Город, который построил Марк...

С фотографии смотрит юный парнишка в ушанке со звездочкой, подпись под снимком: «Курсант Гомельского военного пехотного училища, 1942 г.».

На другом фото тот же симпатичный юноша – «Младший лейтенант, 30-й отдельный штрафной батальон, командир взвода, 1944 г.»... Белозубый, в полной военной форме (шинель, галифе, фуражка), у крыльца альма-матер, над входом – плакат про планы 4-й пятилетки и подъем советской науки – «Студент Марк Теплицкий. ХИСИ.» (Харьковский инженерно-строительный институт – авт.)

В том же военном кителе, чуть повзрослевший на вид: «22-летний студент. Ветеран, офицер, инвалид», «Молодой специалист. Курск. Архитектурная мастерская УГАГ 1950»,  «Открытие Мемориала. 5.08.1983», фото в мастерской: два архитектора – молодой , чернобородый и седой (очень похожи) что-то горячо обсуждают – «Спорим. Кто сказал, что с отцом легче работать?! 1993 г.». Тот же год, отец и сын на объекте – «Стройка, Хуторская». Взгляд с прищуром, сигарета – «Творец!», иконастас наград на пиджаке, Мемориал, цветы – «Победитель. 9 Мая 2008 г.» , «За Победу!!!» (Марк Львович за праздничным столом поднимает рюмку с апельсиновым соком), «Гвардейцы не сдаются. В больнице. 9.05. 2005» – Теплицкий на больничной койке в накинутом на плечи парадном пиджаке. Знаменитое фото на фоне его брендового детища – «У Дома книги – Мастеру – 75! Июль.1999», «Последнее фото в мастерской. 14.02.2008»…

На странице Дмитрия Теплицкого в «Одноклассниках» альбом «Отец». Столько любви и искренней сыновьей гордости (скромной,  негромкой – это семейное качество Теплицких) в этих снимках и подписях под ними! А комментарии к ним говорят о том, что не только сын любит и помнит отца – его помнят куряне, все, кто знал этого талантливого, мужественного человека, Мастера, так много сделавшего для нашего города, и те, кто не знал его в жизни, но очень ценит его труд . Сделала похожий альбом и в многотысячной группе «Курск: ностальгия», в которой с увлечением модераторствую, называется так же, как и книга воспоминаний архитектора , – «Автографы в камне». А там – фото детищ архитектора Теплицкого (чуть не весь облик послевоенного Курска – его рук дело!) и неосуществленные проекты …

Человек небывалого мужества, несгибаемой воли, бешеной (по выражению сына) трудоспособности, Марк Теплицкий был одним из ярких представителей того прекрасного поколения мальчиков войны, о которых так много написано и еще так мало понято. «Наши мальчики головы подняли, повзрослели они до поры…» У них не было времени взрослеть годами, как мы, и десятилетиями, как нынешние молодые. Из детства сразу – «в мерзлые теплушки, от Прекрасной дамы в «мать» и «перемать»...
Что стоило ему в 19 лет, после ускоренного курса военного училища, командовать штрафной ротой, что стоило мальчику, с детства мечтавшему создавать здания, вести за собой в атаку своих солдат «с таким богатым прошлым»! Он признавался: сначала было очень страшно. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» – от имени того поколения напишет Юлия Друнина.
 
А как страшно было услышать приговор врачей: левую руку придется отнять. А это значит – конец всему, конец мечте о профессии. Хирург понял его мольбу, рискнул: операция была многочасовой (а уж боли Марк натерпелся!), но… чудо случилось: покалеченная, в локте не сгибающаяся, но рука была сохранена. А чего ему стоило приспособить ее, изуродованную, малоподвижную, к работе, знает только он! Сколько раз он потом ломал эту многострадальную руку, падая на нее, сколько раз выходили из нее осколки, уже даже на памяти Димы Теплицкого, родившегося в 60-е.
В институте (мечта все же сбылась) сначала было очень трудно, но он с такой страстью учился, это было такое счастье после войны и фронта – овладевать профессией! За первый проект с трудом получил тройку, а окончил институт с красным дипломом. Какой это был роскошный проект (я видела на фото) – 20-этажного величественного дома в стиле украинского барокко! В стране после войны строили с размахом, денег на градостроительство не жалели.

Но время было голодным, поэтому Марк старался учиться на повышенную стипендию, да еще и подрабатывал, плюс к своей пенсии по инвалидности, чтобы помогать матери. Она осталась одна с младшими братом и сестрой Марка. В его автобиографической книге «Автографы в камне» просто в каждой строчке сквозит упоение этой жизнью после Победы! Впервые увидел Киев, Ленинград, Крым, где проходил практику и где так вкусно кормили в санатории, который он оформлял. Целых три месяца получал зарплату, в итоге справил себе новые пальто и костюм и смог отправить маме очень приличную сумму. А в институте кипела радостная студенческая жизнь: был редактором студенческой газеты «Проба пера», председателем научного студенческого общества, комсоргом и профоргом.

Еще до войны, учась в 4-й школе (она находилась тогда в здании нынешнего театра кукол), Марк Теплицкий занимался в кружке Дома (теперь Дворца) пионеров, которым руководил архитектор Алексей Шуклин. Он и «заразил» юного Марка архитектурой. Мастер вспоминает, как водил их Шуклин на строительство первой очереди Дома советов, автором проекта которого он был.

Для того, чтобы перечислить все, созданное Теплицким в Курске, не хватит газетной площади. Поликлиника УВД на улице Гоголя; цирк, вторая и третья очереди ЦУМа, дом с магазином «Русское поле» на Дзержинского, административное здание на Колхозной, 12-этажные дома с торговым комплексом «Русь» на улице Карла Либкнехта, здание ЦНТИ, комплекс 9-этажных жилых домов с гастрономом «Курск» на Перекальского; комплекс 12-этажных домов с рестораном «Орбита» и 14-этажный «дом-трилистник» с пристройками, где находится кинотеатр «Ассоль» на улице Дейнеки; комплекс жилых и общественных зданий на площади Героев Курской битвы, стела «Героям-курянам» на Красной площади, Мемориал на Никитском кладбище Курска… А еще памятник артиллеристам на Тепловских высотах в Поныровском районе, мемориальный комплекс «Командный пункт Воронежского фронта» в Пристенском… Малая часть сделанного зодчим.

Много лет Марк Теплицкий проработал в «Курскгражданпроекте». Предлагали должность главного архитектора города. Отказался. Предпочел творчество и свободу. Он не был консерватором, всегда использовал самые новые технологии, никогда не довольствовался «суррогатами». Ни за что не согласится на бетон, если в проекте у него, скажем, гранит или мрамор. Столько в нем было уверенности в своей правоте, в том, что для дела необходимо именно это! Нельзя достать, не хватает средств – он ехал в Москву, в министерство, и всегда своего добивался, настаивал, доставал. Что называется, «он уважать себя заставил».

Вспоминает один из опытных курских строителей Валентин Пигарев:
– Работать с Теплицким было сложно, но очень интересно. Требовательный, верный профессиональной этике, не терпящий халтуры, порой бескомпромиссный. Слушал, улыбался, кивал и резюмировал: «Я не изменю своего решения».
 Никогда ни под кого не прогибался, умел настоять на своем во что бы то ни стало. В советские времена для этого рычаги были – к архитекторам, и к Марку в особенности, власти относились с уважением. Решил Теплицкий, что это будет, к примеру, не дерево, а железо, или не пятиэтажка, а девятиэтажка, – значит будет именно так. Так было, например, со зданием РГСУ: первоначально предполагалось пятиэтажное здание, Марк видел его по-другому. В итоге появилось четырнадцатиэтажное, устремленное в небо, красивое здание, украшающее улицу Карла Маркса.

За осуществлением своих проектов Теплицкий следил с тщательной кропотливостью, порой ругался со строителями, но после того, как дело было сделано, встречаясь, радовался, благодарил, что совместными усилиями получилось что-то хорошее. Любой строитель опишет Теплицкого одним емким словом «авторитет».
Халтуры не терпел. Все технологии подгонялись под его художественное восприятие, а не наоборот. Сейчас, увы, мало кто так работает. Поэтому ему там много удавалось. Именно Теплицкий сделал лицо нашего города, думаю, с этим не станет спорить никто.

Дмитрий Теплицкий, архитектор:
– Я тоже учился в ХИСИ, среди моих преподавателей (и декан в том числе) были однокурсники отца. Что называется, приходилось соответствовать.
Он рано начал приобщать меня к профессии. Не знаю, делал ли это специально, но еще в дошкольном возрасте брал с собой на объекты. Помню, как бегал под куполом цирка, помню запах кулис: сена, лошадей – их уже привезли для первого представления, помню само открытие, где мы были всей семьей. Пожар в цирке, конечно, на здоровье отца сказался. Это был удар.

Привычная картинка детства (помню ее с тех пор, как помню себя, еще с нашей прежней маленькой квартирки на Льва Толстого): ночь, в большой комнате свет, и отец склонился над чертежной доской…
Однажды приехали из Харькова на каникулы с однокурсником Мишей. После семейного застолья с маминым коронным блюдом – фаршированной рыбой – долго не могли заснуть, разговаривали. А в комнате отца все горела над рабочим столом настольная лампа – и в 2, и в 3 часа ночи. Это, помню, Мишку очень впечатлило: «Он что, всегда так?» Работоспособности отец был просто фантастической, а главное – он и впрямь всегда Делом жил.

Слово «градостроитель» теперь не в моде, кому-то оно покажется пафосным, теперь все больше в ходу «застройщики», «подрядчики», «проектировщики»… А он, слава Богу, большую часть своей профессиональной жизни прожил во времена, когда это слово что-то значило, а не было пустым звуком.
Он очень переживал не только за судьбу своих детищ, но и за исторический облик города. Пытался по-своему воссоздать утраченные высотные акценты, силуэт нашего города. Всегда учитывал ландшафт, то, как будет смотреться рядом старое и новое, – в общем-то  прописные правила для зодчих, но, увы, в мире, где деньги правят бал, это бывает далеко не всегда.

«Марку надо было в армии остаться», – шутил его младший брат Михаил, – Так и остался командиром». Он был очень упертым, никогда не сдавался. Он спорил, рассуждал, порой был очень эмоциональным, но всегда доказывал свою правоту.
У старых архитекторов была своя профессиональная этика, за которую отец воевал всю жизнь. Собирались в полуподвале дома на Красной площади, 2/4 (тоже его детище), где раньше размещался Союз архитекторов, у нас дома или у кого-то еще.

Он любил читать, всю жизнь писал акварели, его любимыми песнями были «На безымянной высоте» и «На позицию девушка провожала бойца». Слуха особого не было, но попеть любил, и одной рукой старался подобрать мелодию на пианино. В 69-м приобрел свою первую машину, «Запорожец». Быстро научился водить, несмотря на проблемы с рукой.

«Чего изволите?» – это не про отца. За облик города в его профессиональном представлении он воевал, рвал сердце. Неосуществленное в нем болело до конца, особенно музей-сферорама Курской битвы. Столько сил было отдано этому проекту!

…Журналист Владислав Павленко писал о том, как долго и горячо рассказывал ему в больничной палате, в перерывах между приступами боли, почти уже уходящий, Марк Теплицкий, о своих нерожденных детищах, о своем городе, о своем видении градостроительства в родном Курске. Фанатик! Эх, как мало осталось в нашей стране таких фанатиков!

Когда некая общественная организация, что прописалась в одном из подъездов Дома книги, поставила у себя в офисе пластиковые окна, Теплицкий был возмущен. Выглядели они на великолепном здании, безусловно, как бельмо на глазу, поэтому Марк Львович ходил в «высокие кабинеты», чтобы объяснить: так нельзя.

Без работы он не мог. После многочисленных инфарктов, едва оправившись, и в свои 80 приходил в мастерскую работать. Как писал он в своей книге: «Архитектуру я любил больше, чем девушек». Тем не менее девушек он любил тоже, ценил женскую красоту. Полвека прожил с любимой женой Евгенией Исааковной. Она по профессии инженер-химик, работала в лабораториях химфарм- и электроаппаратного  заводов, была прекрасной хозяйкой и верным другом.

Сыновья получились талантливые. Младший Дмитрий – не только хороший архитектор (Пенсионный фонд, фитнес-центр на Ломакина, радиологический корпус онкодиспансера,   торгово-офисный комплекс  по Дружининской, многоэтажные дома на Садовой, Каширцева…). Еще Дима – музыкант. Со школьных лет – ВИА во Дворце пионеров, потом – рок-группа «Нет проблем», до сих пор музыка – один из главных приоритетов его жизни.

В профессии поначалу работал самостоятельно, в начале 90-х при Союзе архитекторов Курской области была создана мастерская архитектора Теплицкого и начался их творческий тандем, который продолжался до 2009 года. В 1999 – м руководство мастерской Марк Львович передал Дмитрию. Знаю, что сыном-коллегой Теплицкий гордился, но был к нему, соавтору, чрезвычайно требователен. У них есть немало удачных совместных проектов.

Старший сын Лев окончил курский худграф, талантливый художник и очень хороший педагог. Ученики его обожали. В прошедшем времени, потому что Льва Марковича, увы, уже нет на этом свете. Он был очень позитивным, добродушным, легким, остроумным – человек-праздник. Хотя и проблем родителям доставлял немало – озорным и авантюрным был с детства. Левины ученики из 27-й и 44-й школ собираются в день его памяти и говорят о нем с такой теплотой! Незадолго до ухода Льва случилась его персональная выставка «Мир животных». Какой он счастливый на фотографиях с той выставки!

Дети, трое внуков (Игорь, Ксения, Анна), недавно родился правнук, сын Ксении. Старшего внука Игоря (он педагог-дефектолог, тоже состоялся в профессии) воспитывали дед с бабушкой – он рано остался без матери. Последние годы Игорь трогательно ухаживал за дедом. Очевидцы – соседи по палатам (а их, этих палат, было немало в жизни Марка Теплицкого) часто рассказывали о том, какие вкусные салатики и супчики приносил внук дедушке, как заботился о нем.

Марк Теплицкий оказался основателем строительной династии. Три его брата, родной и двоюродные, окончили строительные вузы, строителями стали и их дети.
Марк Львович  прожил полную, долгую жизнь, и хотя в ней было немало боли и потерь, проблем и разочарований, но, смею сказать, что это была счастливая жизнь. Он столько в ней успел! Ну разве это не счастье – проходить по городу и видеть воплощенным то, чему отдано столько сил и творческой энергии, свои «автографы в камне», а из окна своего дома на улице Ленина каждый день видеть любимое детище – Дом книги! И дело свое Марк Теплицкий передал не кому-нибудь, а родному человеку – сыну. «И умер  он, насытившись днями жизни своими…», – как пишется в священной книге.

Он совсем немного не дожил до своего 85-летия. Завтра Марку Теплицкому исполнилось бы 90. С юбилеем, Мастер!

«Теплицкий Марк Львович (16.07.1924 – 14.01.2009) – заслуженный архитектор России, внес неоценимый вклад в развитие архитектуры Курска, практически создав новый образ города после Великой Отечественной войны. За 50 лет деятельности выполнил около 300 оригинальных проектов, большая часть которых была воплощена в жизнь. Проект Дома книги в Курске, автором которого был Теплицкий,  отмечен дипломом Союза архитекторов и включен в энциклопедию «Искусство стран и народов мира» как образец социалистического зодчества».


P.S. Из комментариев в альбоме
«Автографы в камне»:

– Уверена, что нужно обязательно на каждом здании устанавливать табличку с именами архитектора и скульптора, чтобы знать, кому низко поклониться в ножки за красоту и эстетическое наслаждение, а в чью сторону, извините, плюнуть за умышленное  уродство города. Рядом с некоторыми строениями не то что стоять страшно, – смотреть!  А Теплицкий-это красота и эстетика!

– Похоже, чуть ли не весь послевоенный Курск – работа Марка Теплицкого! Здорово!!!

– Такой индивидуальной «чешуйчатой» крыши, как у нашего старого цирка – у других, построенных по аналогичному проекту, не было! Жаль, что  ее не воссоздали....

 – Странно, что имени Теплицкого нет на стеле Почетных граждан города, что нет улицы его имени (когда-то ведь речь об этом шла!), нет его мемориальной доски на Доме книги!

P.P.S. Проект мемориальной доски Мастеру на Доме книги скульптора Владимира Бартенева готов и в ближайшее время будет претворен в жизнь.

("Городские известия",15.07.14), 1 том книги "Курян моих прекрасные черты")


Рецензии
Автору удаётся созлавать индивидуализированные портреты. В этом секрет обаяния книги "Курян моих прекрасные черты". Проделана огромная, невероятно тщательная работа по отбору материала, интервьюированию живых свидетелей.
Профессиональный текст. Каждое слово выверено, каждое предложение уместно, стереоскопично, рельефно. Эту книгу нужно изучать в курских школах. Было бы полезно для формирования у школьников правильных представлений о жизни и собственного предназначения в ней.

Виктор Антонов 2   05.12.2020 11:41     Заявить о нарушении