Загадка казбеги

     После свадьбы мы решили поехать в путешествие по Военно-Грузинской дороге, был  такой туристический маршрут в СССР. Начинался он в г.Орджоникидзе, а заканчивался в г. Батуми, где на берегу Черного моря – 6 дней отдыха. Между ними:  Казбеги, Пассанаури, Тбилиси. Маршрут показался привлекательным – когда еще побываешь на горных перевалах, увидишь снежные вершины, которые вдохновляли великих поэтов? Экзотика, исторические места, яркие впечатления, а напоследок – ласковое, июльское море.
    Прошли годы. Память сохранила много воспоминаний об этой поездке, но главное из них, загадка маленького селения Казбеги, которое прилепилось к подножию знаменитых Кавказских вершин, сияющих ослепительными снегами.
    Вещей с собой взяли немного, надеясь на жаркое лето. Но здесь, в ущелье, на высоте около 3000 метров, заставляли мерзнуть перепады температур. Солнышко поднималось из-за высоких гор ближе к полудню – тогда мы согревались. Но, буквально через несколько часов, оно перемещалось к западным вершинам ущелья и скрывалось за могучими горными хребтами. Вновь становилось холодно.
       Основательные каменные дома селян утопали в густой зелени, здесь же, за резными заборами виднелись деревянные православные кресты – во дворах были могилы предков. Родные всегда были  рядом, у семейного очага: и живые и мертвые. Для нас это тогда было и удивительно, и страшно. Людей в селении было очень мало, вернее мы их совсем не видели. Перед глазами только горы, ледяной, но тихий Терек в каменистом русле и многочисленные стада овец, пестрым орнаментом украшавшие желтовато-зеленые склоны гор. И глядя на это, нельзя было понять, в каком веке мы находимся в ХХ или в ХУШ? Время как бы замедлило свой бег.
     На турбазе было очень скучно, никаких развлечений, только завтрак, обед и ужин. Однажды после завтрака решили сходить на речку – вдруг сумеем искупаться? Солнце как раз поднялось высоко и нещадно палило своими прямыми лучами. Несмотря на жару, вода даже на мелководье оказалась очень холодной. Петя все-таки рискнул  немного окунуться. Потом,  посидев на больших гладких камнях и насмотревшись на ее бурлящий поток, задумали слазать на ближайшую гору. До обеда времени  еще много – и мы, не теряя его даром, начали восхождение.
        По мере того, как мы поднимались вверх, стало возникать ощущение, что несмотря на видимое безлюдье вокруг, будто кто-то внимательно следит за нашими действиями. Внутреннее напряжение не оставляло меня, хотя причин для волнения вроде и не было: светило солнышко, под ногами зеленела трава, попадались неяркие цветы и мелкий кустарник, летали какие-то насекомые… Делаем остановку, оглядываемся вокруг. Вдалеке, на противоположном склоне ближайшей горы, видим пастуха  и мирно пасущуюся отару овец, а внизу, у подножия  «нашей» горы вдруг появился человек с палкой и в папахе. Откуда он взялся? Не понятно. Лица его разглядеть мы не могли, лишь неподвижная фигура была хорошо заметна.
        Стали взбираться дальше. Человек оставался на том же месте. Сердце стало стучать чаще, в голову полезли грузинские народные сказки, которых  в детстве прочитала множество. Горы и змеи, змеиные цари, колдуны, обитающие в таинственных горах и подземельях – все это крутилось в уме и не давало покоя. Идти  вперед расхотелось. Я схитрила. Говорю мужу: «Я устала, ты иди один, а я здесь тебя подожду». Но он не согласился. Делать нечего, пошли вместе.
        Вдруг, как будто из-под земли, раздался звонкий голосок кукушки: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку» - то ли предупреждал он, то ли  о чем-то спрашивал? Это было очень неожиданно. Откуда здесь кукушка? Холодок пробежал по спине. Мы остановились и вновь огляделись. Ничего нового, лишь темным пятном кажется неподвижная фигура в папахе внизу у дороги. Кукушка опять кукует. Мы стали рассуждать об этом.
      В этот момент справа от нас со скалы  что-то срывается объемное и гремящее. Когда это «что-то» пролетало мимо нас, мы увидели, что это был большой завязанный мешок, внутри которого что-то лежало, возможно, пустое ведро. Груз летел с ускорением, сотрясая воздух и увлекая за собой мелкие камни. Лишь, когда он достиг земли невдалеке от  незнакомца в папахе, вновь стало тихо.
     Опять захотелось повернуть назад. Но цель нашего восхождения была уже совсем близко – до вершины оставалось несколько десятков метров. Муж уговорил меня сделать последние усилия, чтобы оказаться на желанной высоте. Подавляя в себе  чувство опасности, стали  подниматься выше.
      Вот, наконец, и заветная высота. Нам открылась совершенно плоская и довольно большая площадка. Мы уселись, оглядываясь вокруг и пытаясь отдышаться. То, что мы увидели, нас поразило. Слева, в глубине этого ровного пространства в скале была полуовальная дверь….
«Куда мы попали?» - только и успели  подумать, как вдруг послышались мужские голоса, звуки песен, и из двери в скале стали выходить мужчины-горцы.  Мы оцепенели. Один за другим на площадке появляются 15-20 человек. Удивительно,  но все они, как один, были  в дорогих и отглаженных черных костюмах, в  белых рубашках, в начищенной обуви. Некоторые держали в руках  кувшины с вином. Казалось, что они появились на вершине горы прямо с какого-то торжества, при полном параде и во всей красе. Только как?
       Вся моя жизнь пронеслась в голове. Все! Это – конец, мелькнула мысль. «Прощай, медовый месяц! Больше я ничего уже не увижу». Это длилось доли секунды.   «Быстро вниз! – командую я. Муж медлит. Горцы  приглашают отведать молодого вина, которое плескалось в большом кувшине.  Еще секунда…-«Быстро!» - повторяю я свой призыв и срываюсь с места.
      Вниз бежать тяжелее. Трава скользит, камни движутся под ногами, трудно удержать равновесие. Петя несколько раз падает на 5-ю точку, но мы продолжаем спуск под смех и улюлюканье хозяев горы. Смотреть на наше бегство, конечно, было смешно, но для меня это было спасением. Вверх мы поднимались минут 40, вниз скатились раз в 10 быстрее. Верна народная мудрость: «Страх ногам крылья придает».
      Интересно, что по мере нашего спуска, неподвижный незнакомец в папахе стал с той же скоростью отдаляться от нас. Увидеть его мы так и не смогли. Оказавшись в безопасности, мы еще раз посмотрели вверх, сфотографировали всю гору, но ничего необычного на вершине  не было видно. Фотографии оказались плоскими, невыразительными.
       А человек в папахе скрылся в селении, унося с собой тайну, которую нам не суждено было узнать. Что это за площадка на вершине горы? Может для  вертолета? Какие горные ступени позволили сохранить одежду горцев в такой первозданной аккуратности? Где начало и где конец невидимых для глаз тропок? Эти вопросы долго мучили наше воображение, но на турбазе мы никому не рассказали о своем восхождении. Позже мы узнали, что ходить в горы без инструктора строго запрещалось. Мы оказались нарушителями. Хорошо, что смогли вернуться живыми!
     Сколько еще тайн и загадок хранят горы-великаны от таких непосвященных, как мы?
 


Рецензии