загадочная.

 Я  настроила разных предположений о нём, о том , чем он занимается, как живёт, о его умственных способностях, воспитании и так далее  в силу того, что я видела и  что наблюдала в его действиях в Интернете. То есть,  у меня был образ, который меня устраивал таким, каков он есть, я его принимала, сочувствовала ему  где-то и мне очень интересно было, что же на самом деле представляет собой этот  мой друг.

 Когда  впервые состоялся сеанс в скайпе, у меня был легкий шок.  Это был совершенно другой человек. Не лучше, не хуже того, кого я знала эти полгода. Это был ДРУГОЙ  человек. Настолько другой, что мне даже не верилось, что это он, мой виртуальный друг,- так он отличался от придуманного мною образа. На первых сеансах с его стороны был только звук. Меня же он и слышал и видел. Я не могла поверить, что это он, мне казалось, что если я увижу его, обман его тотчас же раскроется.  Но потом  , хоть и плохо, я увидела его.  И вот вижу, что он говорит, лицо его вижу, вроде, тот самый, а разум  не хочет соглашаться с глазами. В такой степени не соответствовал он  определенному мной придуманному  образу.

  Я смирилась с этим,  ко всему привыкают, теперь мы общались, - это лишь вопрос времени.

 Но общаться так, чтобы он рассказал мне как можно больше из своей жизни, получалось плохо. Постоянно кто-то мешал у него там, в далекой  Сакартвело. К нему часто приходят  друзья, сидят очень долго за столом, пьют вино, разговаривают, если допоздна засидятся, могут лечь спать. Или приезжают родственники, которые живут  почти неделю и , естественно, надо уделить  им внимание. То к брату друг придет… ,  сидят, пьют вино.

  Вообще, без вина в Грузии  за стол не садятся. И пьют его не один стакан. Я делаю «большие глаза», прикидывая, на сколько бы меня хватило, если  от одного стакана пива меня уже «ведёт». А вина у моего друга очень много, мне столько за всю жизнь бы не выпить, даже если бы пили с мужем на пару.  Получается, думаю я, что  определенный процент населения  Грузии ходит в постоянном подпитии, если мерить моим аршином.  Имея такую черту характера, как способность к сочувствию, я начинаю беспокоиться о состоянии печени моего друга, который когда –то перенес болезнь Боткина. Понимаю, что глупо при том выгляжу, мне ведь могут сказать, что это не мои проблемы. Или подумают так, кажется, так и  есть. Но это я отвлеклась.   

  В погоне за  новыми  рассказами я  с разных сторон ищу подход к своему другу, чтобы пообщаться с ним  от души и не торопясь.  Тщетны мои попытки. Больше того, я вдруг начинаю себя ощущать, как бы это сказать,  достаточно навязчивой. Вот человек живет там себе, а я  все пытаюсь проявить инициативу и  пообщаться с ним. Бог знает, что может прийти ему в голову, да еще под воздействием грузинского виноградного. Какая-то двусмысленная ролька у меня стала вырисовываться.

 В конце концов я не выдерживаю  и пишу ему сообщение на целых две строчки. Смысл его сводится к тому, что  чтобы я не показалась ему навязчивой, чего бы мне не хотелось, пусть он, как только его покинут все друзья, родственники и гости, сам  выйдет на связь,  потому что работа у меня стоит, мне нужен свежий материал.

  Он ответил очень быстро. Да,  родственники вчера уехали  и друг брата уже ушёл, но пришли соседи. А далее последовало  обычное  «в скайп». Взяв «под козырек»,  я мчусь в скайп, жду, когда мой друг наладит мало-мальски сносный звук и получаю очередную порцию информации, не имеющей  прямой связи с моим повествованием, но зато  приоткрывающей  глаза  на  некоторые обычаи  жителей поднебесной Картули.

-  Ты понимаешь,- это ГРУЗИЯ! Ты не обижайся на меня ,-  очень убедительно говорит друг. Я это понимаю  и  продолжаю слушать,  -  ко мне  могут прийти в день десять- пятнадцать,… до пятидесяти человек. У нас дверь не закрывается, понимаешь? Соседи, любой  может прийти, налить вина , накрыть  стол и посидеть за ним, даже если нас нет дома. Вот у меня сегодня уже было человек десять!  Это не то, что у вас на Украине – за месяц один человек прийти может и все!  Это ГРУ-ЗИ-Я!-  повторяет он мне, хотя я слышу достаточно хорошо и понимаю тоже. Трезвая, как стёклышко.

-  Да, я понимаю, жаль…, -   безуспешно пытаюсь расставить приоритеты в этой непростой ситуации.

 -  У нас совсем другой менталитет, -  думаю я печально, потому что понимаю, что работа над моим повествованием отодвигается на неопределенный срок, может быть, даже, пока вино не закончится у друга, -  у нас бы, если бы женщина звонила и попадала бы на  постоянно действующее гостеприимство, я так называю  вот эти ежедневные «посиделки», ей бы пришлось позвонить всего раз  и если бы  у хозяина не было  времени с нею разговаривать немедленно, он бы извинился и  назначил бы удобное для нее время  для разговора в удобный для нее день в удобном месте.

  А уж чтобы прийти к кому-то без приглашения для того, чтобы пить вино, к примеру…, я даже представить это не могу.  Насколько мы разные , -  я раздумываю, хорошо это или плохо, - кто к чему привык, -  не хочу  отдавать пальму первенства никому.

  Как трудно приходить к общему знаменателю иногда, даже если  здесь обоюдная заинтересованность. Повлиять на это может множество факторов, начиная с менталитета.

-  Гость в доме – от Бога, -  и все. Даже если эти гости незванные , даже если  они просто вошли в открытую дверь, даже если они расположились у вас  на ночь, потому что ноги уже не несут, да и поздно, -  вот такой народ гостеприимный в Грузии.

 И еще я думаю, что этот обычай у нас рассматривался бы  совершенно под другим углом, вот что значит:  «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».

  А повествование свое закончу позже когда-нибудь,  так тому и быть.

-  Аминь, -  так, кажется, в Грузии всегда  говорят.

P.S. Повествование я-таки закончила и назвала его, как просил мой друг,- «Потерянное поколение».


15 11 11


Рецензии