Пробуждая воспоминания 1

 Хотя я родился в Риге, детство моё прошло в тихом провинциальном городке Резекне.
 Главные улицы - их было пять или шесть - вымощены булыжником. Автомашин было всего несколько. Основным транспортом являлись извозчики - коляски легковых и телеги ломовых, а также велосипеды.
 Город на две части разделяла речка, на середине которой находилась небольшая гора с развалинами старинного замка. Она так и называлась - Замковая гора.

 В центре города, где сходились четыре главные улицы, был мост, называвшийся Большим, хотя по теперешним меркам он совсем невелик. На перекрёстке у моста днём стоял полицейский Богданов - тогда его называли городовым - здоровяк двухметрового роста. Он следил за порядком и регулировал движение извозчиков и велосипедистов.

 Мы, мальчишки, катаясь на велосипедах, любили, проезжая перекрёсток, показывать рукой направление поворота и были счастливы, когда городовой делал нам разрешающий знак. Изредка, по вечерам у перекрёстка появлялись пьяные, вышедшие из расположенных поблизости ресторанов. "Казино" - для более благородных и "Донато" - для менее благородных посетителей.   

 Если пьяный шумел, буянил или иным образом нарушал порядок, городовой делал ему внушение. Если же и это не помогало, Богданов могучей рукой брал его за шиворот, иногда добавив несколько ударов каучуковой дубинкой, которую носил в рукаве и, подозвав извозчика, отвозил буяна в участок.
 Такое событие случалось довольно редко - пьяных в то время было мало, не то, что сейчас; оно оживлённо обсуждалось собравшимися мальчишками и взрослыми зеваками.

 Мы жили в двухэтажном красном кирпичном доме, расположенном на главной улице.
В зависимости от государственной власти улица называлась в начале Латгальским проспектом, затем в честь переворота 1934-го года - улицей 15-го мая, затем в честь дня ввода в Латвию частей Красной Армии - улицей 17-го июня.

 Теперь ей возвращено первоначальное название - Латгальская улица. Эта улица казалась мне тогда длинной: она начиналась от моста, по обе её стороны располагались магазины (их тогда называли лавками), кондитерская, парикмахерская, мастерские, фотоателье. Казалось, улице конца и края нет!
 Поднимаясь в гору, она заканчивалась огромным костёлом из красного кирпича. Во время войны многие здания были разрушены, однако костёл не пострадал.

 Когда сейчас, спустя десятилетия, я приезжаю в Резекне, многое кажется необычным: город стал как бы чужим - новые большие здания, асфальтированные улицы, а наша Латгальская, в детстве такая длинная, сейчас кажется вовсе укороченной - от моста до костёла рукой подать!

 Куда подевался артезианский колодец на углу нашей улицы и Плекшинской, где кондитерская Ротштейна, куда мы тайком от родителей бегали кушать вкусные пирожные с кремом, и многое другое, что в детстве было, а сейчас безвозвратно исчезло?

 И я думаю - ведь прошли годы... Годы!

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/14/1415

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.