Запрягай дровни, поезжай к ровне

Брак в Исламе
 
Традиционно принято считать, что в Исламе мужчина может взять в жены любую представительницу монотеистических религий (“люди Писания” согласно Корану), таких как Христианство, Иудаизм, Зороастризм, а некоторые современные ученые (Аднан Ибрагим, Закир Наик) включают сюда также Индуизм, объясняя это тем, что в книгах Хинду упоминается только один Бог. В то же время женщина имеет право выйти замуж только за мусульманина. В противном случае ее брак будет считаться недействительным в мусульманском обществе, а сама она автоматически становится k;fir, то есть, неверной. Откуда появилось такое убеждение и к чему оно привело, можно понять, совершив небольшой исторический экскурс в эпоху халифата и Исламской Империи.
 
Конечно, семейная жизнь с человеком, разделяющим наши взгляды и веру, как правило, проще, более предсказуема и кажется надежнее. Однако, когда речь идет о религиозных запретах и ограничениях, действительно ли Ислам дискриминирует женщин, лишая их прав наравне с мужчинами выходить замуж за “людей Писания”?
 
Начиная со второй половины 7-го века, после смерти Мухаммеда, семья Пророка потеряла не только политическую, но и религиозную силу среди мусульман. В ходе кровавых битв, хитроумных интриг и бесконечных переговоров, власть постепенно сместилась на территорию Леванта, где пустила корни и прочно укрепилась династия Умайядов. Пожалуй, стоит отдать должное административным способностям Муавии бин Абу Суфиян, а также его сыну Язиду, превратившим Дамаск в благоуханный цветок Ближнего Востока. Там строились мечети, библиотеки, процветала торговля. В это же время появляется и такое понятие как политический ислам - именно тогда ислам начинает использоваться в угоду власть имущим. Для этой цели при дворе халифы появляется должность придворного историка, в обязанности которого входит освещение исторических событий в выгодном свете, а в случае нехватки информации - воспроизведение таковой по своему усмотрению. Так, известный историк исламского Золотого Века Ибн Исхак, живший во второй половине 8-го века, в своих рукописях о жизнеописании Пророка Мухаммеда, делая выводы, часто ссылается на неизвестные источники - “мне поведал человек достойный доверия”, “один честный человек сказал” (Ibn Ishaq “Sirat Rasoul Allah”).
 
В конце 11-го века, а именно в 1095-1099 поп Урбан II организовал первый Крестовый поход с целью отобрать Святую Землю, в частности Иерусалим, у мусульман. Не будем углубляться в политическую подоплеку этого события, однако, погрязшие в сектарианские распри и борьбу за власть, мусульмане не смогли отстоять святыню, и победа крестоносцев стала чудом, которое многие объясняли милостью Господа по отношению к Христианам. Утвердившись в Иерусалиме, крестоносцы создали множество мелких городов-государств на территории Леванта прямо под боком у мусульман. Напомним, что Исламская империя к концу 11 века была разделена на империю Фатимидов со столицей в Каире и Аббасидов с центром в Багдаде. Фатимиды были представителями шиитской ветви Ислама, носившие свое название от имени дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Аббасиды же исповедовали сунни Ислам. Случайные набеги и запланированные атаки между двумя соседями не прекращались вплоть до 12-го века, когда Саладин насильно обратил весь Египет в суннитов, и единственным убежищем для шиитов, не желающих переходить во враждующую секту, стала Персия.
 
Появление независимых городов-государств крестоносцев фактически в центре Леванта, между Фатимидами и Аббасидами, стало решающим фактором в борьбе последних за власть, перетягивая канат с одной стороны на другую. В то же время, христианская и мусульманская общины, прежде жившие в мире и согласии друг с другом, стали все больше обособляться. Послания ненависти, распространявшиеся среди христиан по отношению к мусульманам, встречали ответную ненависть у мусульман. Сохранение индивидуальности, веры и традиций привело к резкому снижению, а иногда и полному отсутствию смешанных браков. А поскольку в глазах средневековых (как, впрочем, и современных) муфтиев женщина всегда рассматривалась как существо слабое, психологически нестабильное и, как правило, недостойное доверия, то все бремя запретов пало именно на ее плечи.
 
“Если мусульманка выйдет замуж за христианина или иудея, он непременно обратит ее в свою веру, и их дети не будут мусульманами!”
“Мужчина - ведущий, а женщина - ведомая, она легко поддается влиянию!”
“Женщина слабая, она должна подчиняться мужу, мусульманка не может жить с иноверцем!”
Примерно такие слова в разных вариациях можно услышать от шейхов, муфтиев, имамов, пытающихся отстоять эту дискриминирующую позицию Средневековья.
 
Однако единственным весомым аргументом в данном случае могут служить только аяты Корана, принимая во внимание то, что это вопрос религии, а не культуры и местных традиций.
 
Отстаивая свои позиции, консервативные муфтии ссылаются на аят 5 суры 5 (Аль Маида - Трапеза):
 
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания /7/, а ваша пища разрешена для них /8/. Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа верующих и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках) /9/, если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг.
Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]».
 
Поскольку в аяте ничего не говорится о праве мусульманки на брак с “людьми Писания”, это по умолчанию рассматривается как запрет, полностью игнорируя контекст всей суры, а также предыдущий аят, гласящий: “Все незапрещенное - изначально дозволено”. Это был один из последних аятов, посланных Пророку незадолго до смерти, имеющий целью подытожить лишь несколько аспектов праведной и гармоничной жизни, а вовсе не установление правил.
 
Полагаясь на тот принцип, что “Всевышний не сотворил людей (народы, этносы) с целью их разобщения и расчленения” (Аль-Газали. Хулюк аль-муслим. Искандария: Ад-Да’ва, 1999, стр.161), обратимся к другим аятам Корана, проливающим свет на этот вопрос.
 
“Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выходите замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, — быть может, они помянут назидание”. (Quran, 2:221)
 
Как мы видим, в этом аяте идет равное обращение к женщинам и мужчинам, с абсолютно идентичными условиями.
 
“О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них. Возвращайте им (неверующим) то, что они потратили на брачный дар. На вас не будет греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (брачного дара). Не держитесь за узы с неверующими женами и требуйте назад то, что вы потратили на брачный дар. И пусть они (неверующие) требуют то, что они потратили на брачный дар. Таково решение Аллаха. Он решает между вами. Аллах — Знающий, Мудрый” (Quran, 60:10).
 
В данном случае, речь идет о язычниках, с которыми, как уже упоминалось выше в суре 2:221, мусульманам (как женщинам, так и мужчинам) запрещено вступать в брак. Что же касается “людей Писания”, то в тексте Корана нет никаких основательных доказательств того, что женщина-мусульманка не имеет права выходить замуж за представителя любой монотеистической религии.
 
И, наконец, “Он сотворил для вас пару, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих”. (Quran, 30:21)

Так что, "don't worry, be happy!"


Рецензии
Спасибо за экскурс в историю Ислама.В настоящее время учения исламистов постепенно утратили первоначальные ценности.Как религия Ислам наиболее воинствующее учение и уже, не отвечает добрым и настоящим заветам Пророка.
С теплом, Владимир Лукич.

Владимир Зырянов   06.07.2017 16:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Владимир, за понимание.
С уважением, Ирис.

Ирис Зимбицка   06.07.2017 18:59   Заявить о нарушении