Семинар инструкторов лыжного туризма

      Из раздела "Зарисовки из туристских странствий"               

          Южный Урал. Неоднократно я изучал маршруты в этом регионе, планировал к разработке и лыжные и водные походы. Но пока я увлёкся Севером и большие походы на «Юга» откладывал на будущее.

          Правда, несколько лет назад я уже побывал на Южном Урале, конкретно, – на Каслинских озёрах. Провезли тогда меня с семьёй на моторке по системе озёр и проток от Каслей до Вишнёвогорска, вблизи которого отдыхали  в очень интересном месте, известном у местных как «Скит».
          Там, на берегу залива стояло две старинных избы в которых жили пожилые женщины, то ли бобылки, то ли бывшие монашки. Каждое утро к ним за молоком приезжали на катере «дачницы» из секретного посёлка за островами. В Вишневогорске этот посёлок называли «городком атомщиков».
          Вот в этом опасном соседстве мы и отдыхали: купались, загорали, ловили рыбку и сушили окуньков на противнях в деревенской печи.
          Но это был просто отдых на природе, туризмом я «заболел» несколькими годами позже.

          В конце ноября из завкома сообщили об интересной путёвке на турбазу в Уфе. Путёвка не простая, а на семинар инструкторов лыжного туризма со сложным походом.
          Завком просит срочно подобрать кандидатуру среди туристов, прочие любители дешёвых путёвок от неё отмахиваются: шутка ли – две недели в снегах на морозе!
          А я и сам был бы не против сходить в такой маршрут. А заодно и получить корочки инструктора по туризму лыжному; по водному я уже давно инструктор.
          Но жаль, я уже использовал отпуск в августе – сводил байдарочников в поход на Приполярный Урал. А в ноябре использовал и накопленные отгулы –  покоряли горы. Косьву и Конжак на Севере.
          Так что двадцатидневная поездка мне не светила. А путёвка «горела» – день заезда уже миновал, желающих получить её даже бесплатно не находилось.

          Подсуетился Юра Задорин, – бывший инструктор ДСО, ходивший со мной в первый сплав по Чусовой, а ныне – ответственный в завкоме за спорт. Он пробил и бесплатную путевку, и освобождение на две недели. Правда, освобождение без сохранения зарплаты.  Но кто думает о деньгах, если впереди  лыжный поход третьей категории! Поход по давно манящим меня горным кряжам Южного Урала! Только не я! 

          В Уфе разыскал турбазу «Здоровье», включился в семинар с трёхдневным опозданием. Теоретическая,  лекционная часть инструкторского семинара уже заканчивалась, до  выезда на маршрут оставалось два дня.
          Пришлось доказывать своё право на участие в походе без теоретической подготовки.
          Решение о моём участии принял Леонид Алексеевич Лушников, «Мастер спорта», председатель МКК Башкирского республиканского Совета по туризму, он же – руководитель этого семинара. Посмотрел мои справки о походах, а их было уже около десятка, в том числе два руководства   лыжными "двойками", и понял, что я уже «бывалый» и в походе буду неплохим помощником молодому руководителю – инструктору турбазы.
          Правда удостоверения «Инструктор лыжного туризме» не обещал – теорию-то я пропустил.
          С его визой мои документы приняли. и разместили среди участников.

          Участники семинара были разные. Прибывшие из разных мест и городов Союза, зачастую без всякого туристского опыта, они больше напоминали туристскую массу обычной турбазы, а не туристов – лыжников, тем более, не будущих руководителей сложных походов. Многим инструкторский поход заменили обычной лыжной  подготовкой и они с удовольствием катались по склонам берега реки Агидель (Белая).
          В путёвках значился двухнедельный поход третьей категории сложности, – о чём думали люди, всучившие новичкам эти путёвки? Людей, их взявших,  понять можно: путёвки «горящие», а значит бесплатные – почему не поехать отдохнуть на турбазе «на халяву»? 

          Кроме таких новичков были и инструктора турбаз из Закарпатья, Средней Азии и Поволжья и несколько туристов – лыжников. Все с небольшим опытом, но желающие получить звание инструктора, а заодно сделать на Урале лыжную «тройку».
          Эти ехали на семинар сознательно, – знали, что здесь предстоит. Таковых набралось свыше сорока человек. Дальнейшее показало, что и они не все готовы к такому походу.

          Два дня ушло на подготовку личного снаряжения, получение продуктов и прочую предпоходную суету.
          На обсуждении набора походной аптечки я «вляпался»: показал кое-какие медицинские знания и тут же схлопотал должность «медбрата» семинара.
          Бегаю по аптекам, формирую аптечки для групп. На турбазе медицинские запасы скудны, зато есть штатный врач-бездельник, отказавшийся доставать для аптек медицинский спирт. Уверен, что спирт под поход он выбил, но не для  аптечек. Я укомплектовал аптечки одеколоном «Тройной», пригодным даже для спиртовки.

          В своей группе я очень уж настырно вмешался в подгонку участниками личного снаряжения и чуть не получил вторую должность – ответственного за снаряжение, но вовремя остыл. Проверкой личной снаряги занялся Володя Привалов – инструктор турбазы, возглавивший группу для получения руководства тройкой, как и другие руководители групп, тоже штатные инструктора башкирских турбаз. Неплохой парень, но не вожак, способный принимать твёрдые, а главное, правильные решения. По отчеству как и я – Митрич.
          Я тогда не знал что инструкторская работа на базах оплачивается с коэффициентами по присвоенному спортивному разряду. Руководство «тройкой» обеспечивало получение первого разряда.

          Электричкой едем на на станцию Улу-Теляк, откуда начнётся маршрут. Здесь даже не турбаза, а по-видимому летний филиал уфимской. Домики имеют зимнее отопление и используются лыжниками разных обществ для тренировочных сборов.
          Протопили немного печи и располагаемся на кроватях, но в своих спальных мешках.
          По разговорам понимаю, что инструктора района не знают, единственная надежда на Л. А. Лушникова, знатока Южного Урала. Предполагается, что все группы пойдут вместе, как бы параллельными маршрутами.

          У инструкторов единственный картографический материал – фотокопия 5-ти километровки района похода. Идти в поход по  неизвестному маршруту с такой картой  –  это всё равно, что идти по глобусу.
          Беру эту копию и в силу своей любви к картам, срисовываю на листы блокнота куски предстоящего маршрута по дням движения,  увеличивая масштаб до километровки. По этим схемам хоть что-то можно будет нанести на маршруте, – дорисовать мелкую деталировку, уточнить рельеф и исправить генерализацию
          Инструктора с загоревшимися глазами помогают мне – их прельстила возможность приложить к отчёту более подробные схемы, тем более, километровки, которые я обещал дорисовывать при движении.
          Лушников тоже заинтересовался моим творчеством, консультирует руководителей уже по моим схемам, а я дорисовываю с его слов  кое-какие детали на участках, где он когда-то проходил. Весь маршрут и ему неизвестен, он и разрабатывал его как первопрохождение.

          Забегая вперёд, скажу, что маршрут прошла  только одна группа. Три другие Лушников увёл по населённым местам долины реки Сим.
          И ещё: по окончанию маршрута мне выдали не только удостоверение инструктора, но и справку о «тройке» я получил не как участник, а как руководитель похода.
                24/11 – 8/12 – 1968г.
          Продолжение: http://www.proza.ru/2015/01/25/229


Рецензии
"Умный в гору не пойдет!", - так мы пели в простейших туристских походах.
У Вас всё по-серьёзному!
Теперь приятно вспомнить.

Альбина Билык   04.07.2017 17:06     Заявить о нарушении
Время собирать камни, разбросанные ранее, т.е. писать воспоминания.

Анатолий Емельяшин   05.07.2017 21:29   Заявить о нарушении