Современный авторский фарфор в частных коллекциях

Мы живем в удивительное время. Наш мир меняется так быстро, что чувствуется вращение земли под ногами. Находясь на старте нового века, хочется в отдельных  ярких работах современных талантливых художников увидеть черты искусства XXI века,  уловить новый виток спирали Фибоначчи. Культурная среда России на протяжении прошлого и нынешнего века испытывает постоянный шок социальных и духовных трансформаций общества. Расширение сознания,  перевод искусства в другие плоскости и миры, в другую эстетику, умение уловить глубинные идеи и вибрации мира  - вот то, что отражается в стилевых направлениях  артпространства страны. Декоративно - прикладное искусство, и особенно авторский фарфор, имеет свои особенности, диктуемые материалом,  формой, современными технологиями, но в первую очередь  общими тенденциями развития духовности и культуры.   Художник не ждет благоприятной погоды для творчества; он создает и дождь и солнце, создает жизнь. А мы, коллекционеры, сберегаем движение души близких и любимых авторов для будущих поколений.
Каждый мастер на основе внутренних переживаний пытается вывести некую формулу искусства и показать ее посредством визуальной метафоры. У Ирины Зайцевой  есть удивительно динамичная работа «Метаморфоза» (фото 1), которая отражает постоянное изменение искусства  как некоего зачарованного существа, заколдованного навеки перевоплощаться из рыбы в бабочку или тело человека, и снова в бабочку.  Которое никак не может остановиться на чём –то одном, непрерывно меняясь то крылом, то хвостом, мерцая цветами , стилями эпох,  оставляя на наших пальцах пыльцу волшебных превращений. Вдохновение автора питает все - и самое маленькое воспоминание прошлого, и искра фантазии или сказки. Тема чайника  «После бури» (фото 2) родилась из противопоставления смерти и жизни, мучительного безразличия во взгляде тонущего моряка и любви несчастной русалки, несущей гибель. Внимание к мелочам, неотъемлемая черта автора, делает рисунок достоверным, доказывая, что всё остальное написанное также правдиво. Теорию правды детали и неудержимую фантазию в замыслах автор ставит в основу логики своих произведений (фото 3).
Диптих Майи Бернацкой и Константина Патова  «Сны принцессы Чаокиум» (фото 4), состоящий из двух художественных объектов, объединенных в единое эмоциональное пространство, построен на формировании многоуровневой системы образов, толкающих зрителя к внутреннему осмыслению собственной личности. Тема разговора с самим собой - о своих снах и реальности, внутренней свободе и плене, чувственных фантазиях ночи дает мощный толчок к саморазвитию .  Обращение авторов к стилистике китайских сказок в европейской культурной интерпретации, использование  тревожной и царственной палитры пурпурного, белого, черного цвета в росписи, изысканная пластика К. Хольцера – Дефанти (фото 5), - все это оказывает мощное воздействие на зрителя.  Влекущий и таинственный образ красавицы в роскошных одеждах рождает воспоминания о  мостах и гондолах, дворце Дожей и площади Сен-Марко, золотом льве, шумящей толпе в блестках венецианского карнавала   ( фото 6).
В творческом мире Галы Соркиной   разрушены границы между театральными фантазиями и реальностью, снами и явью. Придуманные герои  - фарфоровые персонажи, начинают оживать и разговаривать  с владельцем, внимательно слушать и давать советы, смеша, перебивая, поддерживая в трудные жизненные моменты. Многообразие тем мастера,  ее воображение и нежный юмор неисчерпаемы. Размышления о театре, о зазеркалье театрального мира, отраженные в работах Галины Соркиной, в итоге оказываются мыслями о настоящей реальной жизни, вечных человеческих ценностях (фото 7).  Её работы это друзья на всю жизнь, которые не предадут и никогда не наскучат. Вместе со своими героями художник протягивает своему зрителю руку поддержки, предлагая любить себя такими, какие есть (фото 8), быть искренним и честным в чувствах, радоваться каждому дню (фото 9). 

Маленькая фарфоровая Россия - города и деревни, улицы, заводы, усадьбы, колокольни, огромное число жителей, - создана воображением  Андрея Черкасова   как страна, по которой можно путешествовать и достраивать, населять обитателями по своему усмотрению. Отдельно исполненные предметы собираются в разнообразные смысловые группы в витринах коллекций и выставок. Несколько проектов «Дом», «Город», «Деревня», «Завод» связаны одной темой – жизнью любимой автором русской провинции (фото 10). И в тоже время каждый элемент является самостоятельным, живым и характерным художественным образом. Страна бурлит фарфоровой жизнью маленьких граждан,  и растет,  наполняясь образами российской действительности (фото 11, фото 12).
Торжество декоративности , праздника, направленности на зрителя характерны для ярких одухотворенных работ всех художников творческой лаборатории Императорского фарфорового завода. Живые, сочные натюрморты с фруктами Татьяны Чариной  обладают и запахом и вкусом, и кажется, что автор не просто любит жизнь, а сама немного богиня плодородия. Блюдо «Восточная тыква» решено лаконично и  элегантно, создавая чувство праздника осеннего урожая – сегменты пространств  земли, воздуха,  дома, объединяются зрелым плодом с кружевным завитком листа (фото 13). Плоды, как кульминация живительной силы Земли, красоты природы,  украшают сервиз «Фруктовый» ( фото 14). Таинственный талант делать фарфор живым подвластен ей сполна, а портреты современников говорят  с нами на понятном  языке (фото 15). 
Художественные образы Веры Бакастовой  воздействуют решительно – они  сразу и бесповоротно влюбляют в себя. Ее творческая палитра замешана на солнце и радости бытия, а  работы сами излучают энергию  (фото 16). Совершенно особенный взгляд на фарфор -  сплав счастья и живописи  дарит нам возможность взглянуть на мир вокруг и улыбнуться. При этом художник с любовью и по-новому  использует вековые технологии и опыт Императорского фарфорового завода.   «И  люстр мой любимый..» - говорит автор, отражая яркими бликами на буднях нашей жизни теплую охру осенних  петербургских каналов ( фото 17). В любом пространстве ее вазы и тарелки являются источниками притяжения,  светом, который держит на себе интерьер в целом (фото 18). 
Неожиданно по художественному решению блюдо «Алконост» петербургского художника Алексея Наханькова (Нордина) . Трансформация исконно русских лубочных традиций изображения птицы счастья Алконост  в образ  красавицы с живым и мудрым взглядом - с разлетающимися жемчугами, в шелках и уборе танцовщицы кабаре,  создает наложение на подсознание двух величайших  художественных направлений начала XX  века.  Русский стиль и дух  народных сказаний передается символами     ар деко и романтизмом  Альфонса Мухи (фото 19). Работая над  образом  Медузы Горгоны автор применяет собственную авторскую трактовку:  смертоносный взгляд поражает болью одиночества и страдания, нагота   змеиного тела беззащитна и грациозна  (фото 20). Роспись скульптуры «Люцифер» (лат. Lucifer «светоносный»)  решена в  противопоставлениях света и тьмы в каждой душе :  темное пламя гордыни борется с божественным светом познания и свободы ( фото 21).

Скульптор Иван Асиновский   автор многих монументально-декоративных проектов, но фарфор для него близкий и любимый материал. Свои работы Иван сочиняет как музыку – и легкие популярные пьесы (фото 22) и сложные симфонии для большого оркестра. Называя скульптуру «музыкой пластики» , свободно играя жанрами и стилями, художник решает самые сложные задачи, создавая яркие образы лучших представителей русского искусства.  Используя в каждой работе разные стилистические приемы, автор доверяет зрителю проявить собственную фантазию - услышать звенящую ноту вместе с Игорем Стравинским (фото 23), ощутить холодный петербургский ветер с Сергеем Дягилевым (фото 24), почувствовать дух времени  в танце Вацлава Нижинского. Проявляя жесткость и требовательность к форме, он в то же время старается  не поранить излишней росписью невинную белизну своего любимого материала.
Вместе с другими видами декоративно-прикладного искусства авторский фарфор в музейных и частных коллекциях формирует не только художественное пространство выставочного и  жилого современного интерьера, но и будущее  культурное наследие страны. Художники – керамисты  через свои работы оказывают значительное влияние на развитие общества, на процесс приобщения к искусству наших современников. В мире, в котором аристократичный материал XVIII  века превратился в привычный предмет обихода , важность художественных произведений возрастает многократно:  фарфор как искусство для духовной элиты дорог, прекрасен, интеллектуально и эмоционально активен. Высочайший уровень мастерства и профессионализма  авторов, использование сверхсовременных приемов в технологиях, декоративность, чарующая роскошь, духовная созвучность и эпатаж, чувственность,  богатство фактуры - вот основные виды оружия элитных игр в авторский фарфор.
Опубликовано: Уральский альманах предметов коллекционирования | № 10 | 2015


Рецензии
Такое замечательное направление материального искусства!
Жаль, что в этой публикации нет прикрепленных фото, упомянутых в Уральском альманахе - хотелось бы увидеть эти предметы, столь интригующе описанные автором:)

Кима Кишиневская   24.02.2018 15:35     Заявить о нарушении