О противоположном

   Андрей Ваджра возможно прав: «… простые умом люди могут смотреть на сложные проблемы исключительно по-простому. Чего мудрить, если можно «отнять и поделить», «украсть и убежать», «обмануть и выкрутиться», «унизить и возвыситься»?.. Универсальный алгоритм простых умом людей предполагает лишь две простые мысли, третья в него уже не вмещается. Объём мозга не позволяет. Поэтому они мыслят дискретно: две мысли, затем обнуление, а потом опять две мысли, после этого снова обнуление, после чего – новые две мысли… При этом предыдущие две мысли не связаны с последующими». (Андрей Ваджра, Самопожирание // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.23525, 03.07.2017).

   Но вот жил еще в 5 веке до н.э. Гераклит, который причиной движения считал борьбу противоположностей, то есть взаимодействие между двумя участниками. После него противоположностями занимался Аристотель и, совсем уж близко к нам, Гегель. А другие самостоятельные мыслители по этой теме мне неизвестны. По Гегелю: «Различие доведенное до предела есть противоположность. Белое и серое различны, белое и черное – противоположны».

  Но всё живое различает противоположные ощущения (неприятные от приятных). И начинает действовать, чтобы избавится от неприятного ощущения. Иначе, гибель. А если тепло, светло и сытно, то можно жить спокойно. Жизнь идет в зазоре между приятным и неприятным. Я не могу согласиться с Гегелем, что «белое и серое различны, белое и черное – противоположны». В радуге красный и зеленый цвет различны, а в светофоре эти цвета противоположны. Они не могут одновременно светить, а только по очереди, они исключают друг друга. Если светит красный, то не должен светить зеленый. То есть противоположностями должны считаться только взаимоисключающие различия, а не просто «белое и черное – противоположны». Они всегда бывают парами (приятно или неприятно), но возникают они перед нами по одиночке. Не может быть неприятная приятность или приятная неприятность. Если мне сейчас холодно, то не может быть тепло в это же время.

   Противоположными могут быть не только ощущения, но и мысли, и возможности. Аристотель из противоположный мыслей создал целую науку – логику. Так как таких мыслей может быть только две (Земля движется или не движется?), то только одна мысль будет верной. И никакой третьей мысли здесь нет и быть не может. Третьего не дано.

   Люди давно заметили аналогичные свойства противоположных возможностей. Они тоже бывают едиными парами и выбор из таких возможностей идет подобным образом, когда третьей возможности не существует. Выбор из взаимоисключающих возможностей имел названия: альтернатива, дилемма, дихотомия…  Множество названий одного явления говорит о непонимании сути явления.

   Важно понять, что есть пары противоположностей, когда третьего не существует, а в обычных различиях есть и третье и четвертое и…  Непонимание этого вызывает у многих убеждение, что третье всегда есть.

   Это философская и очень важная проблема, но как и где обсуждать ее? Только в научной печати. Но в нее попасть невозможно. На съезде народных депутатов 4 июня 1988 г. академик К.В.Фролов рассказал, что  академику для публикации требуется семь разрешающих подписей. Но академику В.Л.Гинзбргу требуется для этого уже восемь разрешающих подписей («Огонек» №7 – 1988 г.). Критика вызывает неприятные ощущения и вызывает действия, чтобы от нее избавиться. Такое происходит и на других площадках.  «Вопросы философии» (№11 – 2002 г.) публиковали статью, в которой Г.Левин «доказывал», что пословица «В споре рождается истина» не верна. И создание комиссии по борьбе с лженаукой вызвано желанием к тихой спокойной жизни без споров и волнений, без неприятных ощущений. Но тогда не будет и никаких изменений, никакого развития.

4 июля 2017 г.      Павел  Каравдин


Рецензии