Сенокос с июля переносится на сентябрь?
Вот-вот зацветут зверобой и клевер – верные маяки, дающие сигнал к началу сенокоса. Только какой сенокос при нынешней погоде? Да и если успеем выставить сено на заращенных приусадебных участках, доставшихся от родителей – его кому кормить? Домашнего травоядного скота почти не осталось, вот и стоит немым укором копна сена прошлогоднего укоса.
Но косить вокруг домов и в центре деревни всё равно придётся. Хотя бы для того, чтобы обезопасить постройки от весенних пожаров. На компост траву при щедрой поливке с неба, вымахавшую почти в человеческий рост, уже не пустишь, так что придётся оставлять прямо на покосе. Как тут не вспомнишь былые времена, когда с начала июля до сентября (смотря как повезёт с погодой) гремели на лугах и полях тракторы с косилками, граблями, пресс-подборщиками, и высились стога. А в деревнях около приусадебных участков соседки из-за пестеря (бехтеря) травы, сжатой не на «своей» меже, могли разругаться в пух и прах, оставаясь на долгие годы чуть ли не врагами.
Ныне травы заполонили всё вокруг. Обезлюдевшие деревни уже не в силах с ними справляться и, чтобы дойти от дома до магазина и не вымокнуть в сырой траве до пояса, прокашиваются туннели-тропы. Косят те, кто в силе ещё держать косу, но многие уже не отваживаются на такой труд и ходят травой, опасаясь заплестись в ней немощными ногами.
Глядя на вконец прохудившееся небо невольно вспомнишь и тех немногочисленных владельцев коров и коз, глав фермерских хозяйств, которым по нынешней непогоде надо суметь заготовить сена на всю зиму. И станет не по себе от того, что на фоне их забот твои проблемы покажутся никчемными, обывательскими.
На деревенской улице ныне уже не услышишь по утрам звона отбиваемой и налопачиваемой косы стойки. Редко, редко увидишь этот инструмент в руках косарей. Зато треск мотокос-триммеров слышится со всех сторон: народ обкашивает свои дома, огороды, насаждения кустарников и деревьев в палисадниках и заодно готовит из скошенной уже не в первый раз за сезон травы будущее удобрение для грядок. Не стало скота, не стало и навоза, потому трава идёт в удобрение, минуя коровий желудок.
Эх, в годы бы моей молодости, да такие механические косы! Какое бы облегчение было колхозникам! Сколько километров пришлось прошагать в покосах людям моего поколения сначала с косой-горбушей в руках, потом с вытеснившей её косой-стойкой! Сколько рубах истлело от едкого пота на июльской жаре! А сейчас с таким помощником день косишь и не вспотеешь.
Позабавил вопрос, заданный читателем редакции газеты «Аргументы и факты», опубликованный в последнем номере. Интересуется горожанин тем, кто обязан выкашивать траву во дворе дома. Редакция отвечает, что в зависимости от того, за кем закреплена дворовая территория, тот и содержит её в надлежащем состоянии.
В подъездах многоквартирных домов десятки, а то и сотни квартир. И не находится там мужика, который бы вышел утречком с триммером (наверняка на даче имеется) и размялся бы перед работой. Нет, лучше спросит у газеты, а потом будет требовать, а то и судиться с управляющей компанией за невыкошешную траву.
Деревенским жителям уповать на кого-то не приходится, и косим мы не только у своих домов. И всё же властям всех уровней пора бы обеспокоится и вопросом обкашивания деревень и отдельных построек и ближе к осени делать это ежегодно. Сколько по России каждый год сгорает от весеннего пала деревень, посёлков, домов! МЧС срочно направляет отряды спасателей и пожарных на борьбу с огненной стихией. Следственные органы заводят уголовные дела на глав поселений за то, что не обеспечили пожарную безопасность. Откуда-то находятся деньги на помощь погорельцам.. Запоздало принимаются решения о наведении элементарных мер безопасности. Но денег у бюджета на эту безопасность нет (ушли на борьбу с пожарами) и всё повторяется до следующего ЧП. Получается замкнутый круг.
Нет, нет да и появятся в соцсетях объявления о новой услуге: косьбе травы около жилых домов и тропинок. Но в каждом поселении было бы правильно заиметь небольшое звено (можно из вчерашних школьников-старшеклассников, которые непрочь заработать), снабдив их парой триммеров и принимать заявки от пожилых (и не только!) людей на косьбу в деревнях и посёлках. Наверняка, эта услуга со временем стала бы востребованной. Да и сами деревни неплохо бы в конце августа, в сентябре обкашивать, убирая травяной покров, как это начал делать лесхоз в ряде лесных посёлков, убирая древесный хлам. Затратив несколько десятков тысяч рублей на подобную профилактику государство смогло бы сэкономить миллионы, потраченные на ликвидацию последствий стихии.
И всё же и мне пора вставать из-за стола и тоже браться за триммер, менять на нём жилку на металлический диск и приниматься за борьбу с травой в родной деревни. Волонтёры – ныне модное слово. Пойду и примкну к их племени.
Владимир Фокин
из деревни Артемьевской.
Газ. "Заря" от 06.07.2017
Свидетельство о публикации №217070400940